«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»
Слайд 2 «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Слайд 4 Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Слайд 5 Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.
Слайд 6 Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, по которым мы работаем.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.
Слайд 7 Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), Слайд 8 «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), Слайд 9 «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Слайд 10 Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, Слайд 11 решают простые задачи. Слайд 12 Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Слайд 13 Появляются понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Слайд 14 Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
Слайд 15 На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также Слайд 16 ребусы, анаграммы, Слайд 17 пословицы.
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, Слайд 18 проектную деятельность, внеурочную деятельность:
Слайд 19 «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, Слайд 20 упражнения «Закончи верные утверждения»).
Слайд 21 «Учись учиться» (работа с различной информацией)
Слайд 22 «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)
Слайд 23 «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
Слайд 24 На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Слайд 25 Комплексных метапредметных работ.
Слайд 26 Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:
Электронные приложения к учебникам.
Слайд 27
Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; Слайд 28 онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок», «Смешарики. Уроки Финансовой грамотности.», «Фиксики. Деньги. Появление денег и их использование.», «Уроки тётушки Совы» для детей от 6 лет и др.
Слайд 29
А также учебных пособий:
УМК «Финансовая грамотность».
При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
1. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста. Пример исследования по освоению темы «Путешествие в историю денег».
Первая группа исследователей поможет нам разобраться с понятием «Деньги».
вторая группа исследователей пояснит нам, как появились монеты.
2. метод: Мозаика.
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Экономические задачки:
При работе над понятиями и терминами можно использовать метод неоконченных предложений, игры и игровые элементы, ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы, инсценирование сказок, тесты.
Метод «Один — два — вместе».
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.
Метод «Аукцион».
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
Право ответа на вопрос покупается.
Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
Цена может меняться с шагом 5 баллов.
Окончательная цена определяется в результате торгов.
При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.
Метод Кейс
Учебные кейсы, предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Кейс (работа в группе)
СЕМЬЯ
Папа (работает): зарплата 25 тыс. р., написал книгу и получил гонорар 15 тыс. р.
Мама (работает): зарплата 20 тыс. р., получила премию 10 тыс. р.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею 4 тыс. р.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил 20 тыс. р.
У семьи есть вклад в банке - 800 тыс. р., годовой процент по вкладам - 10%.
На текущие покупки тратили 10 тыс. р. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение - 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за 30 тыс. р. и компьютер за 35 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся в 100 тыс. р.
Задание
Заполните таблицу «Доходы».
Заполните таблицу «Расходы».
Составьте годовой бюджет семьи.
Определите среднегодовой доход на каждого члена семьи.
Предложите, как семья может распорядиться своими сбережениями.
Метод «Кластер»
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.
Творческая работа: Придумайте название и разработайте дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести. Проект купюры представьте на листе формата А4.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
Слайд 30
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
понимание природы и функции денег;
умение ценить деньги;
умение считать деньги;
умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
умение экономить и сберегать;
умение тратить деньги и жить по средствам;
умение делиться.
Слайд 31