СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках истории, обществознания. Предмет "финансовая грамотность" является одним из важных этапов

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Выступление на МО

Здравствуйте, меня зовут Горностаева Елена Александровна. Я работаю учителем истории и обществознания в МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики с 1 сентября 2017 года. До этого времени моя педагогическая деятельность проходила в МБОУ СОШ №40 Ленинского района с 9 февраля 2012 года. Общий стаж работы - 9 лет. Образование высшее. Закончила Новосибирский Государственный Педагогический Университет 2013 году по специальности учитель истории, имею первую квалификационную категорию.

В 2013 году приняла участие в семинаре «Особенности УМК по истории и обществознанию издательства «Дрофа» в контексте внедрения ФГОС ООО» (4 часа), региональной дистанционной конференции «Мобильная среда обучения и современное образование» (24 часа); в 2015 году - в семинаре-практикуме «Проектирование рабочей программы по истории с учетом требований ФГОС и историко-культурного стандарта» (6 часов); в 2016 году – в научно-методическом семинаре «Подготовка школьников к ЕГЭ-2016 по истории» (6 часов), семинаре-совещании «История страны через историю ее регионов: актуальные вопросы изучения региональной истории в школе», семинаре «Методические рекомендации для подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию» (6часов), методическом семинаре «Школа педагогического мастерства», семинаре «Использование школьных атласов при формировании УУД в рамках внедрения ФГОС». Курсы: «Интернет-технологии в деятельности учителя-предметника» (ГЦИ «Эгида», 2013), «Школьное историческое образование в условиях внедрения ФГОС» (ФГБОУ ВПО НГПУ, 2013), «Актуальные вопросы преподавания обществознания: особенности внедрения ФГОС ООО и подготовка к проведению ГИА» (ГАУ ДПО НИПКиПРО, 2017), «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов, в том числе , по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017), "Деятельность детских общественных организаций в образовательных учреждениях: история, теория и практика" (ГЦРО,2018), "Финансовая грамотность в обществознании" (РАНХиГС, 2019), "Методика преподававния предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС" (2019) (будет только на слайде)

Имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования https://multiurok.ru/gornostaewa/, где публикую свои методические разработки, обобщаю свой педагогический опыт. Опубликовала материал «Сберечь июнь зеленый». Мемориал Памяти в селе Новоярково Барабинского района» на сайте электронной газеты «Интерактивное образование» (http://io2.nios.ru/index.php?art=2714&point=27&rel=50) (2013 г.).

Периодически принимаю участие в различных конкурсах (информация на слайде только) в 2015 году - во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (вышла в финал конкурса); в 2016 году – во «Всероссийской интернет-олимпиаде «Древняя Русь» (победитель диплом 3 степени); в ФГОС-тесте «Предметно-методическая работа преподавателя истории» (победитель диплом 2 место); в дистанционной олимпиаде «Учитель-профессионал в условиях внедрения ФГОС» (победитель диплом 3 степени); во всероссийском тестировании «ТоталТест Декабрь 2016» (победитель диплом 2 степени); во всероссийском тестировании «Росконкурс Июнь 2017» (победитель 2 степени).

Я волонтер

Сегодня я хочу вас познакомить с опытом моей работы, основанном на инновационных потребностях современного общества.

Одним из приоритетных направлений является формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания1 у обучающихся.

Правительству нашей страны поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования2. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности3, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной).

Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории и обществознания складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», например, в истории - от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.), в обществознании от знакомства с предметом, моральными и нравственными ценностями к экономике, политической власти РФ. На протяжении всего процесса обучения использую интерактивные методы: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, финансовые бои и др.

3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими, моральными ценностями и стандартами современной цивилизации.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

  • Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

  • Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

  • Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

  • Использование самооценивания и взаимооценивания.

  • Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями

Организация работы с детьми с ОВЗ

Кроме того следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами, работать в формате гугл форм (презентации, тексты, тесты).

  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; схемы, графики; использовать информацию из СМИ; анализировать числовую информацию.

  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей.

  • Грамотность при решении бытовых проблем: пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).

  • Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

















1 (использования системно – деятельностного подхода с применением современных педагогических технологий).

2 .(В указе президент РФ от 17.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования, где задачей является подготовка компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене, а так же создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.)


3 способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!