Проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников является на данный момент весьма актуальной. Младшие школьники не знают историю своего государства, своей малой Родины, не чтят традиции, которые накапливались и передавались веками, не осознают значимости войн, в которых их прадеды проливали кровь за русскую землю.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражднина Россииопределяет гражданско-патриотическое воспитание следующим образом: патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.[1] В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищего, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышеского, Н.А. Добролюбого, А.И. Герцина, К.Д. Ушинского.
Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннею свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. [2] Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам. Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.
Если обратиться к основному документу по воспитания младших школьников -к стратегии развития воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года, то можно найти основные приоритетные задачи, касающиеся гражданско-патриотического воспитания:формирование у детей целостного мировоззрения, уважения к своей семье, обществу, государству, создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, развитие правовой и политической культуры детей, развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического.[3]
Воспитание в младшем школьнике гражданина и патриота своей страны возлагается на плечи классного руководителя. Поэтому воспитательная работа классного руководителя должна наполняться интересными, разнообразными формами и методами гражданско-патриотического воспитания младших школьников. [1] Необходимо отметить действенные формы и методы работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
Экскурсии по памятным местам России, региона. Данная форма работы с младшими школьниками позволяет развивать и формировать такие качества, как уважение и сохранение истории нашей страны, почитание павших солдат в бою, осознание вклада тех людей, благодаря которым мы сейчас живем под мирным небом, так же развитие своего кругозора об исторических, памятных местах нашего государства.Посещая памятные места, дети осознают их роль в истории нашей страны. Посетив Мамаев Курган, дети вспоминают события Великой Отечественной войны 1941-1945г., что здесь проходили ожесточённые бои Сталинградской битвы. Дети осознают, что данная битва имела огромное значение в ходе войны.
Встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда. Данная форма работы позволяет классному руководителю познакомить детей с участниками исторических событий, развивать у учащихся уважение к ветеранам войны и труда. Живой, эмоциональный рассказ участника тех или иных событий оставляет в детских душах яркие впечатления, дает эмоциональную окраску событиям, которые перечислены в параграфе учебника. Участники конкретных исторических событий могут стать образцом для формирования гражданско-патриотических качеств личности ребенка.
Обязательство класса ухаживать за могилами солдат. Класс ухаживает за могилами солдат, памятниками солдат, павшим в годы войны. Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками позволяет привить осознание того факта, ради кого, чего воевали наши прадеды, развитие чувства уважения и почитания павших за нашу русскую землю, проявление патриотических чувств.Данная форма формирует у учащихся чувство ответственности за историческую память, чувство долга перед павшими бойцами тех ужасных лет войны, патриотическую культуру.
Помощь ветеранам. Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками направлена на установление связи между поколениями, формирование уважительного отношения к участникам боевых действий, проявление сочувствия, сострадания. Формируется ответственность подрастающего поколения перед старшим поколением.
Подготовка тематических выставок: выставка к 9 мая, Дню российского флага и т.п. подготовка выставки к памятной дате- это коллективное творческое дело класса. Данная форма порождает у младших школьников интерес и уважение к истории своего государства, формирует гражданскую позицию, прививает бережное отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа.
Участие младших школьников в акции «Бессмертный полк». Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками направлена на утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, формирование уважения к культурному и историческому прошлому России.
На наш взгляд, представленные формы работы классного руководителя являются действенными в решении проблем гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Стоит подчеркнуть, что большого воспитательногоэффекта можно будет добиться в этой работе, если параллельно будут прикладываться усилия со стороны родителей ребенка. Как известно, все базовые понятия берут начало из семьи, какую основу заложат родители ребенка, таким он и придет в школу.
Список литературы
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] // М.: Просвещение, 2015г.
