СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать влечённого читателя. Ведьнаучиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения ещё не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение - это чтение, которое по словам поэтессы М.Цветаевой "Есть сочувствие в творчестве".

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

сегодня продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».


Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Сл.1- Очень любят ученики начальных классов слушать сказки и приключения букв. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например а- Сл.2 Айболит, б- Белоснежка или Буратино, г – Гномы приносят занимательный материал в виде ребусов, пословиц и т.д.

- Подбираю материал, чтоб детям было интересно.

Сл. 3 «Доскажите словечко»

Сл. 6.- Начиная с первого класса, на уроках обучения грамоте, провожу пятиминутки вида:

  1. Из всех букв выбери буквы «М» и «м» и обведи их в кружок

ыУапоХРМоЦумРПмюьМрВЧжМжхлрОНйЮтъМурмсВмжоаИ

  1. Найди среди буквенного текста спрятанные слова: уха,муха, мох и подчеркни их.

Даоррорладвджылухадрошгшгноеоарарнеонлророропавпаёрпхрпорлрлодлдлжджджорлпармккузщухдмухаававмхощшкегнгнгншддждвдлплоронгемо

  1. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «О» синим карандашом.

мамаррлошуморозлавопрсанкиьротзимадвлпорорлпдадларузоролпоррропрЛизаороороншрозаортонлаорждаопрпршгаоропркозадолооллдалкосылпорпрроаморозы.

- На первом уроке знакомства с новой буквой предлагаю детям такое задание: в тетради для печатания, где мы составляли до этого схемы слов, предложений, учились находить ударный слог, наклеиваю листок с отрывком текста в 3-4 строки. На полях пишу изучаемую букву, большую и маленькую. Предлагаю детям внимательно вести пальчиком поочередно по строчкам и подчеркивать ручкой изучаемую букву.

Такие пятиминутки можно проводить на изучение любой буквы. Они формируют умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков.

- Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения. Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

- Особое внимание уделяю развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребенок при чтении предложения, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.


- С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «Игра в прятки»(найти слово с определённым признаком);

  • «Прыжки» (через слово, через строчку);

  • «Текст с картинками;

  • Найди меня;

  • Фотоглаз(чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);;

  • Чтение наоборот;

  • Сложи слова;

  • Текст вертушка;

  • Поймай текст;

  • Составь слово изменяя одну букву;

  • Текст с наложением;

  • Сплошной текст;

  • Шторка;

  • Перемешанные буквы;

  • Прятки;

  • Верх ногами;

  • Чтение с решёткой;

  • Чтение с половинками слов;

  • Установи порядок слов:

  • Чтение за «диктором» (Интернет –журнал «Место для шага вперёд. Еженедельный интерактивный on-line журнал. Книжный клуб);

  • Синхронное чтение «буксиром»;

  • «Подскажи словечко»;

  • Слова перепутались;

  • По ролям.

- Мои дети очень любят играть онлайн на интерактивном Тренажёре «Работаем над техникой чтения.

Интерактивная игра «Учимся читать»

  • Читаем вывески 1,2

  • Ребусы;

  • Читаем слоги;

  • Читаем с волшебником;

  • Кто как говорит;

  • Составь слова;

  • Звуковой анализ слова;

  • Моя первая книжка;

  • Прочитай загадку и найди отгадку;

  • Читаем в школе;

  • Прочитай слово;

  • Учимся читать слова;

  • Прочитай слова по первым буквам картинок.

  • Учи.ру:

  • Интернет –журнал «Место для шага вперёд. Еженедельный интерактивный on-line журнал. Книжный клуб)


Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;

  • демонстрационные картины;

  • учебные таблицы,

  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;

  • книги;

  • электронные презентации.

  • Интернет - тренажеры т.д.

  • Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов технологии продуктивного чтения.

Для стимулирования читательской активности обучающихся веду кружок «Книголюбы», провожу конкурсы чтецов, приглашаю библиотекаря школы и Сельской библиотеки на мероприятия (викторины), участвуем в районных, областных мероприятиях, способствующих развитию чтения.




 

 

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!