ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2019 |
Лист 0/18 |
рабочая программа учебной дисциплины
ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Анадырь 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
Разработчик:
Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
филологических и социально-экономических дисциплин:
Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.
Председатель ________/Зырянкина О. Н./
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 12264 Земледел, 12266 Землекоп, 22572 Инженер по землеустройству.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель:
формирование у студентов системы знаний в области финансов, сфер и звеньев финансовой системы, организации финансовых отношений государства и субъектов хозяйствования, знаний о сущности кредитов и банков для анализа тенденций и закономерностей денежного обращения.
Задачи:
формирование знаний о денежно-кредитных отношениях, банковской деятельности;
приобретение первоначальных навыков и умений составления плана доходов и расходов коммерческих организаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики и финансового контроля;
законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 0 |
работа с конспектом и литературой уровень инфляции по годам. Составление таблицы подготовка доклада на тему: «Организационно-правовые основы построения бюджетной системы» подготовка доклада на тему: «Финансы в системе международного сотрудничества» подготовка доклада на тему: «Государственный и муниципальный кредит» подготовка доклада на тему: «Управление финансами и планирование как составные элементы финансовой политики» подготовка доклада на тему: «Прогнозирование и контроль как составные элементы финансовой политики» подготовка доклада на тему: «Страховой рынок: проблемы и перспективы» подготовка доклада на тему: «Обеспечение безопасности банка» подготовка доклада на тему: «Реорганизация кредитных организаций» подготовка доклада на тему: «Система современного банковского законодательства» подготовка доклада на тему: «Современные способы кредитования» подготовка доклада на тему: «Кредитование по контокорренту» подготовка доклада на тему: «Кредитование по овердрафту» подготовка доклада на тему: «Целевые кредиты» подготовка доклада на тему: «Организация потребительского кредита» подготовка доклада на тему: «Кредитование в пределах кредитной линии» подготовка доклада на тему: «Синдицированное кредитование» подготовка доклада на тему: «Ипотечный кредит» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 76 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Финансовая система | | | |
Тема 1.1. Сущность, функции и виды денег | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Сущность и история денег | 1 |
2. | Денежное обращение и денежные системы | 2 |
3. | Инфляция: сущность, виды, причины. | 2 |
4. | Денежно-кредитная политика | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 6 |
1. | Расчет денежной массы в обращении |
2. | Расчет оборачиваемости денег |
3. | Расчет индекса и уровня инфляции |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Работа с конспектом и литературой |
2. | Уровень инфляции по годам. Составление таблицы |
Тема 1.2. Финансы в рыночной экономике | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Сущность, функции и роль финансов в экономике | 2 |
2. | Финансовая система. Финансовая политика. | 2 |
3. | Управление финансами. Государственные финансы | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 6 |
1. | Оформление результатов инвентаризации обязательств |
2. | Расчет показателей финансового состояния предприятия |
3. | Расчет основных параметров при бюджетировании |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
1. | Подготовка доклада на тему: «Организационно-правовые основы построения бюджетной системы» |
2. | Подготовка доклада на тему: «Финансы в системе международного сотрудничества» |
3. | Подготовка доклада на тему: «Государственный и муниципальный кредит» |
4. | Подготовка доклада на тему: «Управление финансами и планирование как составные элементы финансовой политики» |
5. | Подготовка доклада на тему: «Прогнозирование и контроль как составные элементы финансовой политики» |
6. | Подготовка доклада на тему: «Страховой рынок: проблемы и перспективы» |
РАЗДЕЛ 2. Кредитно-банковская система | | 60 |
Тема 2.1. Характеристика банка. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Банки: сущность, виды и функции | 2 |
2. | Банковская система РФ | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1. | Подготовка доклада на тему: «Обеспечение безопасности банка» |
2. | Подготовка доклада на тему: «Реорганизация кредитных организаций» |
3. | Подготовка доклада на тему: «Система современного банковского законодательства» |
Тема 2.2. Коммерческие банки. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка | 2 |
2. | Операции коммерческого банка | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 8 |
1. | Анализ структуры пассивов коммерческого банка |
2. | Анализ структуры собственных средств банка |
3. | Анализ структуры, качества активов коммерческого банка |
4. | Анализ кассовых операций банка |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 2.3. Кредит. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Кредит: сущность, функции, принципы, формы | 2 |
2. | Формы обеспечения возвратности кредита | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 4 |
1. | Расчет процентных начислений по кредиту |
2. | Расчет уровня кредитоспособности заемщика |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 |
1. | Подготовка доклада на тему: «Современные способы кредитования» |
2. | Подготовка доклада на тему: «Кредитование по контокорренту» |
3. | Подготовка доклада на тему: «Кредитование по овердрафту» |
4. | Подготовка доклада на тему: «Целевые кредиты» |
5. | Подготовка доклада на тему: «Организация потребительского кредита» |
6. | Подготовка доклада на тему: «Кредитование в пределах кредитной линии» |
7. | Подготовка доклада на тему: «Синдицированное кредитование» |
8. | Подготовка доклада на тему: «Ипотечный кредит» |
Тема 2.4. Ценные бумаги. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Понятие, сущность и принципы классификации ценных бумаг | 2 |
2. | Рынок ценных бумаг. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 10 |
1. | Разработка сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска |
2. | Расчёт стоимостных характеристик акций |
3. | Расчёт стоимостных характеристик облигаций |
4. | Расчёт дохода по производным ценным бумагам |
5. | Расчёт дохода от финансовых инструментов |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
РАЗДЕЛ 3. Основы финансового менеджмента. | | 12 |
Тема 3.1. Финансовый менеджмент. | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Сущность финансового менеджмента | 2 |
2. | Финансовое планирование | 2 |
3. | Дифференцированный зачет | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 6 |
1. | Расчёт денежных потоков организации |
2. | Оптимизация остатка денежных средств в организации |
3. | Организация финансового планирования |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
ВСЕГО: | 114 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета финансов, денежного обращения и кредита.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
меловая трехчастная доска;
автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий;
принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО./Чалдаева Л.А. - отв. ред.-М.: Юрайт, 2017.-Режим доступа: https://biblio-online.ru/
Дополнительные источники:
Вахрамеева А. С. Вахрамеева. Финансы, денежное обращение и кредит. [Электронный ресурс]: Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности среднего профессионального образования 080110Банковское дело / А.С.Вахрамеева. – Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. – 40c.URL: http://www.tgc.ru/edu/metod/
Вахрамеева А. С. Финансы, денежное обращение и кредит. [Электронный ресурс]: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий студентов специальности среднего профессионального образования 080110 Банковское дело / А.С.Вахрамеева. – Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. – 34c.URL: http://www.tgc.ru/edu/metod/
Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./ В.П. Климович - 3е изд., испр. и доп. 2008. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М.
Интернет-ресурсы:
Аналитика [Электронный ресурс]: Вести. Экономика.URL: http://www.vestifinance.ru/videos/analytics
Аналитикам [Электронный ресурс]: Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/database/16
Рынки [Электронный ресурс]: Вести. Экономика. URL: http://www.vestifinance.ru/videos/?type=market
Финансы [Электронный ресурс]: Коммерсант.ру. URL: http://www.kommersant.ru/rubric/40
Экономика и бизнес [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС URL: http://special.itar-tass.com/ekonomika
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; | |
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; | |
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; | |
| |
Знания: |
сущность финансов, их функции и роль в экономике; | |
| |
законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; | |
основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; | |
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; | |
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; | |
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; | |
виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; | |
| |
| |
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы; | |
Разработчик:
ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю.В. Ильина и
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)