СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов.»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов.»»

       « Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »   Учитель истории и обществознания  МБОУ «Лопатинская СОШ» Снегур Татьяна Николаевна

« Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лопатинская СОШ»

Снегур Татьяна Николаевна

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Приоритетная цель развития нашей страны на ближайшие годы - вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Приоритетная цель развития нашей страны на ближайшие годы - вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

      PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment)  – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.

Функциональная   грамотность  – тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Функциональная   грамотность  – тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

           Основные направления формирования функциональной грамотности : -Математическая грамотность -Читательская грамотность -Естественно научная грамотность -Финансовая грамотность -Глобальные компетенции -Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности :

-Математическая грамотность

-Читательская грамотность

-Естественно научная грамотность

-Финансовая грамотность

-Глобальные компетенции

-Креативное мышление

           Проблематика 1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;  2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности;  3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);  4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Проблематика

1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения; 2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности; 3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); 4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

«Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие»  Генри Форд.
  • «Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие»

Генри Форд.

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания    Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания

Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Критическое мышление –

направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Критическое мышление К. М. есть мышление самостоятельное. К. М Информация является отправным пунктом. К. М. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. К. М. стремится к убедительной аргументации. К. М. есть мышление социальное.

Критическое мышление

  • К. М. есть мышление самостоятельное.
  • К. М Информация является отправным пунктом.
  • К. М. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • К. М. стремится к убедительной аргументации.
  • К. М. есть мышление социальное.
Основоположники ТРКМЧП Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами:  Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом , Скоттом Уолтером. Современные исследователи в области методов развития критического мышления (М. В. Кларин, С. И.Заир-Бек, И. О.Загашев, И. В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Основоположники ТРКМЧП

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами:

Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом , Скоттом Уолтером.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления (М. В. Кларин, С. И.Заир-Бек, И. О.Загашев, И. В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Специфика образовательной технологии ТРКМЧП  Во-первых, данная технология способствует приобретению навыков работы с информацией.  Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены приёмами педагогической техники работы с текстом.  В-третьих, стратегии технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества.

Специфика образовательной технологии ТРКМЧП Во-первых, данная технология способствует приобретению навыков работы с информацией. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены приёмами педагогической техники работы с текстом. В-третьих, стратегии технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества.

 Технологические этапы 1 стадия 2 стадия Вызов Актуализация имеющихся знаний. Осмысление 3 стадия Получение новой информации, осмысление её. Рефлексия Пробуждение интереса к получению информации. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Размышление, рождение нового знания. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

Вызов

  • Актуализация имеющихся знаний.

Осмысление

3 стадия

  • Получение новой информации, осмысление её.

Рефлексия

  • Пробуждение интереса к получению информации.
  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
  • Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
  • Постановка учеником собственных целей обучения.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Размышление, рождение нового знания.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластеры; Таблицы

Приемы используемые на стадии вызова

  • «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
  • Проблемные вопросы;
  • «Толстые и тонкие» вопросы;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Кластеры;
  • Таблицы
Приемы, используемые на стадии осмысления Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал». Ведение различных записей: бортовой журнал; Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Приемы, используемые на стадии осмысления

  • Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».
  • Ведение различных записей: бортовой журнал;
  • Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Синквейн; Кластер; Возврат к ключевым словам; Устный круглый стол; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам.

Приемы, используемые на стадии рефлексии

  • Резюме (Я понял(а), что…).
  • Синквейн;
  • Кластер;
  • Возврат к ключевым словам;
  • Устный круглый стол;
  • Различные виды дискуссий;
  • Написание творческих работ;
  • Исследование по отдельным вопросам.

Сюжетная таблица  Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста:

КТО?

ЧТО?

КОГДА?

ГДЕ?

ПОЧЕМУ?

Чтение с остановками  Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение с остановками

Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Что даёт технология развития  критического мышления ученику      - повышение эффективности восприятия информации;  - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  - умение критически мыслить;  - умение ответственно относиться к собственному образованию;  - умение работать в сотрудничестве с другими;  - повышение качества образования учеников;  - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология развития критического мышления ученику  

- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт технология развития критического мышления учителю   - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;  - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;  - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Что даёт технология развития критического мышления учителю

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!