ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Мухамадеева Юлдуз Саяфовна, методист МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие накопленного запаса усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот поэтому в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим, художественным, естественногеографическим и филологическим содержанием, а также совокупность методик и технологий (в том числе проектной) позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании обучающихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. На уроках математики нужно обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала с его практической значимостью. Важно убедить школьников, что математика – это наука здравого смысла.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и
универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ОО они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм;
3) использование знаково-символических средств представления информации;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий;
6) смысловое чтение; 7) различные способы поиска информации.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. Далее предлагается набор заданий для формирования или проверки усвоения некоторых УУД для 5 класса.
Регулятивные I. Целеполагание.
Задача. Реши задачу.
Печенье упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32 кг?
Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано, что ящик выдержит. Ответ о массе всего печенья считается неверным.
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий.
Задача.
При выполнении задания ученик допустил две ошибки.
Отметь верные решения +.
1020 м = 1км 200 м
530см = 5м 3 см
10 км 800 м = 10800 м
30 м 7 см = 370 см
25 км 40 м = 25040 м
Комментарий: Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы..
III. Прогнозирование.
Реши задание. Какая из данных величин выражает длину парты ?
120см 120м 120дм 120мм
Комментарий. Проверяется способность предвидеть возможность получения результата.
IV. Коррекция
Задача.
Учитель предложил округлить до миллионов число 26547049.Три ученика дали разные ответы:
26547049~26000000
26547049~2700000
26547049~26500000
Объясни, какую ошибку допустил каждый, и дайте правильный ответ.
Комментарий: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
I. Общеучебные.
Задача.
В одной корзине лежало 24 кг яблок, а в другой лежали груши. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок.
Сколько кг груш было в корзине? Реши задачу разными способами.
Комментарий: проверяется умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
II. Знаково-символические. Задача.
Комментарий. Проверяется готовность решения задач на движения, используя знаково-символическое представление (схема к задаче).
III. Логические
Задача.
Найди, что объединяет эти дроби?
Комментарий: проверяется готовность обнаружить общее свойство группы сократимых обыкновенных дробей