СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условия успешности обучения учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы  учителя начальных классов

I квалификационной категории

Антоненко Марии Ивановны

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условия успешности обучения учащихся в начальной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БРАСОВСКОГО РАЙОНА ЧАЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА       Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условия успешности обучения учащихся в начальной школе  Из опыта работы учителя начальных классов I квалификационной категории Антоненко Марии Ивановны 23.11.2022г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАСОВСКОГО РАЙОНА

ЧАЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условия успешности обучения учащихся в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов

I квалификационной категории

Антоненко Марии Ивановны

23.11.2022г.

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего  идти» -    Оноре де Бальзак      Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают  мир и самого себя.  Чтение, книга – это мощное средство образования,  воспитания и развития: умственного, языкового, речевого,  нравственного, культурного, эстетического, информационного,  говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство  развития всех способностей. Народ давно подметил важность  овладения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным  навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и  поговорках: «Аз, да буки, потом и науки», «На азбуке осекся – и  цифирь не далась».

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего

идти» -

Оноре де Бальзак

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают

мир и самого себя.

Чтение, книга – это мощное средство образования,

воспитания и развития: умственного, языкового, речевого,

нравственного, культурного, эстетического, информационного,

говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство

развития всех способностей. Народ давно подметил важность

овладения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным

навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и

поговорках: «Аз, да буки, потом и науки», «На азбуке осекся – и

цифирь не далась».

Актуальность   исследования  обусловлена противоречиями : снижением интереса взрослых и детей к чтению и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; -уменьшением количества часов на изучение литературного чтения (исчезло внеклассное чтение) и необходимостью формирования читательских компетенций; -наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; -информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Актуальность   исследования обусловлена противоречиями :

  • снижением интереса взрослых и детей к чтению и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • -уменьшением количества часов на изучение литературного чтения (исчезло внеклассное чтение) и необходимостью формирования читательских компетенций;
  • -наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • -информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Целью работы является анализ психолого-педагогической, методической литературы; изучение опыта учителей-новаторов; выявление эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка беглого, выразительного и сознательного чтения.

Целью работы

  • является анализ психолого-педагогической, методической литературы;
  • изучение опыта учителей-новаторов;
  • выявление эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка беглого, выразительного и сознательного чтения.
Задачи работы:   - изучить техническую и смысловую стороны чтения; -проанализировать современное состояние проблемы чтения в начальных классах; -выявить эффективные приёмы и упражнения, способствующие выработке навыка беглого и правильного чтения у детей; -апробировать выявленные методы и приёмы на практике.

Задачи работы:

- изучить техническую и смысловую стороны чтения;

-проанализировать современное состояние проблемы чтения в начальных классах;

-выявить эффективные приёмы и упражнения, способствующие выработке навыка беглого и правильного чтения у детей;

-апробировать выявленные методы и приёмы на практике.

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.  Цель обучения чтению в начальной школе:  - научить детей читать художественную литературу,  - подготовить к её систематическому изучению в средней школе,  - заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Цель обучения чтению в начальной школе: - научить детей читать художественную литературу, - подготовить к её систематическому изучению в средней школе, - заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются  - холериками и сангвиниками - (90 %),  - флегматики и меланхолики составляют всего лишь 10 %.  Отсюда вывод: большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.

Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются - холериками и сангвиниками - (90 %), - флегматики и меланхолики составляют всего лишь 10 %. Отсюда вывод: большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.

В целом навык чтения складывается из двух сторон:  - смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого,  - технической, подчинённой первой и обслуживающей её.  Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста.

В целом навык чтения складывается из двух сторон: - смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, - технической, подчинённой первой и обслуживающей её. Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:    значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле; содержания каждого предложения; содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); основного смысла всего содержания текста.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  • значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
  • содержания каждого предложения;
  • содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
  • основного смысла всего содержания текста.
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения выразительность чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения:

  • способ чтения,
  • правильность,
  • скорость (темп) чтения
  • выразительность чтения.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы:   -психологические упражнения;  -упражнения на развитие зоркости;  -артикуляционная гимнастика;  -метод динамического чтения;  -упражнения на развитие антиципации (словесной догадки);  -упражнение на развитие речи без повторов;  -упражнения на развитие осознанности чтения.

Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы: -психологические упражнения; -упражнения на развитие зоркости; -артикуляционная гимнастика; -метод динамического чтения; -упражнения на развитие антиципации (словесной догадки); -упражнение на развитие речи без повторов; -упражнения на развитие осознанности чтения.

Современное состояние проблемы беглого чтения у учащихся начальных классов   Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. РАССМАТРИВАЕТ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСТИТАНИЯ В ЕДИНСТВЕ.  Особое внимание методика чтения уделяет приёмам формирования навыка самостоятельности в работе с текстом и книгой.

Современное состояние проблемы беглого чтения у учащихся начальных классов

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого.

РАССМАТРИВАЕТ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСТИТАНИЯ В ЕДИНСТВЕ.

Особое внимание методика чтения уделяет приёмам формирования навыка самостоятельности в работе с текстом и книгой.

Интересную методику выработки беглого чтения разработал  В.Н. Зайцев, где даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать при определённых условиях:   1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений 2. Жужжащее чтение 3. Ежеурочные пятиминутки чтения 4. Чтение перед сном 5. Режим щадящего чтения (если не любит ребёнок читать) 6. Многократность чтения. 7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения).

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В.Н. Зайцев, где даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать при определённых условиях:

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

2. Жужжащее чтение

3. Ежеурочные пятиминутки чтения

4. Чтение перед сном

5. Режим щадящего чтения (если не любит ребёнок читать)

6. Многократность чтения.

7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения).

Таблицы Шульте Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищева.

Таблицы Шульте

Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищева.

 Классический вариант             Как работать с таблицами Шульте?  Расположите таблицу на  расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;  Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;  Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку;  Периодически меняйте таблицу.

Классический вариант Как работать с таблицами Шульте? Расположите таблицу на  расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка; Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд; Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку; Периодически меняйте таблицу.

Работа над развитием оперативной памяти.  Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко   Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. Таким образом, использование данной методики  развивает внимание  и  память ребёнка , способствует быстрому наращиванию скорости чтения.

Работа над развитием оперативной памяти. Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко

Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.

Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца.

Таким образом, использование данной методики  развивает внимание  и  память ребёнка , способствует быстрому наращиванию скорости чтения.

Правила написания зрительных диктантов

При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно.  Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях:

Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память  развивается гораздо хуже.

Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

Предложения читаются обязательно молча.

Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.

  Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.

По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко   №  п/п Предложения   Число букв 1  2  3  4  5  6 Набор №1 1  2  3  4  5  6 Набор №2 Время экспозиции (с) Тает снег.  Идёт дождь.  Небо хмурое.  Коля заболел.  Запели птицы.  Поле опустело.     Трещат морозы.  Я ищу землянику.  В лесу росла ель.  Наступила осень.  Дни стали короче.  В лесу много берез. 8  9  10  11  11  12   4  4  5  5  5  6 12  13  13  14  14  15   6  6  6  7  7  8

Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко

п/п

Предложения

 

Число букв

1 2 3 4 5 6

Набор №1

1 2 3 4 5 6

Набор №2

Время экспозиции (с)

Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.

 

 

Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез.

8 9 10 11 11 12

 

4 4 5 5 5 6

12 13 13 14 14 15

 

6 6 6 7 7 8

Практические упражнения по развитию навыка чтения (первая группа упражнений на осознанность навыка чтения ) Упражнение «Составь новое слово». Даны слова: колос сани Волга носки было катки (1 класс) Нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог (кони, волки, быки).

Практические упражнения по развитию навыка чтения (первая группа упражнений на осознанность навыка чтения )

Упражнение «Составь новое слово».

Даны слова:

колос сани Волга носки было катки (1 класс)

Нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог (кони, волки, быки).

Упражнение «Найди четвёртое». Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово. Песня – композитор. Самолёт - ? (изобретатель, конструктор).  Нож – сталь. Стул - ? (дерево). Утро – ночь. Зима - ? (лето).

Упражнение «Найди четвёртое».

Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.

  • Песня – композитор. Самолёт - ? (изобретатель, конструктор).
  • Нож – сталь. Стул - ? (дерево).
  • Утро – ночь. Зима - ? (лето).

