СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования межэтнической толерантности у студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование межэтнической толерантности у студентов 

Просмотр содержимого документа
«Формирования межэтнической толерантности у студентов»

ФОМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Хайрутдинова Зульфия Рафиковна

ГАПОУ«Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»

Аннотация.

Рассмотрены развития и воспитания толерантности в студенческой среде.

Ключевые слова:межэтническая толерантность,молодежь, воспитание, студенческая среда, межнациональное общение.

Формирование культуры межнационального общения в межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного по языку и культуре. В разно национальной семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций.

Веками сложившаяся сфера воспитания и образования постоянно адаптируется к реалиям политической, экономической, социальной и духовной жизни. На отдельных исторических этапах эти изменения носят динамичный, прорывной характер, что обусловливается существенными социально- экономическими изменениями в общественном сознании.
Общественное сознание имеет прочные связи с системой образования, в основном формирующей сознание молодежи, характерными особенностями которого является:

  • способность быстро накапливать, суммировать, творчески, перерабатывать знания;

  • остро и непосредственно воспринимать все происходящее;

  • критично и активно усваивать социальный опыт.

Слабыми же местами молодежного сознания являются недостаток жизненного опыта, неустойчивость убеждений, излишние критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам. Вследствие этого эффективность обучения и воспитания во многом зависят от того, насколько педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие народа.

Обобщение социологического материала, разработка теоретических и научно-практических аспектов формирования культуры межнационального общения конкретно в молодежной среде (а именно на примере студенческой молодежи - будущей интеллигенции) позволяет углубить и расширить ее характеристику.

Противоречия формирования национального и инонационального в сознании студенчества, неоднозначного понимания такого феномена как "национализм", а также взаимосвязи культуры межнационального общения с воспитанием политической культуры, воспитанием патриотизма позволяют осмыслить и раскрыть ее общечеловеческое значение, гуманистическую и демократическую сущность.

Определение места и роли этнокультурной компетентности личности, взаимосвязи личности и коллектива (как взаимосвязи личности и общества) в данном процессе (имеется в виду формирование культуры межнационального общения) роли семьи, позволяет рассматривать данную проблему на стыке нескольких наук: философии, социологии, социальной психологии и педагогики, а также политологии (этнополитологии).

Не может человек, к какой бы национальности он не принадлежал, научиться ценить и понимать культуру, историю, традиции других народов, если он обделен знаниями истории своего народа, не знает свою культуру и не ценит ее. Без национального самосознания нет пути к формированию, воспитанию культуры межнационального общения.

Студенты - представители интеллигенции, т.е. той социальной группы населения любой нации, от которой зависит развитие культуры в обществе в целом и национальной культуры в частности.

В студенческой среде в формировании политической культуры и культуры межнационального общения особое значение имеет преподавание гуманитарных наук (и особенно социально-политического цикла - истории, философии, политологии, социологии, права, культурологии и др.)

Поскольку в центре формирования культуры межнационального общения стоит личность, необходимо учитывать ее особенности, а именно социально-психологические установки к межэтническому общению, уровень ее этнокультурной компетентности. В этой связи в данном исследовании используется структурно-функциональный метод, определяющий типологию личности, позволяющий раскрыть и учесть диалектику противоречий национального и инонационального в сознании ее.

С учетом фундаментальных факторов современной эпохи (глобализация, открытость, экстремизм) необходимо сконцентрировать воспитательно– на формировании мировоззренческой устойчивости с целью выработки у подрастающего поколения нравственного иммунитета к радикально – экстремистскому влиянию и воспитания толерантности.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших норм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды на одного человека не могут быть навязаны другим.
По этой направленности у нас в колледже проделано большая работа. Используется различные виды деятельности и проектов, которые дают студентам важный опыт изучения человеческих различий и общих характеристик людей, а также того, как это многообразие в единстве может стать основой личностного роста или развития общества.

В план воспитательной работы колледжа на учебной год включается ряд мероприятий по профилактике экстремизма среди молодежи. Это могут быть обычные беседы, диспуты, круглые столы, ролевые игры («Мы – команда одного корабля!», «Я среди людей», «Я другой», «Легко ли быть особенным?», «Что такое толерантность?»).

На занятиях студенты пишут рефераты, составляют биографии исторических деятелей, философов, писателей, которые отстаивали права человека. В тематику классных часов включаем такие направления, как ознакомление с другими культурами – с их костюмами, традициями, религией, праздниками и национальной кухней, экскурсии в музеи, на выставки, имеющие отношение к данным темам. Также проводится психологические анкетирование, тренинги, диагностика (например, «Социальная роль личности, жестокость и сочувствие»). Впоследствии результаты обсуждаются в группе. В среди группах 1 курса проводится как конкурсы сочинений, рисунков, плакатов на тему мира, толерантности, разрешения конфликтов, направленных против экстремизма и терроризма.Можно выдвигать основные правила поведения в отношениях между разными этническими и национальными группами:

  • Относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной.

  • Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет свою собственную систему ценностей. А одинаковые ценности представляют различную степень важности.

  • Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

  • Общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения

  • Помните, что каждая культура, какой бы малой она ни была, может что-то предложить миру, но нет такой культуры, которая имела бы монополию на все аспекты.

  • Всегда помните, что никакие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группы над другой.

Таким образом, воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающего культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Эти усилия должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а так же нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

И всё же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить, и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.







Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Кукушкин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособия для учителя. //Ростов н/Д: Гин-Го, 2001г.

  2. Лебедь О.Н. Толерантность как основа гражданского воспитания // Среднее профессиональное образование, 2008, № 10.

  3. Маркова Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование, 2008 г, № 10.

  4. Степанов П.В. Феномен толерантности // Классный руководитель, 2004г., № 3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!