Сластенин В.А. Педагогика[Текст]: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений [Текст] //М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576с.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в контексте деятельности классного руководителя»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Обласов Александр Вячеславович
Студент 3 курса ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Научный руководитель – магистр педагогики, преподаватель А.М. Фоминых
Проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников является на данный момент весьма актуальной. Младшие школьники не знают историю своего государства, своей малой Родины, не чтят традиции, которые накапливались и передавались веками, не осознают значимости войн, в которых их прадеды проливали кровь за русскую землю.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииопределяет гражданско-патриотическое воспитание следующим образом: патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.[1] В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищего, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышеского, Н.А. Добролюбого, А.И. Герцина, К.Д. Ушинского.
Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннею свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. [2] Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам. Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.
Если обратиться к основному документу по воспитания младших школьников -к стратегии развития воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года, то можно найти основные приоритетные задачи, касающиеся гражданско-патриотического воспитания:формирование у детей целостного мировоззрения, уважения к своей семье, обществу, государству, создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, развитие правовой и политической культуры детей, развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического.[3]
Воспитание в младшем школьнике гражданина и патриота своей страны возлагается на плечи классного руководителя. Поэтому воспитательная работа классного руководителя должна наполняться интересными, разнообразными формами и методами гражданско-патриотического воспитания младших школьников. [1] Необходимо отметить действенные формы и методы работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
Экскурсии по памятным местам России, региона. Данная форма работы с младшими школьниками позволяет развивать и формировать такие качества, как уважение и сохранение истории нашей страны, почитание павших солдат в бою, осознание вклада тех людей, благодаря которым мы сейчас живем под мирным небом, так же развитие своего кругозора об исторических, памятных местах нашего государства.Посещая памятные места, дети осознают их роль в истории нашей страны. Посетив Мамаев Курган, дети вспоминают события Великой Отечественной войны 1941-1945г., что здесь проходили ожесточённые бои Сталинградской битвы. Дети осознают, что данная битва имела огромное значение в ходе войны.
Встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда. Данная форма работы позволяет классному руководителю познакомить детей с участниками исторических событий, развивать у учащихся уважение к ветеранам войны и труда. Живой, эмоциональный рассказ участника тех или иных событий оставляет в детских душах яркие впечатления, дает эмоциональную окраску событиям, которые перечислены в параграфе учебника. Участники конкретных исторических событий могут стать образцом для формирования гражданско-патриотических качеств личности ребенка.
Обязательство класса ухаживать за могилами солдат. Класс ухаживает за могилами солдат, памятниками солдат, павшим в годы войны. Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками позволяет привить осознание того факта, ради кого, чего воевали наши прадеды, развитие чувства уважения и почитания павших за нашу русскую землю, проявление патриотических чувств.Данная форма формирует у учащихся чувство ответственности за историческую память, чувство долга перед павшими бойцами тех ужасных лет войны, патриотическую культуру.
Помощь ветеранам. Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками направлена на установление связи между поколениями, формирование уважительного отношения к участникам боевых действий, проявление сочувствия, сострадания. Формируется ответственность подрастающего поколения перед старшим поколением.
Подготовка тематических выставок: выставка к 9 мая, Дню российского флага и т.п. подготовка выставки к памятной дате- это коллективное творческое дело класса. Данная форма порождает у младших школьников интерес и уважение к истории своего государства, формирует гражданскую позицию, прививает бережное отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа.
Участие младших школьников в акции «Бессмертный полк». Данная форма работы классного руководителя с младшими школьниками направлена на утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, формирование уважения к культурному и историческому прошлому России.
На наш взгляд, представленные формы работы классного руководителя являются действенными в решении проблем гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Стоит подчеркнуть, что большого воспитательногоэффекта можно будет добиться в этой работе, если параллельно будут прикладываться усилия со стороны родителей ребенка. Как известно, все базовые понятия берут начало из семьи, какую основу заложат родители ребенка, таким он и придет в школу.
Список литературы
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] // М.: Просвещение, 2015г.
Сластенин В.А. Педагогика[Текст]: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений [Текст] //М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576с.
Стратегия развития и воспитания граждан в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html