СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность»

Технологическая карта методической разработки урока по финансовой грамотности.


Тема урока: Что такое деньги?


Целевая аудитория: учащиеся 3 класса

Авторы: Терентьева Марина Петровна, Лапкина Ольга Николаевна, Исупова Светлана Аркадьевна


Цель урока:формирование представления о деньгах и их роли в экономике.


Задачи:содействовать усвоению понятия «деньги»; развивать представление учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.


Применяемые технологии:личностно-ориентированная с элементами СДП, игровая, здоровьесберегающая, проблемно-поисковая, технология сотрудничества.


Этапы и тайминг:


Наименование этапа

Время

Задача

Формы и методы работы


1.

Организационный момент


1

Настрой на урок


2.

Актуализация знаний


3

Развивать умение извлекать необходимую

информацию с опорой на собственный опыт


Фронтальная вопросно-ответная беседа.

3.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы урока.


3

Подвести учащихся с помощью вопросов к формулировке темы урока

Групповая работа, игровой метод обучения

4.

Открытие новых знаний.

Объяснение нового материала.


6

Формировать навыки сравнивать полученную

информацию с результатами своей

практической деятельности,

анализировать, делать

выводы;принимать и сохранять учебную задачу.

Работа со словарем, просмотр презентации, фронтальная работа, дискуссия

5.

Первичная проверка понимания полученных знаний.Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.


7

Развивать умение извлекать необходимую информацию из текста, воспроизводить новые понятия по памяти, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельная работа с текстом, поисковое чтение, дискуссия

6

Физкультминутка

1

Разминка, расслабление

Кинесеологические упражнения

7

Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

8

Учить практическому способу получения новых знаний


Работа с применением документ –камеры, практическая работа, работа в парах, фронтальный опрос

8.

Контроль усвоения новых знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


6

Формировать умение в соответствии с целевой установкой,

осуществлять логические действия, выделять нужную информацию, делать выводы.

Работа в парах, заполнение опорного листа, обоснование своего мнения

9.

Рефлексия, подведение итогов.


5

Развивать умение делать самостоятельные выводы по теме урока, рефлексировать.

Фронтальная беседа, прием «Синквейн»





Тема урока: «Что такое деньги»

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний


Цель урока

Формирование представления о деньгах и их роли в экономике.

Задачи урока:

содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений;

Планируемые результаты

Предметные

познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами;

совершенствовать умение различать современные российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран;

способствовать развитию навыка выделять и называть части монеты;


Личностные

Самообразование и смыслообразование, самооценка на основе заданных понятий, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Метапредметные

Коммуникативные

Принимать мнения и позиции других людей; формировать собственное мнение и позицию; уметь приходить к общему мнению

Регулятивные

Принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно; выполнять учебное задание в соответствии с целью; принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий; определять цель.

Познавательные

Выделять необходимую информацию; уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать выводные понятия.

Ресурсы урока

Печатные тексты, опорные листы, монеты, презентация

Формы урока

Фронтальная, самостоятельная, групповая, работа с текстом, практическая работа.


Ход урока


Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1

Организационный этап

( 1 мин)

Приветствие.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт психологический настрой на урок.


Проверяют себя на

готовность к уроку.

Планируют учебное

сотрудничество с

учителем и сверстниками.



2

Актуализация знаний

( 3 мин)

Организует фронтальную работу по вопросам:

- Что такое экономика?

(Удовлетворение разнообразных

потребностей людей).

- Назовите отрасли экономики.

- Перечислите отрасли

промышленности.

- Кто может назвать отрасль

промышленности, которая производит для нас книги, журналы?

(Полиграфическая.)

- Найдите в классе предметы(явления),

изготовленные разными отраслями

промышленности.


Называют определение,

отвечают на

поставленные вопросы.

Извлекать необходимую

информацию из собственных

изученных знаний,

Соотносить предметы с понятиями, формулировать

ответы на поставленные учителем вопросы.


3

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы урока.


( 4 мин)

Постановка учебных задач.

Организует работу в группах. Подводит учащихся с помощью вопросов к проблеме.

- В жизни человеку нужны различные товары для удовлетворения своих

потребностей.

Работа в группах. Деловая игра

Включаются в игровую

деятельность.

Производят обмен

товарами в соответствии

с поставленной задачей.

Формулируют тему

урока.




У детей каждой группы определённый

набор товаров: 1 гр.- одежда, 2гр:

посуда, 3гр.: продукты, 4 гр. канцелярские товары.

Задание: каждая группа должна приобрести как можно больше предметов, имеющихся у других групп. 1 группе нужны продукты, 2 группе - одежда, 3 группе – канцелярские товары, 4 группе – посуда (Идёт обмен товарами).

Определяется группа, которая приобрела больше всего нужных товаров.

- Каким образом человек может

получить товар, который ему нужен? (Обменять)

- С какими трудностями вы встретились

при обмене товарами? (Обмен был не всегда равноценный, не всегда была возможность приобрести нужный товар, так как не хотели менять на предложенный из-за отсутствия в нём надобности).

- Каким ещё образом человек может

получить товар, который ему нужен? (Купить)

- Что нужно для того, чтобы купить

товар? (Деньги)

- А что такое деньги?

- Сформулируйте тему урока. (Что

такое деньги?)

Какие задачи для себя поставите?

(Узнаем, что такое деньги, уточним

для чего они нужны, узнаем откуда они

появились, какие бывают деньги.)


4

Открытие новых знаний.

Объяснение нового материала.


( 6 мин)

Организует работу по теме урока.

Объясняет новый материал.

