СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии (обмен опытом)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируем естественнонаучную грамотность не только с помощью специальных заданий PIZA, но и используя разные задания на уроках географии и биологии в основной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии (обмен опытом)»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №13 ИМЕНИ Н.И.БАРАНОВА» Формирование естественнонаучной грамотности (из опыта работы) учитель географии и биологии Скилевая Т.С.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №13 ИМЕНИ Н.И.БАРАНОВА»

Формирование

естественнонаучной грамотности

(из опыта работы)

учитель географии и биологии Скилевая Т.С.

1957 год - ЮНЕСКО впервые внесено понятие функциональной грамотности. 1990-е годы - международные исследования качества чтения и понимания текстов (PIRLS), - международные исследования качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) . 2000 год - Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment)  2024 год - именно естественнонаучная грамотность будет приоритетным направлением этого международного исследования.

1957 год - ЮНЕСКО впервые внесено понятие функциональной грамотности.

1990-е годы - международные исследования качества чтения и понимания текстов (PIRLS),

- международные исследования качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);

- международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) .

2000 год - Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment)

2024 год - именно естественнонаучная грамотность будет приоритетным направлением этого международного исследования.

Главная цель естественнонаучного образования - естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания

Учебный процесс должен обеспечить:

  • овладение научным подходом к решению различных задач, овладение умениями формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, формирование умений проводить точные измерения, адекватно оценивать полученные результаты, представлять научно обоснованные аргументы своих действий, основанные на межпредметном анализе учебных задач
  • овладение научным подходом к решению различных задач,
  • овладение умениями формулировать гипотезы,
  • планировать и проводить эксперименты, оценивать полученные результаты,
  • сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни,
  • формирование умений проводить точные измерения,
  • адекватно оценивать полученные результаты, представлять научно обоснованные аргументы своих действий, основанные на межпредметном анализе учебных задач

( ФГОС СОО, п. II.11.5 )

 ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений. Объяснять  Реальная ситуация. Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования Исследовать  Проблема Проанализиро- вать данные и сделать вывод Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Объяснение или описание естественнонаучных явлений на

основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.

Объяснять

Реальная ситуация.

Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования

Исследовать

Проблема

Проанализиро-

вать данные и сделать вывод

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Естественнонаучная грамотность «… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»

Естественнонаучная грамотность

«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»

 Уровни естественнонаучной грамотности Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Уровни

естественнонаучной грамотности

Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Каким должен быть методический инструментарий, формирующий естественнонаучную грамотность ? Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др. Типы вопросов: Задания на объяснение явлений и фактов: Задания на объяснение явлений и фактов: Задания на объяснение явлений и фактов: « Что будет, если …?», «Попробуй объяснить», «Объясни» Задания на применение методов познания: Задания на применение методов познания: Задания на применение методов познания: «Как узнать?» Задания на формирование умений  делать выводы на основе данных: Задания на формирование умений  делать выводы на основе данных: Задания на формирование умений  делать выводы на основе данных: «Сделай вывод»

Каким должен быть методический инструментарий,

формирующий естественнонаучную грамотность ?

Методический инструментарий должен содержать

компетентностные задания, экспериментальные работы

исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.

Типы вопросов:

  • Задания на объяснение явлений и фактов:
  • Задания на объяснение явлений и фактов:
  • Задания на объяснение явлений и фактов:

« Что будет, если …?», «Попробуй объяснить», «Объясни»

  • Задания на применение методов познания:
  • Задания на применение методов познания:
  • Задания на применение методов познания:

«Как узнать?»

  • Задания на формирование умений делать выводы на основе данных:
  • Задания на формирование умений делать выводы на основе данных:
  • Задания на формирование умений делать выводы на основе данных:

«Сделай вывод»

Пять документов по каждой составляющей функциональной грамотности Характеристики Демоверсия 7 класс Демоверсия 5 класс заданий и система оценивания Характеристика заданий и система оценивания Основные  подходы к оценке

Пять документов по каждой составляющей функциональной

грамотности

Характеристики

Демоверсия 7 класс

Демоверсия 5 класс

заданий

и система оценивания

Характеристика заданий и система оценивания

Основные

подходы к оценке

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ PISA ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ВЕТРА Производство энергии за счет ветра рассматривается как альтернатива, которой можно заменить генераторы электроэнергии, работающие за счет сжигания нефти и угля. Сооружения на рисунке – это ветряные мельницы с лопастями, которые вращаются за счет ветра. Благодаря этим вращениям генераторы производят электрический ток.   ЗАДАНИЕ . На графиках показано среднее значение скорости ветра в четырех различных местах на протяжении года. Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения генератора, производящего энергию за счет ветра? 1

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ PISA

ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ВЕТРА

Производство энергии за счет ветра рассматривается как альтернатива, которой можно заменить генераторы электроэнергии, работающие за счет сжигания нефти и угля. Сооружения на рисунке – это ветряные мельницы с лопастями, которые вращаются за счет ветра. Благодаря этим вращениям генераторы производят электрический ток.

