Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе
Выполнили: студентки 27 группы ПНК Комарова К., Смолина М., Волкова Е., Швец А.
Что такое естественно-научная грамотность (международное определение PISA)
- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно - значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями
Естественно- научная грамотность- ?
Проблема
По результатам ВПР по окружающему миру можно увидеть, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.
Ссылка на информационно-аналитическую справку о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по окружающему миру для обучающихся 4-х классов: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2019/10/27/informatsionno-analiticheskaya-spravka
Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО:
Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО:
Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы
Результаты естественно-научно грамотного человека:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Поисково-исследовательская деятельность включает:
- познавательный мотив;
- цель как прообраз результата деятельности;
- исследовательские действия (гипотеза, операции);
- интеллектуальные действия (анализ, сопоставление, обобщение, классификация);
- регулятивные действия (контроль, оценка, комментарий);
- представительские действия (способы презентации полученных результатов).
Готовность осваивать и использовать знания о природе
Осознание ценности и значения научных знаний о природе
4 составляющие естественно-научной грамотности (Н.Ф.Виноградова)
Способность к рефлексивным действиям
Овладение методами познания природных явлений
1. Готовность осваивать и использовать знания о природе
Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки(следы животных)», «Книга зимы»(по В.Бианки)
2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе
Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения» .
3.Овладение методами познания природных явлений
Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений»Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.
4.Способность к рефлексивным действиям
Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения:
- Метод проблемного обучения.
- Метод “Дерево решений”.
- Метод “Карусель”.
- Приём “Кластер”.
- Приём “Исследование в форме наблюдения”.
Вывод: таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.