Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. © Виссарион Белинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Без наличия этих компонентов нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, через урочную и внеурочную деятельность.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
П – права и обязанности граждан; А – активный образ жизни Т – толерантность Р – радость открытий и познаний И – изучение истории своего народа О – ответственность Т – трудолюбие И – искренность З – здоровый образ жизни М – мужество, милосердие
Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным, но недавно оно было недостаточно востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение изменилось с принятием правительством государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», благодаря которой школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Как невозможно одними призывами научить любить родителей, так невозможно только по книгам воспитать из школьника гражданина. Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Известно, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Но семья не способна существовать автономно. Она находится в постоянном взаимодействии с учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами, культурно-досуговыми учреждениями и в конечном счете государством.(1, 19).
Задача педагога в этом случае – организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Нами накоплен опыт работы с младшими школьниками по изучению истории своей страны, родного края в процесс урочной и внеурочной деятельности.
Начнем с того что наша школа МБОУ №5 города Мончегорска носит имя известного советского натуралиста, патриарха Лапландского заповедника Олега Измайловича Семёнова-Тян-Шанского. Один раз в год посвящаем классный час, чтобы рассказать о жизни этого удивительного человека.
Еженедельно на классном часе отвожу до 15 минут, чтобы дети могли рассказать о новостях , которые произошли за неделю в стране и мире, в нашем городе.
1-2 сентября проводятся классные часы, посвященные памяти жертв Беслана, трагедии, которая произошла 1сентябя 2004 г
В нашей школе есть «Уголок героя» Сотрудника Госбезопасности России
капитана Николаева Андрея Владимировича, который учился в нашей школе и геройски погиб на Северном Кавказе 16 апреля 2002 г. в бою с бандой террористов награждён орденом мужества посмертно
Один раз в год посвящаем классный час рассказу о подвиге героя, возлагаем цветы.
В нашей школе есть музей памяти героев ВОВ. Один раз в год к 9 мая мы посещаем музей, приглашаем ветерана войны, где он рассказывает детям о подвигах героев и обычных людей в дни ВОВ.
К 9 мая с учениками ходим к памятнику «Защитникам Заполярья» возлагаем цветы, рассказываем о подвигах наших воинов.
Ежегодно посещаем праздник «День города», рассказываем об истории создания нашего города, проводим экскурсии по городу с заездами к памятникам и обзором.
За время обучения в школе стараемся посетить с детьми 4-х и старших классов воинское захоронение, которое есть нашем городе.
Проводятся экскурсии на ледокол-музей «Ленин», к памятнику
неизвестному солдату.
С учениками классов участвуем в городских акциях «Пожилого человека», изготавливаем открытки своими руками, называем этот праздник «День мудрого человека». Изготавливаем открытки к 23 февраля, 9 мая.
Участвуем в городской акции и помогаем хоспису.
Вовлекаем детей принимать участие в краеведческих проектах «Наш край», «Улицы нашего города», «Озера Кольского полуострова», «Памятники нашего города», «Памятники Мурманска»и т.д. Здесь представлены фотографии, где дети изготовили книгу о Мончегорске.
Поддерживаем совместно дети, родители, педагоги преподавателя физической культуры Татьяну Геннадьевну при передаче олимпийского огня.
По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников.