СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Физическое воспитание в современной школе: проблемы, инновации, перспективы»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшилось в несколько раз.

Просмотр содержимого документа
««Физическое воспитание в современной школе: проблемы, инновации, перспективы»»

Доклад для открытого научно-практического семинара учителей физической культуры на тему «Физическое воспитание в современной школе: проблемы, инновации».


Подготовил: Кронштадтов А.В.


В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшилось в несколько раз.

Стандартный урок физкультуры представляет следующую картину:  рядовое построение,  оглашение целей и задач урока, разминка, основная и заключительная части, которые чаще всего сводятся к набору однообразных упражнений, определенных образовательной программой. Знакомая картина: один ученик выполняет задание учителя, например, подтягивание,  а остальные, ожидая своей очереди, скучают или просто отходят в сторону, не в состоянии выполнить упражнение. Можно ли считать интенсивность такого урока высокой?

У учителя физкультуры нет  возможности в 45 минутах урока учесть индивидуальные физические особенности и возможности каждого ученика, оставаясь  и при этом  в рамках учебно-тематического планирования. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий; применение в структуре уроков нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств, таких как, релаксации, дыхательных упражнений. Круговая тренировка – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических  упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и, в особенности, их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Учащиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь, как бы, по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, замыкая круг. Средства круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно, технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач урока, двигательных возможностей и навыков детей.

         Круговую тренировку можно использовать зале, на улице и даже в бассейне. Она найдет себе применение в таких разделах, как подвижные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, плавание, гимнастика и др.

Круговой тренинг с его вариативным подходом к каждому ученику отлично внедрится  в систему ФГОС, которая рассматривает школьника как личность, готовую  к активной творческой самореализации, а учителя не как наставника, а как помощника в этой реализации.


  1. Круговые тренировки создадут мощный эмоциональный заряд для учащихся. Атмосфера спортивного лидерства, командного духа, самоконтроль и дисциплина – все эти навыки помогут детям стать успешными в дальнейшей жизни. За счет индивидуального варьирования  нагрузки, физически подготовленные дети  расширят свои спортивные возможности. Дети с низким уровнем физической подготовки на уроках с использованием методики круговой тренировки окрепнут физически, станут более выносливыми, активными, скорректируют свой вес. Произойдут положительные сдвиги в организме: укрепится сердечнососудистая и дыхательная системы, возрастет выносливость, ускорится метаболизм и это далеко не все! Каждый урок физической культуры  будет нести в себе новизну и варьироваться в зависимости от нужд и потребностей учащихся.


  1. Занятия следует строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, делали необходимые заключения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказы­вать так, чтобы занимающиеся сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания и понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возмож­ностях, методах, способах достижения поставленной задачи, помо­гая проявлению творческих способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует про­цесс самопознания и управления своей деятельностью.


  1. В наше время использование компьютера в обучении имеет уникальную возможность сделать урок более интересным. Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре. Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, способствует формированию личной физической культуры школьников. Подготовка учителями физической культуры презентаций по обучению технике сложно координационных движений таких как «прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»», «прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», «обучение технике броска с двух шагов». А так же формирование теоретических сведений, таких как знакомство с олимпийскими и паралимпийскими видами спорта, использование материала по подвижным играм разных народов.


  1. Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Использование групповых технологий при обучении разделу «Спортивные игры» позволяет увеличить моторную плотность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в структуре уроков являются подвижные игры, объединяющие в себе средства народной культуры и физической культуры.


  1. Нетрадиционные виды упражнений.

Среди этих упражнений выделяют: дыхательная гимнастика, креативная гимнастика, игры-путешествия.

Дыхательная гимнастика – улучшает работу легких.

Креативная гимнастика – включает в себя специальные задания, творческие игры, направленные на развитие творческой инициативы. Благодаря им создаются благоприятные возможности для свободного самовыражения, в неё входят музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игры-путешествия – представляют собой все виды подвижной деятельности. Игры помогают сплотить ребят, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь. Такие игры способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей детей.


Подводя итог, можно сделать вывод о том, что используемые технологии позволяют оптимизировать тренировочный процесс, сделать его интересным и эффективным. Инновационные технологии в использовании оптимальных способов обучения предполагают создание проблемных ситуаций в осуществлении двигательной деятельности школьников. Благодаря новым технологиям можно просматривать здоровье, а главное спрогнозировать будущие результаты. Также разработка новых технологий позволяют развить интерес среди студентов Высших учебных заведений. В инновациях больше плюсов, чем минусов.






Список литературы:

  1. Статья “Инновационные разработки в спорте высших достижений”, сайт https://www.liveinternet.ru/users/1512492/post186946645/

  2. Манжелей И. В, Учебное пособие «Инновации в физическом восптании», 2015г.

  3. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни  – Москва: Советский спорт, 1996.

  4. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №5. - С. 91 - 92.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!