Тема урока: «Финансовая грамотность в среде электронных таблиц Excel »
Содержание урока
I. Аналитическая записка.
Тема семейного бюджета и информационных технологий в семейной экономике представлена на данном уроке.
Тип урока: интегрированный комбинированный, структура урока предполагает и этап изучения нового материала, и закрепление понятий в ходе практических упражнений и выполнение практической работы на компьютере в среде электронных таблиц и промежуточный контроль, оценку усвоенных на уроке знаний, полученных практических умений.
Нельзя не отметить использованные в ходе урока информационно-коммуникационные технологии.
Это видеоматериал запланированный к просмотру в образовательной среде РЭШ, который служит для активизации внимания у школьников, логическому построению беседы и является эффективным наглядным средством при объяснении нового материала
А также практикум - работа по решению конкретных задач в среде электронных таблиц, где ИКТ применяется учащимися как инструмент автоматизации расчетов семейного бюджета
Цели и задачи урока:
Научить учащихся ведению семейного бюджета;
Формирование понятий: «бюджет», «доход», «расход», Научить учащихся использовать компьютер (в частности, электронные таблицы) при планировании бюджета;
Совершенствование практических умений и навыков работы в электронных таблицах.
Показать эффективность использования ИКТ в домашней и семейной экономике;
Продолжить развитие у школьников предпринимательских качеств личности и воспитание у них экономической культуры.
.
Организационный момент урока.
Настрой на работу. Сообщение темы, целей и задач урока.
В прошлом учебном году мы с вами изучили тему электронные таблицы и научились работать в них.(вводить формулы, производить вычисления). А сегодня мы эти наши знания применим для развития нашей финансовой грамотности. Поговорим с вами о потребностях семьи и правилах покупки товара и .о не менее ценном опросе в семейной экономике, о бюджете семьи и научимся увеличивать доход семьи.
Повторение и актуализация знаний, умений и навыков в области семейной экономике. В начале урока перед тем, как приступить к решению основной нашей практической задачи, мы совершим путешествие в мир экономических понятий, и повторим основные понятия касаемые электронных таблиц.
Просмотр видеоматериала на РЭШ
Кто может сказать, что такое бюджет семьи?
Запишите определение в тетрадь:
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени.
- Найдите в учебнике определение дохода и расходов. Прочитайте их.
Итак,
Доход – это деньги или материальные ценности, полученные от предприятия или отдельного лица (все полученные средства составляют совокупные доходы).
Расходы – это затраты, издержки для определенных целей.
Если представить бюджет в виде весов, то можем получить расположение чаш весов, представленных в схеме.
- Если представить бюджет в виде весов, то можем получить расположение чаш весов, представленных в схеме
- Как вы прокомментируете данное положение весов?
- В каком соотношении представлены доход и расход на них? (ОТВЕТЫ)
- Какие выводы мы можем сделать из схемы о бюджетах?
(Ответы).
Затем учитель подводит итог этой части беседы:
- Если весы в равновесии, бюджет сбалансированный.
- Если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.
- Если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.
3.Практическая часть урока
Формирование положительной мотивации к практической работе по составлению семейного бюджета в электронных таблицах.
- вводная беседа, нацеливание на работу:
У многих из вас есть дома компьютер. Для чего вы его используете? (ответы учащихся).
А мы сегодня рассмотрим вариант использования компьютера для составления бюджета семьи.
На этом уроке мы на практике применим полученные знания и более того, посмотрим, как с помощью уже знакомых нам из уроков информатики электронных таблиц автоматизировать составление бюджета. А также убедимся, что автоматизация данной работы более эффективна, чем расчеты и составление бюджета в «ручную» и что, имея у себя дома компьютер можно и нужно использовать компьютерные технологии и в делах семейной экономики.
Организация практической работы по составлению семейного бюджета в EXCEL (Творческая работа).
Задание: Составить таблицу расчета расхода ваших родителей при закупке канцтоваров в начале учебного года с учетом количества детей школьного возраста в семье, в этой же таблице рассчитать доход семьи, если вы этот товар закупили сами по оптовым ценам и перепродали.
Показать с помощью диаграммы, на каком товаре вы заимеете наибольший доход.
4.Подведение итогов второго урока
- Для каких целей нужны электронные таблицы?
- Что полезного вы узнали на этом уроке?
- Как увеличить семейный бюджет?
- Где пригодятся полученные сегодня знания и практические умения?
5.Домашнее задание
Повторить тему электронные таблицы. Создать макет таблицы, для расчета расхода и дохода вашей семьи на месяц.