СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательского интереса школьников через внеурочную работу»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал:

“Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”.

 

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательского интереса школьников через внеурочную работу»»

Доклад на осеннее ОМО «Формирование читательского интереса школьников через внеурочную работу»

Учитель: Эргашева А.Б. ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков


Так, социологи Аналитического центра Юрия Левады пришли к выводу, что «сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна». Несмотря на то, что в стране издается огромное количество литературы, «более трети взрослого населения нашей страны ничего не читает. Среди детей и юношества престиж чтения падает, а круг чтения ограничивается прагматической, функциональной и развлекательной литературой. Ситуация усугубляется низкой покупательной способностью населения, а также недостаточным финансированием комплектования библиотечных фондов; не хватает специалистов в сфере детского и подросткового чтения, не налажена пропаганда книги и чтения и т.д.» .

Проект по созданию книжки-самоделки (книжка-малышка) с собственной придуманной сказкой, с самостоятельно подобранными иллюстрациями, играми, ребусами и кроссвордами является одной из эффективных форм формирования читательского интереса у младших школьников.

Литературные игры - это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

Синквейн.

Участие в конкурсах.

Работа со школьным библиотекарем.

Работа на «Точке роста».

Проведение уроков внеклассного чтения.

Проведение уроков по технологии «Творческая мастерская»

Урок по рассказам В.Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся»
Остановись и ты в изумлении перед красотой-

и в твоём сердце расцветёт благородство.

В.А.Сухомлинский

Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.

Л.Н.Толстой.

Ти п урока: урок изучения нового материала с использованием философских размышлений.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Владимира Николаевича Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни; научить школьников видеть проблемы, поставленные автором в художественном тексте, авторскую позицию.

  2. Приобщить к одному из философских законов бытия, что любое количество переходит в качество. Закон бумеранга. Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, видеть их во всей системе литературного образования, аргументируя литературным (или жизненным) опытом.

  3. Воспитание внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.

Наглядные материалы:

– фотографии В. Крупина

– карточка-информатор на каждый стол;

– толковый словарик;

– тексты рассказов В. Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся» на каждый стол;

– ноутбук и экран.

Слово учителя:

“Лишь Слову жизнь дана”. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. С давних пор люди пытались ответить на вопросы: для чего живёт человек? что такое правда и ложь, добро и зло? Эти вопросы называются “вечными” вопросами. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, прочитав рассказы Владимира Крупина. (портрет автора).Этот автор нам пока не знаком, давайте узнаем о нём побольше.

Слово о Крупине (выступление ученика) Слайд 4

- Владимир Николаевич Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Главным родительским уроком стал труд.Счастье искупаться в реке, переночевать на сеновале и много других детских забав надо было заработать: прополоть грядки, накормить скотину. Трудовые будни большой семьи по вечерам завершал праздник, его дарила мать, которая читала детям сказки ПушкинаДетство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Он был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».



Слово о творчестве (доклад ученика) Слайд 5

Начал Владимир Крупин с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина — автора «деревенской прозы» — проявилось в рассказах и повестях. Широкую известность принесла Крупину повесть "Живая вода" (1980). Все рассказы Крупина проникнуты щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, любовью к сельским жителям. Крупин в одном интервью сказал: « Мне не надо было говорить люби Родину, я вырастал среди такой красоты природы, церквей и людей, что любовь к миру родилась вместе со мной. И это огромное счастье». И ещё он говорит так : «Мои родители, дедушки, бабушки - вот кто русские писатели, а я лишь записчик».


Учитель : Постараемся быть внимательными читателями, видеть проблемы , поставленные автором в рассказе «Сбрось мешок»(чтение рассказа)

Двойной дневник (после прочтения на обороте записываем одно слово или словосочетание)

Беседа по содержанию рассказа.

-Как вы думаете, когда происходит действие рассказа?

-Как жилось рассказчице?

-Какие глаголы раскрывают физическое состояние героини?( таскала мешки, ноги подгибаются. промокла, мешок к земле пригибает)

-Что же случилось в этот вечер необычного?

-Какие отношения связывают дочь и отца?

-Что значит слово «тятя»?

-Как обращается к дочери отец?

-Какую красоту они увидели? (смотрим на картину) Пишем на обороте слово или словосочетание

-Как вы понимаете слово красота?