Вторая группа по развитию осознанности чтения Игры со словами. Найди слово в словах: гроза, шутка, клён, столб Закончи предложение: По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы , у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р. «Превратите ЛЕС в деревья, МАК в подарок, РАКа в пароход».

Вторая группа по развитию осознанности чтения

Игры со словами.

  • Найди слово в словах: гроза, шутка, клён, столб
  • Закончи предложение:

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы , у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

  • «Превратите ЛЕС в деревья, МАК в подарок, РАКа в пароход».
Упражнение «Найди животное» Ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения. - НАСОС С ОСЁТ Р ЕЧНУЮ ВОДУ. И ШЛАНГ ПРОТЯНУТ К ОГОРОДУ. - СРЕДИ КУСТ ОВ ЦА РИТ ПОКОЙ, ЗДЕСЬ ХОРОШО БРОДИТЬ ОДНОЙ. Это достаточно трудное упражнение.

Упражнение «Найди животное»

Ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

- НАСОС С ОСЁТ Р ЕЧНУЮ ВОДУ.

И ШЛАНГ ПРОТЯНУТ К ОГОРОДУ.

- СРЕДИ КУСТ ОВ ЦА РИТ ПОКОЙ,

ЗДЕСЬ ХОРОШО БРОДИТЬ ОДНОЙ.

Это достаточно трудное упражнение.

Третья группа по развитию осознанности чтения Упражнение «Восстанови текст» Ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. С.В. Михалков «Чистописание»  Да! Стать учёным не легко  Корова молоко даёт,  Даёт корова молоко.  А надо всё наоборот: (2-я строка, 4, 3, 1)

Третья группа по развитию осознанности чтения

Упражнение «Восстанови текст»

Ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. С.В. Михалков «Чистописание»

Да! Стать учёным не легко

Корова молоко даёт,

Даёт корова молоко.

А надо всё наоборот: (2-я строка, 4, 3, 1)

Для развития правильности чтения Использую упражнения, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Упражнения «Опиши предмет», «Назови картинки», «Фотоглаз»: самостоятельно читают, запоминают слова с доски. КОТ РЕКА СОРОКА ИГЛА КАРАНДАШ  Я читаю предложения, в которых есть такие слова, а дети должны их услышать.

Для развития правильности чтения

Использую упражнения, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся.

Упражнения «Опиши предмет», «Назови картинки»,

«Фотоглаз»: самостоятельно читают, запоминают слова с доски.

КОТ

РЕКА

СОРОКА

ИГЛА

КАРАНДАШ

Я читаю предложения, в которых есть такие слова, а дети должны их услышать.

Упражнения на развитие памяти и внимания  Заучивание наизусть стихотворений очень хорошо развивает память. Стихотворения на разные темы заучиваем с самого начала обучения в 1 классе: Четыре времени в году… Осень! Роща золотая… Три цвета есть у светофора… Скинуло кафтан зелёный лето… Этот пальчик самый большой… и др. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой.: МЫШКА - МОШКА - МУШКА – МИШКА – МИСКА и др.; При чтении слов, , где имеются одинаковые буквы: КУСТ – СТУК, СОСНА – НАСОС, МЫШКА – КАМЫШ, МАРКА – РАМКА и др.; При чтении слов, имеющих одинаковые части: ПРИШЁЛ, ПРИНЁС, ПРИПЕВ.

Упражнения на развитие памяти и внимания

  • Заучивание наизусть стихотворений очень хорошо развивает память. Стихотворения на разные темы заучиваем с самого начала обучения в 1 классе:
  • Четыре времени в году…
  • Осень! Роща золотая…
  • Три цвета есть у светофора…
  • Скинуло кафтан зелёный лето…
  • Этот пальчик самый большой… и др.

Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой.:

  • МЫШКА - МОШКА - МУШКА – МИШКА – МИСКА и др.;
  • При чтении слов, , где имеются одинаковые буквы: КУСТ – СТУК, СОСНА – НАСОС, МЫШКА – КАМЫШ, МАРКА – РАМКА и др.;
  • При чтении слов, имеющих одинаковые части: ПРИШЁЛ, ПРИНЁС, ПРИПЕВ.
Развитие беглости чтения (первая группа упражнений ) Необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения. Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте, Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищев «Читать можно быстрее».

