СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся на уроке географии в основной школе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает условия, которые необходимо создать учителю для формирования и развития познавательного интереса у учащихся на уроке географии в основной школе. Автор разбирает методические приёмы и формы работы для активизации стремления обучающихся к самостоятельному познанию нового

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся на уроке географии в основной школе»

Аннотация. Статья рассматривает условия, которые необходимо создать учителю для формирования и развития познавательного интереса у учащихся на уроке географии в основной школе. Автор разбирает методические приёмы и формы работы для активизации стремления обучающихся к самостоятельному познанию нового.

Ключевые слова: познавательный интерес, приёмы и формы его активизации.

Психологи считают, что для развития познавательных способностей ученика необходимо его участие в активной деятельности, а роль учителя1 состоит в том, чтобы использовать различные приемы для мотивации этого желания познавать новое2.

Одним из особых приёмов для решения данной задачи может стать применение на уроках географии различных видов проблемных заданий, элементов занимательной науки3:

1.которые контрастируют с ранее усвоенными знаниями;

2. на выявление причинно-следственных связей;

3. в основе которых лежат научные данные4;

4. обладающие парадоксальным содержанием;

5. требующие понимания и знания диалектики: понятия единства и борьбы противоположностей.

Наиболее традиционным приёмом, применяемым для повышения интереса к предмету, остаётся умение учителя так поставить вопрос, чтобы вызвать у учащихся интерес и стремление разобраться в нём. При этом вопросы задаются для того, чтобы выявить объём общих знаний по географии, а также для их обобщения и определения наличия определённого уровня умения у обучающихся находить причинно-следственные связи для того, чтобы доказать какое-либо утверждение.

Для толчка в направлении самостоятельного приобретения новых знаний можно использовать упражнения на комментирование выполнения заданий на уроке в письменной форме5.

Ученики письменно отвечают на поставленный учителем вопрос, тогда как один из них громко комментирует то, что он записывает. Все ведут запись. Как только первый прерывает свою речь, тут же включается другой ученик. Чаще всего в задание включаются более подготовленные дети, но со временем и другие, более слабые постепенно подтягиваются.

Для активизации самостоятельной деятельности и привлечения внимания учителю на уроке необходимо использовать приём новизны. Он представляет собой не подачу совершенно новых знаний, а информации, которая преподносится под другим углом зрения.

Очень эффективным может стать прием персонификации, когда учитель включает в урок эмоциональную составляющую какого-то образа. Это может способствовать проявлению сопереживания и интереса к затронутой в нём проблеме.

Иногда можно использовать прием участия, когда учитель, давая информацию, предлагает детям: «Представьте себе, что вы находитесь …». Так он происходит фрагментарное включение воображения, а затем урок продолжается в обычном ключе.

Интересным, но довольно трудоёмким приёмом может стать обучение учащихся работе с книгой. При этом прежде всего, следует добиваются, чтобы школьники читали текст с вниманием и понимали, какую мысль он несёт и могли его пересказать6.

Умение составить план параграфа, выделить в нём основные моменты пригодится при самостоятельном изучении учеником материала в учебнике, написании докладов, рефератов к семинарам и конференциям.

При обучении школьников умению добывать информацию из изображений, таблиц и графиков, учителю следует дать им задание составить рассказ по рисунку, а также дать возможность предложить свой вариант решения задачи на основе текста и рисунка к нему и т. д.

Существуют также более активные и нетрадиционные формы активизации познавательного интереса детей: ролевая игра, пресс-конференция, КВН, урок-путешествие, дидактические игры, разгадывание кроссвордов7. Также можно привлечь сюжеты из классической литературы и поэзии, и на их основе организовать драматические или пластические сценки, связанные с тематикой предмета географии.

Курс географии по своему содержанию имеет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся и привлечения межпредметных связей8: требуется только творческий подход учителя к своему предмету. Такое отношение учителя будет заразительным и создаст атмосферу эмоционального отклика со стороны учащихся, станет тем мотивом, который будет способствовать активизации их самостоятельной познавательной деятельности9.






























Список использованной литературы


1.Кондрашова, Е. Н. Основы методики преподавания естествознания [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Кондрашова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : Издательский центр ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2018. - 95 с.

2. Трикула, Л. Н. Образовательные технологии в обучении географии : учебно-методическое пособие / Л. Н. Трикула, Л. Л. Новых ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : БелГУ : НИУ "БелГУ", 2020. - 119 с.

3.Солонович, М. А. Методологии и практики государственного, общественного и школьного краеведения в СССР (1917-1991 гг.) : монография / Солонович Михаил Александрович ; Министерство образования Ставропольского края, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки. - Пятигорск : РИА- КМВ ; Ессентуки : [б. и.], 2021. - 199 с.

4.Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления : материалы VIII региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 01 ноября – 06 декабря 2019 года / Министерство образования и науки Кузбасса, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподгототовки работников образования ; [редакционная коллегия: С. Ю. Балакирева и др.]. - Кемерово : Издательство КРИПКиПРО, 2020. - 366 с.

5.География в школе. 2021, № 2. - 2021. - 64 с.


6.Дутчак, О. В. Развитие познавательного интереса на уроках географии

https://urok.1sept.ru/articles/674784

7.Методическая разработка. Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-geografii-1161683.html

8.Школа-вуз: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования : сборник статей / Воронежский государственный университет, Воронежский региональный центр развития школьного географического образования ; под общей редакцией С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж : Цифровая полиграфия, 2018-.
Вып. 3. - 2021. - 343 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-907283-61-9 : 

9.Школа-вуз: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования : сборник статей / Воронежский государственный университет, Воронежский региональный центр развития школьного географического образования ; под общей редакцией С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж : Цифровая полиграфия, 2018-.
Вып. 2. - 2020. - 397 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-907283-18-3



1 Кондрашова, Е. Н. Основы методики преподавания естествознания [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Кондрашова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : Издательский центр ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2018, с.53.

2 География в школе. 2021, № 2. – 2021, с. 70

3 Солонович, М. А. Методологии и практики государственного, общественного и школьного краеведения в СССР (1917-1991 гг.) : монография / Солонович Михаил Александрович ; Министерство образования Ставропольского края, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки. - Пятигорск : РИА- КМВ ; Ессентуки : [б. и.], 2021, с.116

4 Школа-вуз: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования : сборник статей / Воронежский государственный университет, Воронежский региональный центр развития школьного географического образования ; под общей редакцией С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж : Цифровая полиграфия, 2018-2020 Вып. 2. – 2020, с. 97

5 Дутчак, О. В. Развитие познавательного интереса на уроках географии

6 Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления : материалы VIII региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 01 ноября – 06 декабря 2019 года / Министерство образования и науки Кузбасса, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподгототовки работников образования ; [редакционная коллегия: С. Ю. Балакирева и др.]. - Кемерово : Издательство КРИПКиПРО, 2020, с.140


7 Школа-вуз: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования : сборник статей / Воронежский государственный университет, Воронежский региональный центр развития школьного географического образования ; под общей редакцией С. А. Куролапа, В. В. Свиридова, О. Ю. Сушковой. - Воронеж : Цифровая полиграфия, 2018-.Вып. 3. – 2021, с.248

8 Трикула, Л. Н. Образовательные технологии в обучении географии : учебно-методическое пособие / Л. Н. Трикула, Л. Л. Новых ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : БелГУ : НИУ "БелГУ", 2020, с.34


9 Методическая разработка. Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!