СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность направления воспитания информационной культуры ясна уже из того, что она является частью общей культуры. Являясь одним из первичных понятий, информация играет главную роль во всех сферах жизни и деятельности человека. Информация лежит в основании нашего сознания, мировоззрения, знания, коммуникабельности. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности»

«Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности»


В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. Важность направления воспитания информационной культуры ясна уже из того, что она является частью общей культуры. Являясь одним из первичных понятий, информация играет главную роль во всех сферах жизни и деятельности человека. Информация лежит в основании нашего сознания, мировоззрения, знания, коммуникабельности. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы

Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества.

Информационная культура это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Основные составляющие ИК. Библиографическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах Пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них.

Компьютерная грамотность - знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиске информации, рисовании и т. д., составлять простые программы, алгоритмы решения задач.

Культура чтения - составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно- библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Цели работы по формированию информационной культуры. Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Мы в своей работе должны ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:

• умение задавать грамотно вопрос;

• знание источников информации и умение ими пользоваться;

• умение правильно применить найденную информацию.

• Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 

• Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.). 

• Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.


Формирование информационной культуры позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Информационную культуру понимают как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и также как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Признаки высокой информационной культуры личности.

1. Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Владение информационно-коммуникационными технологиями.

2. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

3. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

4. Знание различных методов обработки информации.

5. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.

Тест по определению уровня информационной культуры.

1. Выберите правильное определение к слову «библиотека»:

а) собрание печатных и рукописных материалов;

б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных и рукописных материалов;

в) книгохранение.

2. Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде:

а) с древнейших времен считалось мужской профессией;

б) в женском роде звучит не красиво;

в) можно произносить и писать как хочешь.

3. Материал для письма «пергамент» был сделан из:

а) глины;

6) речного тростника;

в) кожи.

4. Как называется место, где печатают книги и газеты:

а) фабрика;

б) типография; 

в) цех.

5. Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:

а) Апостол;

6) Часовник;

в) Букварь.

6. Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:

а) диафильм;

б) диапозитив;

в) видеофильм.

7. Какие носители информации используются в персональном компьютере:

а) грампластинка; 

б) магнитный диск;

в) лазерный диск.

8. Что называют традиционным носителем информации: 

а) дискета; 

б) магнитная лента; 

в) книга.

9. Художник, рисующий животных называется:

а) пейзажист; 

б) маринист;

в) анималист.

10. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:

а) алфавитный; 

б) тематический; 

в) смешанный.

11. Словарь иностранных слов помогает ученику:

а.) сделать перевод слова;

б) объяснить слово, пришедшее из другого языка;

в) дать правильное написание.

Ключ к тесту:

1 А, Б, В. 2 А. 3 В. 4 Б. 5 А. 6 А. 7 Б, В. 8 В. 9 В. 10 А. 11 Б.

За правильный ответ - один балл (максимально можно набрать 11 баллов).

0 - 4 балла - низкий уровень информационной культуры;

5 - 8 балл - средний уровень информационной культуры;

9 - 11 баллов - высокий уровень информационной культуры.

Условия необходимые для повышения уровня информационной культуры.

• Наличие компьютерного класса, оснащенного мультимедийным проектором; 

• Оснащение школы цифровой видео и аудиоаппаратурой; 

• Обучение педагогов созданию и использованию мультимедийных презентаций; 

• Организация конкурса мультимедийных проектов; 

• Обмен опытом с учителями других школ и проведение мастер-классов по созданию и использованию мультимедийных презентаций; 

• Позитивное отношение всех участников образовательного процесса, родителей и общественности к проекту; 

• Создание ситуации успеха в самых различных обстоятельствах. 

Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!