 -Составим кластер на слово красота, используя словарные статьи из словаря Даля и Ожегова (Слово на обороте), Слайд 8

-Кто был источником красоты?

-Какую цепочку мы могли бы составить из нашего кластера? (видеть красоту, воспринимать её душой и передавать её дальше )

Учитель: В жизни есть такой закон, который говорит. Что определённое количество переходит в определенное качество. Как вы понимаете эту фразу, посмотрев на эту цепочку? Слайд 9

     отец дочь(мать, баубушка) дочь(внучка,мать) дочь(правнучка,внучка)

Вятка радуга, солнц земляника в росе веточки, облака

Слово на обороте

-Какие плоды принесла всего лишь одна фраза : «Сбрось мешок!»

-Групповая работа (составляем кластер на слово мешок по словарной статье из словаря Даля и Ожегова)

- Каждая группа объясняет свой кластер (слово на обороте)

-Какова же проблема текста. Что хотел сказать автор этим рассказом В.Крупин?

-А теперь прочитаем рассказ «А ты улыбайся». В какое качество перешло количество информации, увиденное детьми? Слайд 10

-Подтвердите примерами из текста (дети бросили лепить фигуры. Стали бросаться снежками сначала в ноги , а потом в друг друга,расстреливали снежками вылепленных из снега папу, маму и себя, и всю родню)

– Каким образом В.Крупин «пробуждает» наше сознание, вновь обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.

 

Учитель. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы прокомментируйте его. Слайд 11

Существует закон бумеранга.
Бумеранг, брошен с силой тобой,
Не считая ни званья, ни ранга
К нам вернется, как будто домой.

Как аукнется, так откликнется,
Все как эхо обратно придет:
Бумерангом все к нам же двинется,
Божья кара нас всюду найдет.

Все получишь сполна полной мерой,
Все что мерил другим - понесешь
Сам. И наказан ты будешь первый,
Что посеешь – получишь, пожнешь.

Как идем мы дорогой жизненной,
Что, кому в этой жизни даем,
Чем обидели явно иль мысленно –
На пути то получим своем.

Михаил Чикин, 2006 (слово на обороте)

-А теперь познакомимся с вашими фразами, которые вы записали на оборотной стороне (каждый читает свою бумажку)

-Оценки

-Рефлексия (свои примеры. Какие виды работы понравились на уроке. Что удалось. Что было трудно)

- домашнее задание– Вам предстоит дома ответить на вопрос «Что значить жить?»

 

Технологическая карта урока

Комментарий хода урока

Развитие личных качеств и психических процессов

Способы и приемы воздействия

Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности на уроке. Картина природы,

Положительные эмоции Аудиальный и визуальный каналы восприятия

  • Педагогика сотрудничества 1 этап-заинтересовать . Логико-психологический прием.

  • Визуальный (портрет).

  • Аудиальный (звуки музыки)

Знакомство с интересными биографическими сведениями из жизни В.Крупина

Аудиальный канал

  • Вызвать интерес у учащихся

Читаем рассказ В.Крупина « Сбрось мешок»

Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление

Педагогика сотрудничества. Вызвать на размышление, логико-психологический прием: аналогия

Выявление сути рассказа, основной проблемы

Смысловая память, точная речь, эмоциональная отзывчивость, глубина мышления.

3 этап:соорганизация. Психологический приём погружение в ситуацию. Групповая работа

Погружение в текст

Контроль за ходом чтения, составление кластера

Чтение с выделением глаголов, анализ кластера

Комплексный анализ текста

Умение на основе ключевых фраз сформировать проблему текста

Размышления учащихся, выявление проблемы текста, закона бумеранга.

Закон перехода количества в качество

Умение интерпретировать высказывание

Аргументация тезиса

Применение закона при анализе текста «А ты улыбайся»

Неприятие насилия

Анализ некоторых отрывков, Психологический приём погружение в ситуацию.

Закон бумеранга

Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление Ответ на фразу «За все поступки нужно отвечать»

Размышления учащихся, открытость и искренность выводов и мыслей

Знакомство с ключевыми фразами урока

Речевая деятельность

Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение

Рефлексия

Формирование положительных эмоций  

Развитие умения анализировать свои умения

Домашняя работа

Закрепление полученных эмоций на письме

Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение

 


Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал:

“Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!