- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Сл.1- Очень любят ученики начальных классов слушать сказки и приключения букв. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например а- Сл.2 Айболит, б- Белоснежка или Буратино, г – Гномы приносят занимательный материал в виде ребусов, пословиц и т.д.
- Подбираю материал, чтоб детям было интересно.
Сл. 3 «Доскажите словечко»
Сл. 6.- Начиная с первого класса, на уроках обучения грамоте, провожу пятиминутки вида:
Из всех букв выбери буквы «М» и «м» и обведи их в кружок
ыУапоХРМоЦумРПмюьМрВЧжМжхлрОНйЮтъМурмсВмжоаИ
Найди среди буквенного текста спрятанные слова: уха,муха, мох и подчеркни их.
Даоррорладвджылухадрошгшгноеоарарнеонлророропавпаёрпхрпорлрлодлдлжджджорлпармккузщухдмухаававмхощшкегнгнгншддждвдлплоронгемо
Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «О» синим карандашом.
мамаррлошуморозлавопрсанкиьротзимадвлпорорлпдадларузоролпоррропрЛизаороороншрозаортонлаорждаопрпршгаоропркозадолооллдалкосылпорпрроаморозы.
- На первом уроке знакомства с новой буквой предлагаю детям такое задание: в тетради для печатания, где мы составляли до этого схемы слов, предложений, учились находить ударный слог, наклеиваю листок с отрывком текста в 3-4 строки. На полях пишу изучаемую букву, большую и маленькую. Предлагаю детям внимательно вести пальчиком поочередно по строчкам и подчеркивать ручкой изучаемую букву.
Такие пятиминутки можно проводить на изучение любой буквы. Они формируют умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков.
- Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения. Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.
- Особое внимание уделяю развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребенок при чтении предложения, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
- С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
«Игра в прятки»(найти слово с определённым признаком);
«Прыжки» (через слово, через строчку);
«Текст с картинками;
Найди меня;
Фотоглаз(чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);;
Чтение наоборот;
Сложи слова;
Текст вертушка;
Поймай текст;
Составь слово изменяя одну букву;
Текст с наложением;
Сплошной текст;
Шторка;
Перемешанные буквы;
Прятки;
Верх ногами;
Чтение с решёткой;
Чтение с половинками слов;
Установи порядок слов:
Чтение за «диктором» (Интернет –журнал «Место для шага вперёд. Еженедельный интерактивный on-line журнал. Книжный клуб);
Синхронное чтение «буксиром»;
«Подскажи словечко»;
Слова перепутались;
По ролям.
- Мои дети очень любят играть онлайн на интерактивном Тренажёре «Работаем над техникой чтения.
Интерактивная игра «Учимся читать»
Читаем вывески 1,2
Ребусы;
Читаем слоги;
Читаем с волшебником;
Кто как говорит;
Составь слова;
Звуковой анализ слова;
Моя первая книжка;
Прочитай загадку и найди отгадку;
Читаем в школе;
Прочитай слово;
Учимся читать слова;
Прочитай слова по первым буквам картинок.
Учи.ру:
Интернет –журнал «Место для шага вперёд. Еженедельный интерактивный on-line журнал. Книжный клуб)
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой помогают различные средства обучения:
наглядные пособия;
демонстрационные картины;
учебные таблицы,
иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
книги;
электронные презентации.
Интернет - тренажеры т.д.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов технологии продуктивного чтения.
Для стимулирования читательской активности обучающихся веду кружок «Книголюбы», провожу конкурсы чтецов, приглашаю библиотекаря школы и Сельской библиотеки на мероприятия (викторины), участвуем в районных, областных мероприятиях, способствующих развитию чтения.
3