«Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии»
Каждое задание банка описывается посредством следующих содержательных характеристик:
• компетенция, на оценивание которой направлено задание;
• естественно-научное знание, затрагиваемое в задании (содержательное знание или процедурное);
• контекст реальной жизненной ситуации, которая может рассматриваться на личностном, местном / региональном или глобальном уровне;
• когнитивный уровень (или уровень сложности) задания.
Естественно-научная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ
По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент в требованиях к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности в требованиях к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания)
Какой вывод для учителя? Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!
Все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Важнейшей характеристикой заданий банка является использование контекста реальных жизненных ситуаций, доступных для понимания обучающимися 7-9 классов.
- Контекст заданий учитывает тематику вопросов,
изучаемых по биологии, физике и химии в данном классе.
- Для каждого класса представлены задания, относящиеся
к перечисленным ниже блокам контекстов:
- «Процессы и явления в неживой природе»,
- «Процессы и явления в живой природе»,
- «Современные технологии»,
- «Техника и технологии в быту»
- «Сохранение здоровья человека»,
- «Опасности и риски»,
- «Экологические проблемы»,
- «Использование природных ресурсов».
Формирование естественнонаучной грамотности на уроке
- В PISA-2018 задания по ЕНГ были распределены по содержательным областям следующим образом: «Физические системы» – 33 %, «Живые системы» – 41 %, «Науки о Земле и Вселенной» – 26 %.
- Перечень контекстов, представленных в заданиях PISA, нуждается в некоторой корректировке и/или комментариях.
- С биологией соотносятся задания содержательной области «Живые системы».
Примеры заданий для 5-го класса
Предметное содержание программы 5-го класса по биологии включает темы: «Биология – наука о живой природе», «Методы изучения живой природы», «Организмы – тела живой природы», «Организмы и среда обитания», «Природные сообщества», «Живая природа и человек».
Тема «Биология – наука о живой природе»
«Хлебный пилильщик»
Тема «Методы изучения живой природы»
Примеры заданий для 6-7го класса
Предметное содержание программы включает тему
«Растительный организм», «Строение и жизнедеятельность растительного организма», «Систематические группы растений», «Развитие растительного мира на Земле», «Растения в природных сообществах», «Растения и человек», «Грибы. Лишайники.Бактерии.
Тема «Строение и жизнедеятельность растительного организма»
Примеры заданий для 8-го класса
Предметное содержание программы 8-го класса по биологии включает темы: «Животный организм», «Строение и жизнедеятельность организма животного», «Систематические группы животных», «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек».
Тема «Животный организм» (раздел «Размножение и развитие животных»)
Тема «Систематические группы животных» (раздел «Рыбы»)
Примеры заданий для 9-го класса
Предметное содержание программы 9-го класса по биологии включает 15 тем:
«Человек – биосоциальный вид», «Структура организма человека», «Нейрогуморальная регуляция», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение», «Дыхание», «Питание и пищеварение», «Обмен веществ и превращение энергии», «Кожа», «Выделение», «Размножение и развитие», «Органы чувств и сенсорные системы», «Поведение и психика», «Человек и окружающая среда».
Банк заданий
- Содержит КИМ для 7, 8 и 9 классов.
- Задания в банке представлены группами, объединёнными единым контекстом.
- Для каждого задания в группе предлагаются ответы и критерии оценивания.
https :// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Сайты
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost /
- https:// prosv.ru/pages/pisa-bank_zadaniy.html