-Итак, что такое деньги? (Ответы

учащихся)

Работа со словарём.

-Откроем словарь С.И.Ожегова и

найдём определение этого слова: «

Деньги – металлические и бумажные

знаки (в докапиталистических

формациях – особые товары),

являющиеся мерой стоимости при

купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Беседа.

(Слайд 1 )

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. (Слайд 2

)Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу,

воины-победители - своих

пленников.Но, как вы убедились,

обменивать товары очень сложно.

Ценность вещей и продуктов разная.

Она зависит от того, сколько труда

затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например

нужен был только один топор, или один кувшин. Или человеку нужно зерно, а тому у кого оно есть не нужны мои горшки. Как упростить обмен? Нужен был такой товар на который можно было бы всегда обменять любой другой


Извлекают знания из

собственного жизненного

опыта, делятся своими

предположениями с

учащимися класса.

Читают определение и

осмысливают понятие.

Воспринимают

информацию, сравнивают

с результатами своей

практической деятельности,

анализируют, делают

вывод

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выделять и называть существенные признаки понятия, анализировать информацию, сравнивать с

результатом своей практической деятельности, делать вывод.


5

Первичная проверка понимания полученных знаний. Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.

( 7 мин)

Просмотр основного материала.

Каждую секунду на земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в

нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Существует два способа обмена: бартер и купля-продажа. Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие. Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар — это значит

обменять его на какое-то количество денег. На какое именно указывает цена товара.

Знакомятся с новыми понятиями (бартер, купля-продажа, обмен,

цена товара).




6

Физкультминутка

( 1 мин)




7

Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

( 8 мин)

Организует работу с текстом.

Наблюдает за работой учеников. Задаёт

вопросы, комментирует ответы.

- Прочитайте по учебнику текст на с

66-68.

-Назовите способы обмена.

- Что такое бартер?(Прямой обмен

одних товаров на другие).Приведите

примеры бартера.

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в

котором участвуют деньги).

- Что такое цена товара? (Стоимость

одной вещи, одного предмета).

- Что такое деньги? (Особый товар,

который можно обменять на любые

другие товары и услуги)

- Как называются металлические

деньги? (Монеты)

- Как называются бумажные деньги?

(Банкноты)

- Назовите денежные единицы разных

стран мира.

- Какое значение имеют деньги?


Читают текст, подготовленный учителем ( у каждого на листах).

Отвечают на вопросы.

Называют способы

обмена товаров,

объясняют значение

понятий: бартер, купля-

продажа, цена товара;

понимают , что такое

деньги; называют виды

денежных единиц

(монеты, банкноты),

объясняют доступными

речевыми средствами

значение денег.


Извлекать необходимую информацию из учебника, воспроизводить новые понятия по памяти, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задание с применением предъявленных требований в обстановке сотрудничества. Проявлять ответственность в достижении результата




Организует фронтальную работу с

применением документ-камеры.

(Изображение монет и действия с

ними проектируются на экран в

увеличенном виде)

- Вы видите монеты (2-3).

- Что изображено и написано на

монетах? Посмотрите.

У монет две стороны: лицевая и

оборотная.

Сторона, на которой изображён герб

(портрет или другой рисунок) –

лицевая. Она называется «аверс».

Оборотная сторона, на которой указан

её номинал, то есть достоинство (1

рубль, 5 рублей, 10 копеек). Она

называется «реверс». Ребро монеты

называется «гурт». На нём насечки. Это защита от фальшивомонетчиков.

Надпись на монете называется

«легенда».


На каждом столе лежат монеты разного

достоинства.

- Покажите на монете легенду, реверс,

аверс, гурт.

- Что можно узнать из надписей на

монете? (Какого достоинства эта

монета (её номинал), название , в какой

стране используется, в каком году


Рассматривают монеты, изучают их под руководством учителя, выделяют и называют части монеты.

Выполняют задание в паре, описывают монету по заданным параметрам. Демонстрируют классу результат работы. выполняемой работы,


8

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

( 6 мин)

Работа в парах.

- Опишите монету.(Каждая пара уч-ся

описывает свою монету: 1 коп., 5 коп.,

10 коп., 1р., 2р., 5р.,10р.). Уч-ся

рассматривают монету и на основе

наблюдения заполняют таблицу.

Страна

Россия

Название

рубль

Номинал

Год выпуска.

Работают в парах.

Заполняют опорный лист. Проверяют свою работу.

Делают вывод:старинные и современные

монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.


Слушать в соответствии с целевой установкой,

осуществлять логические действия, выделять нужную информацию.


Рефлексия, подведение итогов занятия

( 5 мин)

Проводит рефлексию. Диктует

утверждения.

Графический диктант.

- Если высказывание верное, поставьте

знак «+», если неверное, поставьте знак

«-».

1) Прямой обмен одних товаров на

другие – это сбережения.(«-»).

2) Плата за работу – заработная

плата.(«+»).

3) Деньги, которые откладывают на

будущее, - сбережения.( «+»).

4) Оборотная сторона монеты – гурт.( «-

»).

5) Надпись на монете называется

легендой.( «+»).

(После выполнения задания проводится

самопроверка).

Подводит итог урока.

- Что такое деньги?

- Что такое сбережения?

- Что такое заработная плата?

- Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Составление синквейна «Деньга»


Определяют верное и

неверное утверждение на

основе полученных

знаний.

Ориентироваться в

своей системе

знаний.

Проводить

самоанализ своей

работы,

оценивать

собственную

деятельность на

уроке.

Фронтально отвечают на

вопросы. Делают вывод о

том, что такое деньги

(деньги – особый товар,

который можно

обменять на любые

другие товары и услуги).



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!