СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог, я в этом уверена на все 100%, заинтересован в том, чтобы его уроки были не скучными, а интересными, чтобы на них с удовольствием работали обучающиеся, и им было там комфортно и уютно.  Очень важную роль в развити познавательного интереса учащихся играет мотивация, о которой я и хочу рассказать в своем выступлении.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации на уроках истории и обществознания»

Формирование мотивации у обучающихся на уроках истории и обществознания

Каждый педагог, я в этом уверена на все 100%, заинтересован в том, чтобы его уроки были не скучными, а интересными, чтобы на них с удовольствием работали обучающиеся, и им было там комфортно и уютно. Проводить уроки так, чтобы повысить интерес к предмету, сделать так, чтобы ребята с охотой приходили на занятия, иными словами влюбить в свой предмет. Как же заинтересовать, мотивировать ученика на обучение? Для ответа на это вопрос, давайте с Вами обратимся к мотивации, в данном случае к учебной. Что же это такое?

Итак, учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

А что говорит нам толковы словарь? Слово «Мотивация» (от лат. moveo –  двигаю) –  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. . Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации).  Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Формирование учебной мотивации у обучающихся сегодня можно назвать одной из приоритетных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена переходом на ФГОС, а также обновлением содержания качества обучения и образования, постановкой целей и задач, способствующих формированию у школьников приемов самостоятельной активизации приобретения знаний, познавательной активности и развития активной жизненной и гражданской позиций. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится, безусловно, очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем, так называемых,  мер педагогического воздействия, то есть влияния.

У многих детей, к большому сожалению, на данный момент полностью отсутствует интерес к учебе. Они просто не хотят учиться, да к тому же еще и не могут учиться. Желание отсутствует напрочь. Почему? Многие педагоги сетуют на то, что детям ничего не нужно, они не выполняют домашних заданий, не готовят параграф, не учат правила по русскому языку, математике, теоремы по геометрии и совсем не читают произведения художественной литературы, даже программные, не говоря уже о дополнительной литературе. Они довольствуются кратким содержанием прочитанного в Интернете, хотя порой и представления не имеют о главных героях, не говоря уже о событиях, о литературном анализе произведений. Им просто скучно на уроках, пропадает всякий интерес. Они сидят в школе и дома в телефонах и компьютерах, сердятся, когда их отрываешь и что-то просишь сделать Дети не используют ИКТ во благо своей учебе. Как же сделать так, чтобы дети научились учиться самостоятельно, как подвести к тому, чтобы они развивали познавательную активность и стали самостоятельны, как же их смотивировать на процесс обучения, который так важен в жизни каждого ученика? Пока они это не осознают, а потом поймут, но будет уже поздно.

Нужно отметить. Что успех в любой деятельности, а не только в учебной и воспитательной зависит не столько от знаний, сколько от мотивации учащихся. Чем выше уровень мотивации, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий приложит учащийся для достижения цели и тем выше будет ее результат. Люди с высокой степенью мотивации достигают больших успехов и результатов. Таким образом, мотивация – это одни из главнейших, наиважнейший факторов, который обеспечивает успех учебной деятельности. Поэтому, я считаю, что обязательно нужно находить способы и средства мотивации для учащихся в учебно-воспитательном процессе и на уроках. А еще очень важно прогнозировать ситуацию успеха. Это, прежде всего, относится к слабоуспевающим ученикам, которые боятся отвечать на уроках, чтобы не выглядеть нелепо. Нужно сделать так, чтобы каждый ученик стремился к успеху, пусть даже небольшому, сохранения или формируя учебную мотивацию. Поэтому составление методического обеспечения, апробации и внедрения методов и приемов  учебной мотивации школьников, которое  способствует повышению уровня мотивации учения, будет хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. В чем заинтересованы и педагоги, и родители учащихся.

