СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе (Педагогический совет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе (Педагогический совет).»

Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе Выполнили: студентки 27 группы ПНК Комарова К., Смолина М., Волкова Е., Швец А.

Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе

Выполнили: студентки 27 группы ПНК Комарова К., Смолина М., Волкова Е., Швец А.

Что такое естественно-научная грамотность (международное определение PISA) это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно - значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями

Что такое естественно-научная грамотность (международное определение PISA)

  • это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно - значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями
Естественно- научная грамотность- ?

Естественно- научная грамотность- ?

Проблема По результатам ВПР по окружающему миру можно увидеть, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Ссылка на информационно-аналитическую справку о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по окружающему миру для обучающихся 4-х классов: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2019/10/27/informatsionno-analiticheskaya-spravka

Проблема

По результатам ВПР по окружающему миру можно увидеть, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.

Ссылка на информационно-аналитическую справку о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по окружающему миру для обучающихся 4-х классов: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2019/10/27/informatsionno-analiticheskaya-spravka

Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО: Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО:

Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО: Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы

Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО:

Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы

Результаты естественно-научно грамотного человека: - научно объяснять явления; - понимать основные особенности естественнонаучного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Результаты естественно-научно грамотного человека:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Поисково-исследовательская деятельность включает: познавательный мотив; цель как прообраз результата деятельности; исследовательские действия (гипотеза, операции); интеллектуальные действия (анализ, сопоставление, обобщение, классификация); регулятивные действия (контроль, оценка, комментарий); представительские действия (способы презентации полученных результатов).

Поисково-исследовательская деятельность включает:

  • познавательный мотив;
  • цель как прообраз результата деятельности;
  • исследовательские действия (гипотеза, операции);
  • интеллектуальные действия (анализ, сопоставление, обобщение, классификация);
  • регулятивные действия (контроль, оценка, комментарий);
  • представительские действия (способы презентации полученных результатов).
Готовность осваивать и использовать знания о природе Осознание ценности и значения научных знаний о природе 4 составляющие естественно-научной грамотности (Н.Ф.Виноградова) Способность к рефлексивным действиям Овладение методами познания природных явлений

Готовность осваивать и использовать знания о природе

Осознание ценности и значения научных знаний о природе

4 составляющие естественно-научной грамотности (Н.Ф.Виноградова)

Способность к рефлексивным действиям

Овладение методами познания природных явлений

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки(следы животных)», «Книга зимы»(по В.Бианки)

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки(следы животных)», «Книга зимы»(по В.Бианки)

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения» .

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения» .

3.Овладение методами познания природных явлений Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений»Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

3.Овладение методами познания природных явлений

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений»Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

 4.Способность к рефлексивным действиям Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

4.Способность к рефлексивным действиям

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения: Метод проблемного обучения. Метод “Дерево решений”. Метод “Карусель”. Приём “Кластер”. Приём “Исследование в форме наблюдения”.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения:

  • Метод проблемного обучения.
  • Метод “Дерево решений”.
  • Метод “Карусель”.
  • Приём “Кластер”.
  • Приём “Исследование в форме наблюдения”.
Вывод: таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.

Вывод: таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!