СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

Просмотр содержимого документа
««Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»»

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

Слайд 2 «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Слайд 4 Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Слайд 5 Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

Слайд 6 Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, по которым мы работаем.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.

Слайд 7 Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), Слайд 8 «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), Слайд 9 «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Слайд 10 Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, Слайд 11 решают простые задачи. Слайд 12 Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Слайд 13 Появляются понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Слайд 14 Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.

Слайд 15 На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также Слайд 16 ребусы, анаграммы, Слайд 17 пословицы.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, Слайд 18 проектную деятельность, внеурочную деятельность:

Слайд 19 «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, Слайд 20 упражнения «Закончи верные утверждения»).

Слайд 21 «Учись учиться» (работа с различной информацией)

Слайд 22 «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)

Слайд 23 «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

Слайд 24 На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Слайд 25 Комплексных метапредметных работ.

Слайд 26 Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

  1. Электронные приложения к учебникам.

Слайд 27

  1. Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; Слайд 28 онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок», «Смешарики. Уроки Финансовой грамотности.», «Фиксики. Деньги. Появление денег и их использование.», «Уроки тётушки Совы» для детей от 6 лет и др.

Слайд 29

А также учебных пособий:

  1. УМК «Финансовая грамотность».


При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

1. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста. Пример исследования по освоению темы «Путешествие в историю денег».

 Первая группа исследователей поможет нам разобраться с понятием «Деньги».

 вторая группа исследователей пояснит нам, как появились монеты.

2. метод: Мозаика.

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

Экономические задачки:

При работе над понятиями и терминами можно использовать метод неоконченных предложений, игры и игровые элементы, ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы, инсценирование сказок, тесты.

Метод «Один — два — вместе».

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.

Метод «Аукцион».

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

Право ответа на вопрос покупается.

Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

Цена может меняться с шагом 5 баллов.

Окончательная цена определяется в результате торгов.

При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.


Метод Кейс

Учебные кейсы, предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Кейс (работа в группе)

СЕМЬЯ

Папа (работает): зарплата 25 тыс. р., написал книгу и получил го­норар 15 тыс. р.

Мама (работает): зарплата 20 тыс. р., получила премию 10 тыс. р.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею 4 тыс. р.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил 20 тыс. р.

У семьи есть вклад в банке - 800 тыс. р., годовой процент по вкла­дам - 10%.

На текущие покупки тратили 10 тыс. р. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение - 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за 30 тыс. р. и компьютер за 35 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся в 100 тыс. р.

Задание

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Составьте годовой бюджет семьи.

Определите среднегодовой доход на каждого члена семьи.

Предложите, как семья может распорядиться своими сбере­жениями.

Метод «Кластер»

Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

- он позволяет охватить большой объем информации;

- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.


Творческая работа: Придумайте название и разработайте дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести. Проект купюры представьте на листе формата А4.


Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

Слайд 30

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

  • понимание природы и функции денег;

  • умение ценить деньги;

  • умение считать деньги;

  • умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

  • умение экономить и сберегать;

  • умение тратить деньги и жить по средствам;

  • умение делиться.

Слайд 31




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!