Как подготовить урок такой, чтобы никто не остался в стороне, как провести урок так, чтобы всем ребятам стало интересно? Никто тебе, к сожалению, не сможет дать универсальных рецептов: ни методические пособия, ни учебники, ни программы, ни письма Министерства образования. И я, проработав почти 40 лет в школе, поняла, что все здесь зависит целиком и полностью от педагога, от его мастерства, от того насколько грамотно он сможет организовать учебный процесс и найти формы, приемы и методы, которые позволили бы эффективно давать уроки и при этом достичь оптимального результата.

Готовясь каждый день к урокам, я спрашиваю себя: что я должна сделать, чтобы ученикам было интересно на уроках и чтобы они хотели учиться? Какие использовать интересные дидактические игры, методические приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Какую изюминку найти и включить, чтобы было прямо-таки вау! И я постепенно стала их находить и делиться ими со своими коллегами.

Теперь я хочу познакомить с некоторыми приемами, видами и методами, которые я использую на уроках истории и обществознания и которые мне очень помогают повысить интерес к изучаемым предметам.

Раньше всегда использовала фронтальный опрос. В нем есть и свои плюсы. Все успеют повторить то, что было задано на дом. А сейчас поняла, что нужно использовать нестандартные формы опроса, так как они больше нравятся детям , и они охотно принимают участие в них.

1.«Блиц-вопрос». Учащимся предлагается ответить сразу на несколько вопросов по пройденной теме в течение 1 минуты. Кто больше даст правильных ответов, тот и получает «5» или «4».

2. «Да-нет». Еще использую опрос такого рода, в котором нужно дать только ответ «да» или «нет». Это можно выполнять на заранее подготовленных листочках, а можно и устно.

3.«Угадай историческую личность». Вызывается один ученик, ему одевается на голову надпись с историческим лицом: «Екатерина 2», «Петр Великий», «А.В. Суворов» и т.д. Он задает вопросы классу, а затем отгадывает, кто у него написан. Например, Это правитель? –Да. Это полководец? Он участвовал в Крымской войне? –Нет и т.д.

4.«Интервью». Вызываются 2 ученика, один-корреспондент, журналист, другой- исторический деятель. Журналист должен задать историческому лицу 5-7 вопросов по теме параграфа или повторению, а тот правильно и хорошо ответить на них.

5.«Археологи». Ребята берут свои учебники, открывая их на странице, которую укажет учитель. А далее нужно угадать слова из темы параграфа. Учитель говорит, что слово состоит из 6 букв. Например, в первой строчке взять 3 слово, 4 букву. (Это будет ф.) Во второй строчке, взять 1 слово, 5 букву(е). В третьей строчке - 2 слово, 3 букву (о).В четвертой строке - 4 слово, 1 букву (д).В пятой строке – 5 слово, 2 букву (а). В шестой строке-3 слово, 4 букву (л). Получилось слово феодал. И дальше продолжается до тех пор, пока не найдут все слова, которые педагог обозначил «археологам».

6.«Найди слова!» Учитель пишет начальную букву, черточки и конечную, просит ребят отгадать слова. Например, Г _ _ _ _ _ _ _ _ _ о, С_ _ _ _ а, П _ _ _ _ _ _ _ т, П_ _ _ о, П _ _ _ _ _ _ _ ь, Р _ _ _ _ _ а. Причем, черточек столько, сколько букв нужно вставить в слово.

7.«Поймай дату». Это больше подойдет для 5-6 классов. Берутся рыбки на магнитах, к ним приклеиваются даты, которые ребята уже изучили. Поймав рыбку, они должны назвать дату, указанную на магните. Например, 476, 500, 1215, 1358, 1265, 1302, 800, 843, 1066. Это помогант лучше запомнить и усвоить знание дат и событий

8.«Синквейн». Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain)  пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале. Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Этот прием использую и на уроках истории, и на уроках обществознания. Он нравится ребятам. Сейчас и конкурсы синквейнов

  1. Тема

  2. 2 Прилагательных

  3. 3 глагола, выражающих действие

  4. Фраза из 4-5 слов, смысл темы

  5. Вывод

Например, Государство.

