СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных ууд: от учебного взаимодействия к сотрудничеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных ууд: от учебного взаимодействия к сотрудничеству.»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД: ОТ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ.


Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение.

  Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методик творческой   деятельности. 

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования формирование коммуникативных УУД должны отражать:

*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

*определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

*приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Наблюдения за современными школьниками, ребятами младшего возраста, беседы с их родителями, вовлечение в различные жизненные ситуации, оценивание их возможностей в учебной деятельности и во внеурочной, действительно доказывают, что современные дети ограничены в общении со сверстниками, они мало играют, что не позволяет им в полной мере усваивать моральные нормы и нравственные принципы общения.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контроли-ровать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению непони-мания среди обучающихся, нарушениям взаимодействиям между учителем-учеником и между учениками.

Учебное взаимодействие – это педагогическое общение учителя со школьниками в процессе которого создаются наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, создается благоприятный эмоциональный климат обучения и воспитания. Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо создавать условия, способствующие:

· активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия;

· исследовательской позиции обучающихся;

· получению постоянной обратной связи;

· партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

Детям учиться вместе, не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Важно помнить, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного, используя такие формы организации обучения как:

  • учебная дискуссия;

  • работа в парах,

  • работа в группах постоянного и сменного состава,

  • коллективное взаимодействие

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие.

Еще Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “В школьном возрасте, - отмечал он - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…”

Мы в своей работе, ориентируясь на особенности современных детей, на особую роль игры в детском восприятии сумели через неё не только удержать интерес, но и помочь детям зацепиться за возможность найти себя в общении. Почувствовать свою нужность и значимость, научиться доверять и услышать другого человека, постараться принять его таким, каковым он является и ни как иначе.

Если сложно в общении, то, следовательно, сложно и в учёбе. Справиться с подобными проблемами помогут игры, где мы уже переходим от учебного взаимодействия к учебному сотрудничеству, а это совсем другое.

Мы предлагаем следующие дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД и позволяющие ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Так же, игры направлены на развитие процессов памяти, наблюдательности, навыков вербального и невербального общения, доверия и взаимопонимания. Развивают аналитические способности, ну и, конечно же, коммуникативные навыки. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

Вот некоторые примеры игр, которые используем в процессе формирования УУД взаимопонимания и сотрудничества.

Игра «Словесный волейбол» Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, предмет. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящее по смыслу действие.

Например, “облако” – плывет, “костер - пылает” и т.д. Игровая форма помогает снять напряжение и быть успешными даже тем детям, которые испытывали трудности при определении частей речи. Каждый раз выбирает новую тему для общения. Умение слушать и слышать друг друга.

Игра «Паровозик» Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет. Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Игра-сказка. Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

Игра «Семейная фотография» Выбирается участник из группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Участник должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего друга N. Он будет стоять, подняв одну руку вверх…». Умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.

Игра «Пятерки» Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и инсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

Игра «Пройди в ворота» Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах». Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Игра «Зеркало» Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями. Необходимо стоять друг перед другом. Должна быть полная тишина. Рассуждение – удалось ли добиться взаимопонимания?

«Два в одном» Двое участников держаться за руки, у одного свободна левая рука, у другого правая. Вместе должны сделать какое-либо действие (например, сложить из бумаги самолётик, разобрать и собрать ручку). Дети любого возраста любят, когда с ними играют, но мы, взрослые, всегда должны помнить, что важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный и совместный поиск. Все элементы игры развивают способности школьников, и, следовательно, их коммуникативную культуру общения. Включившись в игровой процесс вместе с детьми, необходимо быть заинтересованными не только результатом работы, но и самим процессом игры. Переживать, радоваться, огорчаться вместе с детьми, в то же время иметь непререкаемый авторитет в детском коллективе.

Таким образом, технология учебного сотрудничества позволяет вовлечь всех участников в образовательный процесс, тем самым собрав воедино субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителя, родителей.

позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями; • развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия; • формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию; • обеспечивает высокую интенсивность обучения; • повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся; • развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью; • формирует навыки социального и делового общения; • создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся; • развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков; (зачитать) • обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.

Завершая своё выступление, хочу немного перефразировать слова китайского мудреца: «Дай мне действовать вместе с тобой, и я научусь сам и помогу другим».

















Выступление

на методическом объединении

учителей начальных классов МБОУ СОШ№55




Тема: «Организация взаимодействия между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества»




Подготовила учитель

начальных классов

МБОУ СОШ»55

Бабешко Е.С.













Воронеж, 2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!