СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансы, денежное обращение и кредит

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит", предназначен для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Финансы, денежное обращение и кредит»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2019

Лист 0/18

















рабочая программа учебной дисциплины

ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ


















Анадырь 2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



Разработчик:

Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»




Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

филологических и социально-экономических дисциплин:

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/Зырянкина О. Н./



Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 12264 Земледел, 12266 Землекоп, 22572 Инженер по землеустройству.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


Цель:

  • формирование у студентов системы знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государства и субъектов хозяйствования, знаний о сущности кредитов и банков для анализа тенденций и закономерностей денежного обращения.


Задачи:

  • формирование знаний о денежно-кредитных отношениях, банковской деятельности;

  • приобретение первоначальных навыков и умений составления плана доходов и расходов коммерческих организаций.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

  • проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

  • проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;

  • принципы финансовой политики и финансового контроля;

  • законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

  • основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

  • структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;

  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

  • структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

  • виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;

  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы;


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

40

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

работа с конспектом и литературой

уровень инфляции по годам. Составление таблицы

подготовка доклада на тему: «Организационно-правовые основы построения бюджетной системы»

подготовка доклада на тему: «Финансы в системе международного сотрудничества»

подготовка доклада на тему: «Государственный и муниципальный кредит»

подготовка доклада на тему: «Управление финансами и планирование как составные элементы финансовой политики»

подготовка доклада на тему: «Прогнозирование и контроль как составные элементы финансовой политики»

подготовка доклада на тему: «Страховой рынок: проблемы и перспективы»

подготовка доклада на тему: «Обеспечение безопасности банка»

подготовка доклада на тему: «Реорганизация кредитных организаций»

подготовка доклада на тему: «Система современного банковского законодательства»

подготовка доклада на тему: «Современные способы кредитования»

подготовка доклада на тему: «Кредитование по контокорренту»

подготовка доклада на тему: «Кредитование по овердрафту»

подготовка доклада на тему: «Целевые кредиты»

подготовка доклада на тему: «Организация потребительского кредита»

подготовка доклада на тему: «Кредитование в пределах кредитной линии»

подготовка доклада на тему: «Синдицированное кредитование»

подготовка доклада на тему: «Ипотечный кредит»

2

2


2


2

2


2


2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

76

4

РАЗДЕЛ 1. Финансовая система




Тема 1.1.

Сущность, функции и виды денег

Содержание учебного материала

8

1.

Сущность и история денег

1

2.

Денежное обращение и денежные системы

2

3.

Инфляция: сущность, виды, причины.

2

4.

Денежно-кредитная политика

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчет денежной массы в обращении

2.

Расчет оборачиваемости денег

3.

Расчет индекса и уровня инфляции

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Работа с конспектом и литературой

2.

Уровень инфляции по годам. Составление таблицы

Тема 1.2.

Финансы в рыночной экономике


Содержание учебного материала

6

1.

Сущность, функции и роль финансов в экономике

2

2.

Финансовая система. Финансовая политика.

2

3.

Управление финансами. Государственные финансы

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Оформление результатов инвентаризации обязательств

2.

Расчет показателей финансового состояния предприятия

3.

Расчет основных параметров при бюджетировании

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

12

1.

Подготовка доклада на тему: «Организационно-правовые основы построения бюджетной системы»

2.

Подготовка доклада на тему: «Финансы в системе международного сотрудничества»

3.

Подготовка доклада на тему: «Государственный и муниципальный кредит»

4.

Подготовка доклада на тему: «Управление финансами и планирование как составные элементы финансовой политики»

5.

Подготовка доклада на тему: «Прогнозирование и контроль как составные элементы финансовой политики»

6.

Подготовка доклада на тему: «Страховой рынок: проблемы и перспективы»

РАЗДЕЛ 2. Кредитно-банковская система


60

Тема 2.1.

Характеристика банка.

Содержание учебного материала

4

1.

Банки: сущность, виды и функции

2

2.

Банковская система РФ

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Подготовка доклада на тему: «Обеспечение безопасности банка»

2.

Подготовка доклада на тему: «Реорганизация кредитных организаций»

3.

