СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

Формирование читательской грамотности у младших школьников


О.М. Мазаева

учитель начальных классов

МБОУ с.Колыбельское

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

[email protected]


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Класс – 4

Учебный год – 2020 – 2021

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» составлена на основе авторской программы М.К.Антошина в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ с. Колыбельское Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.

Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.

Цель программы внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Основная задача программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

Развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

— дыхания;

— артикуляционного аппарата;

— дикции;

— интонационного строя речи.

Для тренировки навыка быстрого чтения на занятиях используются таблицы Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения.

Основные формы организации внеурочной деятельности познавательной направленности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» - беседа педагога, комплексные занятия.

Виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:

1. Познавательная деятельность:

— познавательные беседы;

— познавательные игры;

— дискуссии;

— дидактический театр;

— экскурсии.

2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Формы и средства контроля/мониторинга.

1.Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

2.Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.

3. Основной акцент в системе оценивания сделан на самооценке детьми своих достижений по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» или на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха».

Учебно-методическое обеспечение:

И.Ю. Алексашина, М.К. Антошин и.др. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и общего образования: учебное пособие для общеобразовательных организаций. // М.: Просвещение, 2020.

М.К. Антошин. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы. // Учебное пособие. М.: Просвещение, 2020.

М.К. Антошин. Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю. 4 класс. //Учебное пособие. М.: Просвещение, 2020.

Могучий А. Супертренажер для развития ума. //Москва: Аист, 2015

Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей.// Эксперт, 2017.


Результаты освоения внеурочной деятельности

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» 4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению;

- интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка);

- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;

– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;

– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;

– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;

– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;

– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;

- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах.

Предметные результаты

Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).

Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.


Содержание внеурочной деятельности

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» 4 класс


1. Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо» (1ч)

Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 3*3. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

2. Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок». (1ч)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 3*3. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

3. Занятие в компьютерном классе (1ч)

Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)

4 -5. Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» (2ч)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 3*3.

6. Экскурсия в библиотеку (1)

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях.

7. Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе» (1)

Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка.

8-11. Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер» (4ч)

Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа.

12. Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер» (1ч)

Развитие технической стороны чтения. Таблицы Шульте 5*5. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

13. «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка (1ч)

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5.

14-15. Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак»(2ч)

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Таблицы Шульте 5*5. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка.

16-17. Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» (2ч)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5.

18. Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся» (1ч)

Развитие технической стороны чтения. Таблицы Шульте 5*5. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем одновременно». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка.

19.Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» (1ч)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5

20-21. Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи» (2ч)

Развитие технической стороны чтения. Таблицы Шульте 5*5. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка.

22-24. Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы» (3ч)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно-познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах. Отработка приемов скорочтения: таблицы Шульте: 5*5.

25-26. Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» (2ч)

Развитие технической стороны чтения. Таблицы Шульте 5*5. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

27-28. Рассказ А. Саломатова «Его последний день» (2ч)

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

Развитие технической стороны чтения: упражнение Шульте «Красно-чёрные цифры».

29-30. Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день» (2ч)

Развитие технической стороны чтения: упражнение Шульте «Красно-чёрные цифры». Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка из рассказа.

31-32. Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель» (2ч)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения: упражнение Шульте «Красно-чёрные цифры». Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

33-34. Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето» (2ч)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения: упражнение Шульте «Красно-чёрные цифры». Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.


Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» 4 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо».

1

2

Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок».

1

3

Занятие в компьютерном классе.

1

4-5

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе».

2

6

Экскурсия в библиотеку.

1

7

Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе».

1

8–11

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер».

4

12

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер».

1

13

«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка.

1

14–15

Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак».

2

16–17

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся».

2

18

Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся».

1

19

Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи».

1

20–21

Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи».

2

22–24

Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы».

3

25–26

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня».

2

27–28

Рассказ А. Саломатова «Его последний день».

2

29–30

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день».

2

31–32

Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель».

2

33–34

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето».

2


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!