СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  на уроках истории приемов развития познавательной мотивации учащихся  в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории»

УДК 37.012.7

Торговкина Н. П.

учитель истории и обществознания МБОУ СШ №2 г.Димитровграда

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Поэтому одна из основных задач истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности.

Безусловно, одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей малой Родиной и культурой своего народа. А культура – это, прежде всего, наши исторические корни, уходящие в глубь веков.

ФГОС содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. 

Учитель истории должен не забывать о  преемственности периодов истории России,  непрерывности процессов становления и развития российской государственности, о рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Важен воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.

Практика духовно-нравственного потенциала уроков истории может быть рассмотрена на примере использования конкретных методических приемов. Курс истории насыщен живыми примерами из истории прошлого страны, способен вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей в истории человечества. Поэтому отдельные, особенно выдающиеся памятники культуры перестают играть роль собственно «памятников» конкретной эпохи и начинают восприниматься в сознании народа как прямые символы самого народа, его государственности, исторической миссии и выполнять идейно-воспитательное значение. Так, в эпоху расцвета Новгородской вечевой республики Софийский собор был символом Новгорода, символом самой республики: «Где София — тут Новгород!» — говорили тогда новгородцы. Спасская башня Московского Кремля стала в наши дни своеобразным символом Советского государства. Они служат великой цели: поднятию на более высокий уровень общей культуры, воспитанию чувства гордости за свой народ, его достижения, его искусство, воспитанию художественного вкуса, любви к историческому познанию.

Прием «Историческая реликвия» предполагает рассмотрение ценности памятника культуры, исторического объекта на разных этапах истории. Уникальность и нравственная ценность приема связана с тем, что эти объекты истории связаны с жизнью миллионов людей, и сами эти объекты могут стать источниками нравственного содержания, как например, изучение истории Зимнего дворца, Московского Кремля, Собора Василия Блаженного или Собора Парижской Богоматери. На примере истории Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге можно проследить изменение архитектурных стилей, назначение внутренних помещений, важные исторические события, связанные с данным архитектурным памятником. С Зимним дворцом связано движение народовольцев (покушение С.Халтурина), события Кровавого воскресенья, открытие госпиталя в период 1 мировой войны, деятельность Временного правительства, штурм в октябре 1917 года, начало музейной деятельности Советской власти и даже русский стиль в картах связан с костюмированным балом 1903 года во дворце. История дворца это история монарших особ и рядовых слуг, которые согласно Табели о рангах могли дослужиться до 12 класса. Этот прием используется мной и при изучении регионального компонента. Интерес представляет история зданий Димитровградского краеведческого музея, Мелекесской посадской управы, доходный дом Лангера и т.д.

Памятники культуры имеют большое значение и для другой формы познания — для познания чувственного, поскольку они обладают силой эмоционального, эстетического воздействия на человека. Общественное значение памятников истории велико, т.к. выступают как непосредственные и весьма активные факторы культурного прогресса.

При изучении хронологии я использую прием «Хронограф» («Синхрохронограф»), который помогает запомнить события длительного периода. «Один год в истории» позволяет провести временную параллель через столетия:945г.-восстание древлян,1045г-в Новгороде заложен Софийский собор, 1245г.- Литовский поход Александра Невского, первая перепись населения на Руси, 1345г.- обитель, созданная Сергием Радонежским, оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). 1445г. - 26 октября в Москву в сопровождении татарских отрядов вернулся из плена Василий II Тёмный, 1545г.- первый поход войск Ивана IV против Казани, 1645г. - началось правление Алексея Михайловича, 1745г. - начало металлургического производства на Урале, родились Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, 1845г.- создание Русского географического общества, 1945г.- окончание 2 Мировой войны. Составление хронографов, синхрохронографов (события истории России и всеобщей истории) служат развитию познавательного интереса к предмету.

Изучение истории невозможно без изучения нравственных качеств людей и народа, которые проявлялись в те или иные моменты истории. О нравственных качествах народа можно судить по тому, как он преодолевает выпавшие на его долю трудности. Российская история показывает, как часто возникала необходимость защищать свою Родину, независимость от внешних врагов. В трудные моменты русский народ объединялся перед общей бедой, показывая лучшие свои качества, нравственное совершенство.

С 1055 года по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. Подавляющее число войн было войнами оборонительными.

При изучении темы «Внешняя политика России» в старших классах учащимся предлагается познакомиться с нравственной формулой русских, сформулированной митрополитом Филаретом в XIX в.: «Люби врагов своих сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». Применение её на уроке поможет понять сущность нравственной системы ценностей русских в условиях войны и мира. «Любовь к врагам» означает приверженность христианской норме. Заповедь о любви к врагам говорит, прежде всего, о любви деятельной, а не просто об эмоциях. Христианину следует быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее может превратить врагов в друзей. В заповеди «любите врагов ваших» выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, лишь умножает зло.  Вот почему русские воины не боятся смерти в бою и готовы отдать жизнь за Родину, подобно Пересвету и Осляби в Куликовской битве, а начиная заграничные походы русской армии в 1813 году, М. И. Кутузов, обращаясь к солдатам, говорил такие слова: «Будем великодушны, положим различия между врагом и мирным жителем». Приказ Александра I содержал такие слова: «Вы русские, вы христиане. Не воздам злом ни Франции, ни французам. Единственный враг мой - Наполеон». И ни одна национальная святыня Франции не пострадала, ни один храм не был разрушен, хотя Наполеон русские церкви в Кремле превратил в конюшни.

Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

Особенностью данных приемов является то, что они органично вписываются в контекст урока, не отрывая значительного времени от изучения темы, часто позволяют оживить содержание занятия, заставляют ученика задуматься над важными вопросами, постепенно определить свое отношение к событиям и в соответствии с этим выстраивать свою систему ценностей.

Библиографический список

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего полного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2019. – 39 с. - (Стандарты второго поколения).

2.Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с.

3. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с

5.Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. - 128с.

6.Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

7.Михайловский Е.В. Общественное значение памятников архитектуры / Теория и практика реставрационных работ: сб. 3. М.: Изд-во лит. по строительству, 1972. С. 3—13 

8.Разбегаева Л.П., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект. Монография. М., 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!