Подготовка доклада на тему: «Система современного банковского законодательства»

Тема 2.2.

Коммерческие банки.


Содержание учебного материала

4

1.

Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка

2

2.

Операции коммерческого банка

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

8

1.

Анализ структуры пассивов коммерческого банка

2.

Анализ структуры собственных средств банка

3.

Анализ структуры, качества активов коммерческого банка

4.

Анализ кассовых операций банка

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 2.3.

Кредит.

Содержание учебного материала

4

1.

Кредит: сущность, функции, принципы, формы

2

2.

Формы обеспечения возвратности кредита

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Расчет процентных начислений по кредиту

2.

Расчет уровня кредитоспособности заемщика

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

16

1.

Подготовка доклада на тему: «Современные способы кредитования»

2.

Подготовка доклада на тему: «Кредитование по контокорренту»

3.

Подготовка доклада на тему: «Кредитование по овердрафту»

4.

Подготовка доклада на тему: «Целевые кредиты»

5.

Подготовка доклада на тему: «Организация потребительского кредита»

6.

Подготовка доклада на тему: «Кредитование в пределах кредитной линии»

7.

Подготовка доклада на тему: «Синдицированное кредитование»

8.

Подготовка доклада на тему: «Ипотечный кредит»

Тема 2.4. Ценные бумаги.

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие, сущность и принципы классификации ценных бумаг

2

2.

Рынок ценных бумаг.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

10

1.

Разработка сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска

2.

Расчёт стоимостных характеристик акций

3.

Расчёт стоимостных характеристик облигаций

4.

Расчёт дохода по производным ценным бумагам

5.

Расчёт дохода от финансовых инструментов

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

РАЗДЕЛ 3. Основы финансового менеджмента.


12

Тема 3.1. Финансовый менеджмент.

Содержание учебного материала

6

1.

Сущность финансового менеджмента

2

2.

Финансовое планирование

2

3.

Дифференцированный зачет

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчёт денежных потоков организации

2.

Оптимизация остатка денежных средств в организации

3.

Организация финансового планирования

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

ВСЕГО:

114



3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета финансов, денежного обращения и кредита.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • меловая трехчастная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО./Чалдаева Л.А. - отв. ред.-М.: Юрайт, 2017.-Режим доступа: https://biblio-online.ru/

Дополнительные источники:

  1. Вахрамеева А. С. Вахрамеева. Финансы, денежное обращение и кредит. [Электронный ресурс]: Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности среднего профессионального образования 080110Банковское дело / А.С.Вахрамеева. – Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. – 40c.URL: http://www.tgc.ru/edu/metod/

  2. Вахрамеева А. С. Финансы, денежное обращение и кредит. [Электронный ресурс]: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий студентов специальности среднего профессионального образования 080110 Банковское дело / А.С.Вахрамеева. – Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. – 34c.URL: http://www.tgc.ru/edu/metod/

  3. Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./ В.П. Климович - 3е изд., испр. и доп. 2008. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М.

Интернет-ресурсы:

  1. Аналитика [Электронный ресурс]: Вести. Экономика.URL: http://www.vestifinance.ru/videos/analytics

  2. Аналитикам [Электронный ресурс]: Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/database/16

  3. Рынки [Электронный ресурс]: Вести. Экономика. URL: http://www.vestifinance.ru/videos/?type=market

  4. Финансы [Электронный ресурс]: Коммерсант.ру. URL: http://www.kommersant.ru/rubric/40

  5. Экономика и бизнес [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС URL: http://special.itar-tass.com/ekonomika


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

  • экспертная оценка выполнения практических работ

Знания:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;

  • дифференцированный зачет

  • принципы финансовой политики и финансового контроля;

  • тестирование

  • законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

  • тестирование

  • основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

  • тестирование

  • структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;

  • дифференцированный зачет

  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

  • дифференцированный зачет

  • структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

  • дифференцированный зачет

  • виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

  • дифференцированный зачет

  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • дифференцированный зачет

  • кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;

  • дифференцированный зачет

  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы;

  • дифференцированный зачет


Разработчик:


ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю.В. Ильина и

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!