ЗАДАНИЕ . На графиках показано среднее значение скорости ветра в четырех различных местах на протяжении года. Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения генератора, производящего энергию за счет ветра?

1

Пример задания по формированию ЕНГ ( из материалов м ониторинга формирования функциональной грамотности )  Комплексное задание «Берегите птиц!»

Пример задания по формированию ЕНГ ( из материалов м ониторинга формирования функциональной грамотности )

Комплексное задание «Берегите птиц!»

Пример задания по формированию ЕНГ (в форме дебатов) «Всех мучает проблема ГМП – В чём вред и польза от продуктов этих? Зачем они нужны и для чего? Откуда же взялись на белом свете? Ген камбалы вселился в помидор, В картошке ген петуньи очутился. Смешенье генов вызвало тут спор, Да и народ немножко всполошился …»  Проблема: Нужны ли генетически модифицированные продукты (ГМП)?

Пример задания по формированию ЕНГ

(в форме дебатов)

«Всех мучает проблема ГМП –

В чём вред и польза от продуктов этих?

Зачем они нужны и для чего?

Откуда же взялись на белом свете?

Ген камбалы вселился в помидор,

В картошке ген петуньи очутился.

Смешенье генов вызвало тут спор,

Да и народ немножко всполошился …»

Проблема:

Нужны ли генетически модифицированные продукты (ГМП)?

Пример задания по формированию ЕНГ (проблемный вопрос ) Айсберг – это красиво или опасно?   ЗАДАНИЕ Что такое айсберг?  Попробуй объяснить, как образуются айсберги, где их можна встретить?  Объясни, возможно ли хозяйственное использование айсбергов? Если да, то каким образом?  Какую опасность представляют айсберги?  Сделай вывод.

Пример задания по формированию ЕНГ (проблемный вопрос )

Айсберг – это красиво или опасно?

ЗАДАНИЕ

  • Что такое айсберг?
  • Попробуй объяснить, как образуются айсберги, где их можна встретить?
  • Объясни, возможно ли хозяйственное использование айсбергов? Если да, то каким образом?
  • Какую опасность представляют айсберги?
  • Сделай вывод.
Пример задания по формированию ЕНГ ( Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края») Весной 2020-го наши реки так и не стали полноводными, колодцы пересыхают, а в некоторых хранилищах воды осталось на считанные дни. Почему пересыхают водохранилища в городах и колодцы в селах ?

Пример задания по формированию ЕНГ ( Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края»)

Весной 2020-го наши реки так и не стали полноводными, колодцы пересыхают, а в некоторых хранилищах воды осталось на считанные дни.

Почему пересыхают водохранилища в городах и колодцы в селах ?

Пример задания по формированию ЕНГ (использование кейс- технологии ) Согласно опубликованному Всемирной организацией здравоохранения первому Всемирному докладу о проблемах зрения во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения Задание Попробуйте объяснить, почему это происходит? Какова ситуация в нашей школе? Выясните типичные причины ухудшения зрения населения и предложите меры профилактики нарушения зрения Почему  при любом повреждении глаза необходимо сразу же обращаться за медицинской помощью?

Пример задания по формированию ЕНГ (использование кейс- технологии )

Согласно опубликованному Всемирной организацией здравоохранения первому Всемирному докладу о проблемах зрения во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения

Задание

Попробуйте объяснить, почему это происходит? Какова ситуация в нашей школе? Выясните типичные причины ухудшения зрения населения и предложите меры профилактики нарушения зрения Почему при любом повреждении глаза необходимо сразу же обращаться за медицинской помощью?

Пример задания по формированию ЕНГ ( исследовательский проект « Создание национального парка» ) Еще столетие назад Африку представляли материком нетронутой природы. В начале ХХІ столетия экологические проблемы, которые зарождались еще во времена грабительских походов колонизаторов, обострились. Продолжительное колониальное прошлое и нерациональное использование природных ресурсов привели к серьезным нарушениям равновесия между компонентами природных комплексов. Поэтому во многих странах Африки обострилась проблема охраны природы. С целью охраны уникальных объектов природы создаются заповедники и национальные парки .  Задание Основываясь на особенностях природных условий страны попробуйте создать свой проект национального парка .

Пример задания по формированию ЕНГ ( исследовательский проект « Создание национального парка» )

Еще столетие назад Африку представляли материком нетронутой природы. В начале ХХІ столетия экологические проблемы, которые зарождались еще во времена грабительских походов колонизаторов, обострились. Продолжительное колониальное прошлое и нерациональное использование природных ресурсов привели к серьезным нарушениям равновесия между компонентами природных комплексов. Поэтому во многих странах Африки обострилась проблема охраны природы. С целью охраны уникальных объектов природы создаются заповедники и национальные парки .

Задание

Основываясь на особенностях природных условий страны попробуйте создать свой проект национального парка .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!