Развитие беглости чтения (первая группа упражнений )

Необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения. Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте, Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищев «Читать можно быстрее».

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения Направлена на активизацию органов речи. С первого класса урок чтения начинается с речевой разминки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательной зарядки, ибо правильное дыхание – основа речи. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов: Дыхательные упражнения – «Мы дышим» Артикуляционные упражнения – «Разомнём язычок» Произнесение сочетаний звуков – «Произнеси верно»  Скороговорки – «Учимся скороговорить».

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения

Направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинается с речевой разминки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательной зарядки, ибо правильное дыхание – основа речи. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов:

Дыхательные упражнения – «Мы дышим»

Артикуляционные упражнения – «Разомнём язычок»

Произнесение сочетаний звуков – «Произнеси верно»

Скороговорки – «Учимся скороговорить».

Развитие выразительности чтения  Упражнение «Читай шёпотом и медленно»:   ЧИСТОГОВОРКИ Чо-чо-чо – у меня болит плечо.  Чу-чу-чу – раз болит - иди к врачу.  Чу-чу-чу – нет, к врачу я не хочу.  Ча-ча-ча – буду плакать у врача.  Чи-чи-чи – помогают нам врачи.  Чу-чу-чу – коли так, пойду к врачу.  Ра-ра-ра- начинается игра. Ру-ру-ру – все игрушки соберу. Ло-ло-ло- белка спряталась в дупло. Лю-лю-лю- маму очень я люблю.

Развитие выразительности чтения Упражнение «Читай шёпотом и медленно»:

ЧИСТОГОВОРКИ

Чо-чо-чо – у меня болит плечо. Чу-чу-чу – раз болит - иди к врачу. Чу-чу-чу – нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча – буду плакать у врача. Чи-чи-чи – помогают нам врачи. Чу-чу-чу – коли так, пойду к врачу.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ру-ру-ру – все игрушки соберу.

Ло-ло-ло- белка спряталась в дупло.

Лю-лю-лю- маму очень я люблю.

Упражнение «Читай тихо и умеренно»:  УРМА-УРТА  УМВУ-ОМВУ  ЗЕЛКА-ЗЕМКА  ЮДРА-ЕДРЫ   Упражнение «Читай громко и уверенно»:  ЗАРЬ-ВАРЬ-МАРЬ-ЛАРЬ-ФАРЬ-КАРЬ-ТАРЬ-БАРЬ;  ЗВЕРЬ-ДВЕРЬ-ЧЕРВЬ.   Развитию выразительности чтения помогает чтение по ролям.

Упражнение «Читай тихо и умеренно»: УРМА-УРТА УМВУ-ОМВУ ЗЕЛКА-ЗЕМКА ЮДРА-ЕДРЫ Упражнение «Читай громко и уверенно»: ЗАРЬ-ВАРЬ-МАРЬ-ЛАРЬ-ФАРЬ-КАРЬ-ТАРЬ-БАРЬ; ЗВЕРЬ-ДВЕРЬ-ЧЕРВЬ. Развитию выразительности чтения помогает чтение по ролям.

Преодоление трудностей при обучении чтению  Причины низкого уровня развития навыков беглого правильного чтения: природный темп деятельности; регрессия ( возвратные движения глаз с целью повторного чтения );  отсутствие антиципации;  артикуляция ( непроизвольные движения губ при чтении текста про себя );  малое поле зрения;  уровень организации внимания; уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению

Преодоление трудностей при обучении чтению Причины низкого уровня развития навыков беглого правильного чтения:

  • природный темп деятельности;
  • регрессия ( возвратные движения глаз с целью повторного чтения );
  • отсутствие антиципации;
  • артикуляция ( непроизвольные движения губ при чтении текста про себя );
  • малое поле зрения;
  • уровень организации внимания;
  • уровень развития оперативной памяти.

Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению

Природный темп деятельности    Скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание,  мышление, воображение. Для определения темпа этого показателя  предлагается теппинг-тест.  Выполнение теста учитель контролирует с помощью секундомера.  Ребенок сидит, не облокачиваясь на стол, держа руку на весу.  Работа начинается по команде. 1 4 2 3 5 6

Природный темп деятельности Скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Для определения темпа этого показателя предлагается теппинг-тест. Выполнение теста учитель контролирует с помощью секундомера. Ребенок сидит, не облокачиваясь на стол, держа руку на весу. Работа начинается по команде.

1

4

2

3

5

6

На каждый квадрат отводится по пять секунд… Потом необходимо подсчитать среднее количество точек для 6 квадратов.  - 16 точек и меньше - ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе (заставляя читать ребенка быстрее, мы наносим вред его психике);  - 16 -20 точек – нормальный средней темп работы;  - 20 точек и больше - умеет работать в быстром темпе.  Обращаем внимание на узор, получившийся в квадратах. Если в 1-ом по счету точки стоят густо, а в других их количество уменьшается, и разница к шестому квадрату более шести точек, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению.

На каждый квадрат отводится по пять секунд… Потом необходимо подсчитать среднее количество точек для 6 квадратов. - 16 точек и меньше - ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе (заставляя читать ребенка быстрее, мы наносим вред его психике); - 16 -20 точек – нормальный средней темп работы; - 20 точек и больше - умеет работать в быстром темпе. Обращаем внимание на узор, получившийся в квадратах. Если в 1-ом по счету точки стоят густо, а в других их количество уменьшается, и разница к шестому квадрату более шести точек, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению.

Регрессии при чтении: ПРОИЗВОЛЬНЫЕ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами. 1. Неуверенность. 2. Отсутствие внимания. 3. Слабый словарный запас (Тезаурус).  Реципации - это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста .

Регрессии при чтении:

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ

  • или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.
  • 1. Неуверенность.
  • 2. Отсутствие внимания.
  • 3. Слабый словарный запас (Тезаурус).

  • Реципации - это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста .
Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.  Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.  Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений. Помочь в этом могут различные способы.  1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).  2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.  3. Чтение вслух.  4. Ограничение времени.  Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.

Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу. Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий. Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений. Помочь в этом могут различные способы. 1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш). 2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное. 3. Чтение вслух. 4. Ограничение времени. Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.

Антиципация Это смысловая догадка. При чтении многие слова , которые дети читают, не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Для того чтобы определить владеет ли ребёнок приёмом антиципации, использует ли её при чтении, предлагаю ему следующий текст: Родился зай.. в лесу и всего боял.. . Треснет где-ни… сучок, вспорх.. пти.., упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят.. . Наблюдаю, как долго думает над окончаниями слова ученик. Затем предлагаю прочитать этот же текст, но уже без пропусков. Сравниваю время. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит при чтении ребёнок пользуется приёмом антиципации.

Антиципация

Это смысловая догадка. При чтении многие слова , которые дети читают, не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Для того чтобы определить владеет ли ребёнок приёмом антиципации, использует ли её при чтении, предлагаю ему следующий текст:

Родился зай.. в лесу и всего боял.. . Треснет где-ни… сучок, вспорх.. пти.., упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят.. .

Наблюдаю, как долго думает над окончаниями слова ученик. Затем предлагаю прочитать этот же текст, но уже без пропусков. Сравниваю время. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит при чтении ребёнок пользуется приёмом антиципации.

Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:  САМ.Л.Т, КО.АБ.ИК  По пруду п.ы.ут жё.т.е, к.ас.ы. и о.а.жев.е ко.а.лик. . Все они п.и.ете.и сюда из рощи. П.и.е.ит ко.а.лик, о.ус.ит.я на воду, по.лывё. с по.ня.ым. .арус.ми.  Игра «Закончи предложение»  Дети ели ка…  На столе лежат бумага и кра…  В лесу растут гри…  Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации.

Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими: САМ.Л.Т, КО.АБ.ИК По пруду п.ы.ут жё.т.е, к.ас.ы. и о.а.жев.е ко.а.лик. . Все они п.и.ете.и сюда из рощи. П.и.е.ит ко.а.лик, о.ус.ит.я на воду, по.лывё. с по.ня.ым. .арус.ми. Игра «Закончи предложение» Дети ели ка… На столе лежат бумага и кра… В лесу растут гри… Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации.

