Методическая разработка занятия по финансовой грамотности
«Что значит быть финансово грамотным?»
Занятие по основам финансовой грамотности предназначено для учащихся 9 -11 классов МКОУ «Нюгдинская СОШ Х.Д. Авшалумова»
Подготовил учитель обществознания Магамедалиев Э.О.
Форма занятия: лекция-беседа, командная игра (фронтальная).
Продолжительность: 45 минут
Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-х классов, предполагающих освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений.
Задачи занятия:
Овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставить доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах.
Познакомиться с основными принципами экономической жизни общества.
Развить понимание и правильное использование экономических терминов.
Развить кругозор в области экономической жизни общества и сформировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.
Ход занятия
Вводная часть.
Международный день грамотности — отмечается 8 сентября. Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.
. В наше время в связи с развитием финансовых рынков и институтов современного человека можно причислить к категории грамотных людей не только тогда, когда он научится читать и писать, но когда он будет обладать знаниями из мира денег, денежного обращения и денежных рисков.
В последнее время люди научились зарабатывать деньги. Каждый человек уникален и живет так, как хочет. Кто-то хочет тратить деньги на одни цели, кто-то на другие. Но очень важно:
- научиться правильно распределять свои доходы, расходы; уметь грамотного тратить деньги; сберегать, вкладывать (инвестировать);
- получить простейшие навыки планирования собственного и семейного бюджета;
- разбираться в особенностях кредитования и кредитной системы в нашей стране, научиться избегать различных финансовых рисков, связанных с таким понятием, как кредит;
- научиться правильно пользоваться такими финансовыми инструментами, как кредитная карточка, банковский счет (расчетные и сберегательные счета);
- наконец, позволит понять, как можно зарабатывать деньги, планировать свой бизнес.
Важно понимать, что современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
2.Основная часть.
Что и о чем необходимо знать современному человеку, чтобы считать себя финансово грамотным? Ответ можно дать, обозначив наиболее важные и значимые для каждого человека экономические понятия из мира финансов.
Как осуществлять личное финансовое планирование. Что такое доходы и расходы (личные и семейные). Как правильно тратить, чтобы расходы не превышали доходы. Как осуществлять покупки с умом.
Что такое банк, каковы его основные функции для экономики и польза для отдельного человека. Какие услуги предлагает банк, как осуществляются банковские безналичные переводы и платежи. Что такое депозит.
Инвестиции (вложения денежных средств). Зачем нужно инвестировать (т.е. вкладывать) деньги, что такое ценные бумаги (акции, облигации), как на них можно заработать?
Сейчас наступила такая эра, когда все стало возможным и доступным. Очень важно даже школьникам научиться разбираться во всех тонкостях финансовой стороны своей жизни. В мире много соблазнов, но всегда можно правильно все просчитать и получить дополнительную прибыль к своему доходу или экономить деньги для покупки дополнительных благ или не попасться в руки мошенников. Это и есть финансовая грамотность
Вопросы для обсуждения:
1. Какого человека можно считать грамотным в мире финансов?
2. Что необходимо знать о мире денег?
3. Почему важно уметь планировать свои доходы и расходы?
4. Какую роль играют банки в жизни человека?
5. С какого возраста можно пользоваться пластиковой карточкой?
6. Что значит фраза «Деньги должны приносить деньги?»
7. Какие виды налогов платят ваши родители?
8. Что вы знаете о страховании школьников от несчастных случаев в школе?
9. Какие виды мошенничества в мире денег вы знаете?
3.Заключительная часть.
Командная игра между классами на знание финансово-экономических терминов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за правильные ответы. Используется презентация-игра «Урок финансовой грамотности».
Учащимся в классных командах дать объяснение на следующее утверждение: «Финансы – это многогранное понятие. Докажите это».