Формирование навыка образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Развивать психические процессы, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Воспитывать уважение к говорящему.
Оборудование:сундучок логопеда,прищепки и мячики разных размеров,деревянные предметные картинки, карточки с суффиксами, тетради, ручки.
Орг. момент.
- Ребята, что у меня на столе? (сундучок)
- В нем я нашла сегодня для вас такие предметы. Назовите, что это?
(прищепка, прищепочка; мяч, мячик)
Как получилось 2 слово? (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Сформулируйте тему нашего занятия.
Образование существительных с помощью ум.-ласк. суффиксов.
Запишите в тетрадь.
Какие суффиксы вы нашли в словах мячик, прищепочка.
Ик, очк. Что это за суффиксы? Зачем они нужны?
Артикуляционная зарядка. Фонематический слух.
Повторите за мной, как можно точнее:
ИК ОЧК : ИК ИК ОЧК ОЧК : ИК ОЧК ИК : ОЧК ОЧК ИК
Есть ли еще у-л суффиксы?
Послушайте сказку о суффиксах.
Жил-были братья К, ИК И ЧИК. Жили они в маленьком домишке, и все у них было маленькое: и ложечки, и вилочки, и стульчики и кроватки…
Какие были предметы? (маленикие)
Перечислите в тетради по памяти. Какие суффиксы нашли?
Проверка.
Раз они решили пойти в гости к двоюродным братишкам. У них братья увидели: котёнка, берёзоньку и всё у них было белёхонько и чистенько.
Отгадайте как звали двоюродных братьев? (оньк, е(ё)ньк)
Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.
Проверка.
Отведали они вкусненького кофейка и отправились к другим братишкам. У этих братьев была тумбочка, ленточка, а в гостях сидели Анечка и Ванечка.
Как звали этих братьев?
(очк, ечк)
Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.
Проверка.
Анечка и Ванечка рассказали, что есть еще братья, похожие на них. В их домишке есть соловушка, у которой круглая головушка, серое пёрышко, и клюёт она вкусное зернышко.
Как зовут этих братьев?
(ушк, ышк)
Запишите в тетрадь слова с этими суффиксами. Выделите их.
Проверка.
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали пальчики играть.
Маски примеряли,
В зоопарк играли.
Тут и ёжик, тут и мишка,
Тут и заинька-плутишка,
Тут и рыжая лисица.
А кто волка не боится?
Почеши ему за ушком,
Потому, что он - игрушка.
Заметили в физминутке слова с нашими суффиксами?
Пальчики подготовили. Ручки приготовили.
Назовите предмет, который вы получили из пакета, используя у.л. суффиксы. (в пакете маленькие предметные картинки из дерева по теме транспорт и животные)
У каждого по 3 картинки. На какую тему? Сгруппируйте. Объясните свой выбор. Обведите 1 картинку из каждой группы. Устно составьте предложение, в котором будут сразу эти 2 слова.
Напомните, ребята, зачем нужны у.л.суффиксы?
Чтобы говорить ласковые слова.
Игра «похвали друга»
Дети наугад выбирают карточку с суффиксом.
С его помощью придумывают слова соседу по цепочке, начиная со слов:
«Какие (ая, ое, ой) у тебя …»
Например: - Какие у тебя красивые глазоньки, заботливые рученьки! И т.д.
Итог.
Чему было посвящено занятие?
Какие суффиксы вспомнили, зачем они нужны?
Домашнее задание по карточкам.
Каждый отвечает полным предложением.
Спасибо за занятие.
Приложение.
Карточка для домашнего задания.
Суффиксы для доски и игры.
-ИК-
-ОЧК-
-К- -ИК-
-ЧИК-
-ОНЬК-
-ЕНЬК-
-ЕЧК-
-УШК-
-ЫШК-