СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика вокруг нас

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по физике для учителей на педсовете или на внеклассном мероприятии

Просмотр содержимого документа
«Физика вокруг нас»
















Мастер - класс

по физике

«Физика вокруг нас»













Подготовила – Киселёва И.Н. , учитель физики







Ход занятия


Звучит песня про ФИЗИКУ…


Вас я приветствую, друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.


(Вы прослушали небольшой фрагмент песни. Как Вы думаете, какова будет тема нашего занятия?...)


ТЕМА: «Физика вокруг нас»


Знакомиться с этой темой мы будем, работая в группах и используя исследовательскую деятельность.

А сейчас я хочу Вам рассказать одну притчу…


Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.

А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.


Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью. Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество. Мы встречаемся с ними каждый день, не задумываясь об их существовании.

Сегодня вы имеете возможность увидеть физику с необычной стороны, физику, которая нас окружает каждый день.


И так я предлагаю начать наше занятие с чаепития…


Группа 1. Возьмите чашки и налейте кипятка. Опустите в чашку с кипятком пакет чая. Что видите? (вода окрашивается). Почему? Что происходит? (диффузия, явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого). С процессом диффузии мы с вами часто встречаемся в быту, например, при стирке вещей, при засолке овощей и фруктов и др.


Группа 2. У вас 2 кружки: в одной горячий чай, в другой - холодный. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все предметы, которые есть на столе.

Возможные гипотезы: - смешать холодный с горячим;

- перелить в блюдце;

- подуть и т.п.

Анализируем вместе:

2.1. Смешаем. Какое явление произойдет (Теплообмен). Какой чай наливать в какой: горячий в холодный или наоборот? Ответ объяснить. (Холодный в горячий. Вследствие конвекции теплообмен произойдет быстрее: холодные слои опустятся вниз, теплые поднимутся вверх). Какая часть дома с отапливаемой террасой самая холодная? ( Подпол, погреб) Какая часть тела мерзнет быстрее всего в холодном помещении? (ноги). Где в данной комнате (да и всех помещений) использовано это явление? (Форточки вверху, батареи - внизу).

2.2. Перелить в блюдце. Зачем? (Испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее). Что значит испарение? (Парообразование с поверхности жидкости). Что ощущаем при выходе из воды? Зачем развешиваем стираное белье, не оставляя его скомканным в тазу? Почему собака бегает с высунутым языком в жаркую погоду?

2.3. Подуть. Зачем? (Ветер ускоряет процесс испарения. Молекулы на поверхности получают дополнительную кинетическую энергию.) Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду?


Группа 3. Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким. (Не увлекайтесь количеством сахара). Объясните с точки зрения физики, что сделали. (Положили сахар в чай, помешали. Наблюдали явление диффузии- смешивания веществ.) В какой чай надо бы положить сахар, чтобы он быстрее растворился? (Горячий. Скорость движения молекул зависит от температуры).


Группа 4. Возьмите шоколад и поделите его на кусочки между собой. А на сколько человек можно вообще поделить этот кусок шоколада? ( На много, пока не останется неделимая частица). Значит, шоколад и все вещества состоят из частиц - молекул.


Группа 5. Пейте чай. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное, по - сравнению с внутренним, наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление). Так же атмосферное давление влияет на здоровье и самочувствие человека…


Группа 6. Кто не съел весь шоколад? Попробуйте соединить части его. Почему не получается

( Отталкиваются молекулы)

А теперь вытрите руки салфеткой - салфетки лежат на столе.

Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана? ( Не смачиваются салфетки эти водой - силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги) Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются - взаимодействуют.

Таким образом, в результате последних экспериментов мы с Вами сделали вывод, что все вещества состоят из мельчайших частиц, которые между собой могут взаимодействовать.


А закончить наше занятие я хочу словами Г. Лихтенберга

«То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость».

Желаю Вам удачи на пути к новым открытиям! И помните - знание физических законов помогает нам жить!

Спасибо!


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!