Мастер - класс
по физике
«Физика вокруг нас»
Подготовила – Киселёва И.Н. , учитель физики
Ход занятия
Звучит песня про ФИЗИКУ…
Вас я приветствую, друзья!
Сегодня в мир науки с вами,
Постигнув мудрость бытия,
Войдем мы твердыми шагами.
Работа мысли и стремленье к знаньям
Поможет вам понять всю сущность мирозданья.
(Вы прослушали небольшой фрагмент песни. Как Вы думаете, какова будет тема нашего занятия?...)
ТЕМА: «Физика вокруг нас»
Знакомиться с этой темой мы будем, работая в группах и используя исследовательскую деятельность.
А сейчас я хочу Вам рассказать одну притчу…
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:
- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?
- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.
- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.
Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью. Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество. Мы встречаемся с ними каждый день, не задумываясь об их существовании.
Сегодня вы имеете возможность увидеть физику с необычной стороны, физику, которая нас окружает каждый день.
И так я предлагаю начать наше занятие с чаепития…
Группа 1. Возьмите чашки и налейте кипятка. Опустите в чашку с кипятком пакет чая. Что видите? (вода окрашивается). Почему? Что происходит? (диффузия, явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого). С процессом диффузии мы с вами часто встречаемся в быту, например, при стирке вещей, при засолке овощей и фруктов и др.
Группа 2. У вас 2 кружки: в одной горячий чай, в другой - холодный. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все предметы, которые есть на столе.
Возможные гипотезы: - смешать холодный с горячим;
- перелить в блюдце;
- подуть и т.п.
Анализируем вместе:
2.1. Смешаем. Какое явление произойдет (Теплообмен). Какой чай наливать в какой: горячий в холодный или наоборот? Ответ объяснить. (Холодный в горячий. Вследствие конвекции теплообмен произойдет быстрее: холодные слои опустятся вниз, теплые поднимутся вверх). Какая часть дома с отапливаемой террасой самая холодная? ( Подпол, погреб) Какая часть тела мерзнет быстрее всего в холодном помещении? (ноги). Где в данной комнате (да и всех помещений) использовано это явление? (Форточки вверху, батареи - внизу).
2.2. Перелить в блюдце. Зачем? (Испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее). Что значит испарение? (Парообразование с поверхности жидкости). Что ощущаем при выходе из воды? Зачем развешиваем стираное белье, не оставляя его скомканным в тазу? Почему собака бегает с высунутым языком в жаркую погоду?
2.3. Подуть. Зачем? (Ветер ускоряет процесс испарения. Молекулы на поверхности получают дополнительную кинетическую энергию.) Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду?
Группа 3. Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким. (Не увлекайтесь количеством сахара). Объясните с точки зрения физики, что сделали. (Положили сахар в чай, помешали. Наблюдали явление диффузии- смешивания веществ.) В какой чай надо бы положить сахар, чтобы он быстрее растворился? (Горячий. Скорость движения молекул зависит от температуры).
Группа 4. Возьмите шоколад и поделите его на кусочки между собой. А на сколько человек можно вообще поделить этот кусок шоколада? ( На много, пока не останется неделимая частица). Значит, шоколад и все вещества состоят из частиц - молекул.
Группа 5. Пейте чай. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное, по - сравнению с внутренним, наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление). Так же атмосферное давление влияет на здоровье и самочувствие человека…
Группа 6. Кто не съел весь шоколад? Попробуйте соединить части его. Почему не получается
( Отталкиваются молекулы)
А теперь вытрите руки салфеткой - салфетки лежат на столе.
Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана? ( Не смачиваются салфетки эти водой - силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги) Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются - взаимодействуют.
Таким образом, в результате последних экспериментов мы с Вами сделали вывод, что все вещества состоят из мельчайших частиц, которые между собой могут взаимодействовать.
А закончить наше занятие я хочу словами Г. Лихтенберга
«То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость».
Желаю Вам удачи на пути к новым открытиям! И помните - знание физических законов помогает нам жить!
Спасибо!
4