  1. Государство

  2. Сильное, могучее

  3. Развивается, процветает, строится

  4. Государство- это особая сила власти

  5. Страна.

  1. Кодированный диктант. Работа с понятийным аппаратом. На доске пишу понятия под цифрами:

  1. Барщина 2. Республика

3. Демократия 4.Династия

5. Абсолютизм 6.Крепотничество

7. Сословия 8. Повинности

9. Оброк 10.Феодализм и т.д. Вызывается ученик, который хорошо знает определение терминов. Он называет, а ребята в своих тетрадях ставят только цифру, под которой оно написано. Например, должно получится следующее: 10,1,3,4,9,5,2,6,8,7. Взаимопроверка. Можно проверить фронтально. А затем ребята озвучивают определение термина или понятия под номерами. 1. Барщина-это все работы крестьян в хозяйстве феодала. 4. Династия-ряд правителей одного рода, сменяющих друг друга на престоле.10.Феодализм-это… и т.д. Отрабатывается понятийный аппарат.

7. Включаю ребусы и шарады в урок, это тоже очень нравится детям. Например, Первое- морское животное, второй – междометие, целое-Родина фарфора. (Кит-ай). Первое- деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе-местоимение, целое-правитель Египта. (Фара-он). Можно попробовать составить их самим, а можно найти в Интернете.

Ребусы. Отгадывают тоже с удовольствием термины и понятия по картинкам.



8.Подобрать синонимы- историзмы к словам:

1. Паритет-равенство

2. Альянс-союз

3. Приоритет -

4.Эскалация-

5.Мораторий-

А также и антонимы-историзмы делаю аналогично.

9. Расставить в хронологической последовательности события, прочитав слово, Перед каждым событием пишется заглавная буква.

1. Д . Крещение Руси

2. В. Ледовое побоище1242

3. З Грюндвальская битва1410

4. Е. Невская битва

5. И. Куликовская битва. Слово- девиз. Вот Вам и мотивация!

10. «Путаница» Исправить нужно ошибки. Дается текст с ошибками по изученной теме, учащиеся исправляют ошибки и читают правильный вариант. Например. В 1242 году на поле Куликовом возле реки Невы произошла Куликовская битва. Русские ратники сразились с немцами-крестоносцами. Предводителем был князь Александр, которого прозвали Великим.

Проведение подобных приемов и методов, дидактических игр,шарад, ребусов, различных конкурсов, викторин, квестов, рингов, мозговых штурмов, позволяет сделать урок интересным, насыщенным и увлекательным. И формы, и виды урока могут быть самыми разными: урок-экскурсия, путешествие, игра, викторина, бенефис, альманах, спектакль, панорама, смотр и другие. Игры развивают в детях творческое начало. Они с большим удовольствием принимают участие в таких уроках: готовят индивидуальные задания, примеряют для себя различные роли, активно отвечают на занимательные вопросы, активизируя свою познавательную активность и самостоятельность, учатся рассуждать, применяя аргументы и исторические факты, события и явления, выступать перед аудиторией, развивать коммуникативные навыки. Вот тогда изучаемый материал становится не скучным и однообразным, а более интересным, мотивируя обучающихся к учебной деятельности, тем самым повышается качество образования и процент обученности.

На сегодняшний день педагогика располагает огромным арсеналом приемов и методов, современных технологий и средств, включая ИКТ, которые и позволяют сделать урок ярким, насыщенным, интересным и увлекательным, способным мотивировать ученика к учебе и активизировать его познавательную активность.

Успехов нам, дорогие коллеги! Хороших, замечательных уроков! Пусть каждый урок будет подобен маленькому оркестру или спектаклю, а учитель-настоящий артист, дирижер, который способен сделать так, чтобы в унисон звучало каждое детское сердечко, каждая детская душа. Ведь, как сказал Верзилин: "Урок — это солнце, вокруг которогокак планетывращаются все другие формы учебных занятий". Так пусть же никогда солнце не закрывается тучами, а всегда ярко и по-доброму светит каждому ученику, согревая его своим теплом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!