Упражнение для развития смысловой догадки.  Тексты с ошибками в содержании или несуразицами:  1.Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.  2.Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.  Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи.  Упражнения для расширения словарного запаса.  «Игра в слова». Я называю ребёнку слово, а он рассказывает, что этот предмет может делать:  Метель – метёт, а гром - … .  Ветер - …, а снег - … .  Дождь - …, а солнце - … .

Упражнение для развития смысловой догадки. Тексты с ошибками в содержании или несуразицами: 1.Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом. 2.Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони. Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Упражнения для расширения словарного запаса. «Игра в слова». Я называю ребёнку слово, а он рассказывает, что этот предмет может делать: Метель – метёт, а гром - … . Ветер - …, а снег - … . Дождь - …, а солнце - … .

Артикуляция Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. а, о, у, ы, и, э. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ… Чтение чистоговорок. Трёхкратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним: ЖА-жа-жа – есть иголки у ежа. Ре-ре-ре – заяц спрятался в норе. Лю-лю-лю – маму очень я люблю. Стараюсь использовать те слоги, произношение которых у ребёнка вызывает трудности. Чтение скороговорок в темпе. Соединяю вместе два требования: чёткую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребёнок читает скороговорку, выполняя оба требования. Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.

Артикуляция

Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

  • а, о, у, ы, и, э.
  • АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ…
  • Чтение чистоговорок. Трёхкратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним:

ЖА-жа-жа – есть иголки у ежа. Ре-ре-ре – заяц спрятался в норе.

Лю-лю-лю – маму очень я люблю.

Стараюсь использовать те слоги, произношение которых у ребёнка вызывает трудности.

Чтение скороговорок в темпе. Соединяю вместе два требования: чёткую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребёнок читает скороговорку, выполняя оба требования. Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.

Упражнения на развитие периферического зрения.   Игра «Что вокруг?» Вешаю перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии1,5 – 2 метра от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг небольшой, 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Прошу ребёнка, чтобы он, глядя в эту точку , назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Игра «Найди спрятанное слово» Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть их. Б СОЛНЦЕ ИТРАВ СТОЛ РЮДЖЫМЕТ ОКНО ГЩШЩАТ МАШИНА

Упражнения на развитие периферического зрения.

  • Игра «Что вокруг?»

Вешаю перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии1,5 – 2 метра от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг небольшой, 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Прошу ребёнка, чтобы он, глядя в эту точку , назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя.

  • Игра «Найди спрятанное слово»

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть их.

Б СОЛНЦЕ ИТРАВ СТОЛ РЮДЖЫМЕТ ОКНО ГЩШЩАТ МАШИНА

Память Игра «Жили-были» -Посмотрите внимательно на листок, где написаны названия животных. Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой. Затем закрываю или переворачиваю написанное, а ребёнок на листке бумаги воспроизводит названия животных на их местах. С МЕДВЕДЬ О Б ЛОШАДЬ А К ТИГР А  П З КОШКА Е Е  КРОТ Б  У Р  Х А  КОЗА

Память

  • Игра «Жили-были»

-Посмотрите внимательно на листок, где написаны названия животных. Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой. Затем закрываю или переворачиваю написанное, а ребёнок на листке бумаги воспроизводит названия животных на их местах.

  • С МЕДВЕДЬ
  • О
  • Б ЛОШАДЬ
  • А
  • К ТИГР
  • А
  • П З
  • КОШКА Е Е
  • КРОТ Б
  • У Р
  • Х А
  • КОЗА
Заключение Темп чтения от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Диапазон оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Я стремлюсь к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников моего класса  имела высокую скорость чтения. Скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.  Эту особенность надо соотносить с требованиями сегодняшнего дня: чтобы не отставать от жизни в век высоких скоростей, достижения науки, техники, нужно быть эрудированным, образованным, культурным человеком, а для этого необходимо читать.

Заключение

  • Темп чтения от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Диапазон оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
  • Я стремлюсь к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников моего класса  имела высокую скорость чтения. Скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.  Эту особенность надо соотносить с требованиями сегодняшнего дня: чтобы не отставать от жизни в век высоких скоростей, достижения науки, техники, нужно быть эрудированным, образованным, культурным человеком, а для этого необходимо читать.

 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!