СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных навыков на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании обучающихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. На уроках математики нужно обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала с его практической значимостью. Важно убедить школьников, что математика – это наука здравого смысла.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных навыков на уроках математики»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мухамадеева Юлдуз Саяфовна, методист МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие накопленного запаса усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот поэтому в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим, художественным, естественногеографическим и филологическим содержанием, а также совокупность методик и технологий (в том числе проектной) позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании обучающихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. На уроках математики нужно обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала с его практической значимостью. Важно убедить школьников, что математика – это наука здравого смысла.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и

универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ОО они выстраиваются по нижеследующим позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм;

3) использование знаково-символических средств представления информации;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий;

6) смысловое чтение; 7) различные способы поиска информации.



Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. Далее предлагается набор заданий для формирования или проверки усвоения некоторых УУД для 5 класса.

Регулятивные I. Целеполагание.

Задача. Реши задачу.

Печенье упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32 кг?

Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано, что ящик выдержит. Ответ о массе всего печенья считается неверным.

II. Планирование, контроль и оценка учебных действий.

Задача.

При выполнении задания ученик допустил две ошибки.

Отметь верные решения +.

1020 м = 1км 200 м

530см = 5м 3 см

10 км 800 м = 10800 м

30 м 7 см = 370 см

25 км 40 м = 25040 м

Комментарий: Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы..

III. Прогнозирование.

Реши задание. Какая из данных величин выражает длину парты ?

120см 120м 120дм 120мм

Комментарий. Проверяется способность предвидеть возможность получения результата.

IV. Коррекция

Задача.

Учитель предложил округлить до миллионов число 26547049.Три ученика дали разные ответы:

26547049~26000000

26547049~2700000

26547049~26500000

Объясни, какую ошибку допустил каждый, и дайте правильный ответ.

Комментарий: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

I. Общеучебные.

Задача.

В одной корзине лежало 24 кг яблок, а в другой лежали груши. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок.

Сколько кг груш было в корзине? Реши задачу разными способами.

Комментарий: проверяется умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

II. Знаково-символические. Задача.

Комментарий. Проверяется готовность решения задач на движения, используя знаково-символическое представление (схема к задаче).

III. Логические

Задача.

Найди, что объединяет эти дроби?

Комментарий: проверяется готовность обнаружить общее свойство группы сократимых обыкновенных дробей 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!