Философия, наука и образование
- Философия.
- История.
- Образование.
1. Философия
VI век до н.э. – появление философии в Греции. Философия – с греческого дословно означает «любовь к мудрости» и представляет собой особую систему познания мира.
Задачи философии - изучение всеобщих законов развития мира и общества , процесса познания и мышления, нравственных категорий и ценностей.
Скульптура «Мыслитель» Огюста Родена
« Вечные вопросы » философии:
«Познаваем ли мир? »
«Существует ли Бог ? »
«Что такое истина ? »
«Что такое хорошо? »
«Что есть Человек ? »
«Что первично — материя или сознание? »
Картина Алмейды Жуниора «Девушка с книгой», XIX век
1. Появлению философии в Греции способствовала религия , не подавляющая свободную мысль.
2. Греческие мифы побуждали людей к размышлению о том, как устроен мир и какое место занимает в нем человек.
Знаменитым философом и математиком был Пифагор с острова Самос .
Пифагорийцы считали, что государством должен управлять человек с благородным сердцем. В основе всего сущего, считал мыслитель, лежат числа.
Милет – родина философии
Фалес - основоположник греческой философии и основатель Милетской философской школы.
Фалес был торговцем и путешественником, жил в Египте, служил военным инженером у царя Креза .
Его труды относятся к геометрии, физике, астрономии и философии.
Фалес Милетский (625 – 545 гг. до н.э.)
«Всё из воды и всё в воду»
1. Фалес полагал, что всё рождается из воды и в неё превращается.
2. Начало элементов , сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.
3. Всё образуется из воды путём её затвердевания или замерзания, а также испарения.
4. Причина образования и движения — дух , «гнездящийся» в воде.
Космос един и одушевлен, а душа является активной силой и носителем разумности и причастна божественному строю вещей.
Фалес первым открыл Созвездие Большой Медведицы и определил, что свет луны, падающий на землю, является её отражением.
Афинянин Сократ считал, что «для человека важнее всего познать самого себя».
1. Он перешел от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека .
2. Сократ отличился как как храбрый ополченец-гоплит, но в мирное время не покидал пределов Аттики .
3. Жизнь свою он проводил в добровольной нищете и бесконечных беседах с прохожими людьми.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Сократ спасает Алкивиада
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения . Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель .
4. Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память.
5. Своих учеников приводил к истинному суждению через диалог , где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа .
Цикута
399 год до н.э. - смерть философа.
Сократа обвинили в оскорблении богов и «плохом влиянии на молодежь».
Афинский суд вынес ему смертный приговор.
Великий философ вынужден был принять яд .
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Платон – великий греческий мыслитель, был учеником Сократа и наставником Аристотеля.
1. Он был первым философом, чьи сочинения сохранились полностью и дошли до наших дней.
2. Платоновский корпус – сочинения, представляющие собой по большей части диалоги.
3. В Афинах он основал собственную школу – Академию .
Платон (427-345 гг. до н.э.)
Диалог
«Государство»
4. Стройное учение об устройстве мира и об идеальном государстве .
5. «Учение о душе»
- Противопоставление бессмертной души и смертного тела
- Душа состоит из трех частей – разумной, яростной и страстной.
- За земные свершения человека его душа может понести наказание или обрести награду после смерти
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511
Аристотель
Нимфейон в г. Миеза, место, где Аристотель преподавал Александру Македонскому
384 – 322 гг. до н.э.
1. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философиив которую входили - социология, философия, политика, логика и физика.
2. Основание Ликея – школы, в которой учились будущие выдающиеся греческие философы, ученые и государственные деятели.
3. Материя - то из чего сделан наш мир, сама по себе она не может ни исчезнуть, ни переродиться, так как инертна. Создание понятия времени и пространства.
2. История
Геродот
484 – 425 гг. до н.э.
Геродот - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата « История » .
1. Геродот посетил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии.
2. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где познакомился с Периклом .
Фрагмент книги VIII,
папирус Oxyrhynchus 2099, II век.
3. История Геродота - первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе.
4. История в 9 -ти книгах повествует о греко-персидских войнах, рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии.
Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.)
Ксенофонт был не только историком, но философом-мыслителем и отважным воином-наемником.
Его самое знаменитое произведение « Анабасис Кира » , в котором он от третьего лица описал военный поход Кира Младшего , его убийство и легендарное отступление 10 -ти тысяч греков.
1. Образование было доступно только мужчинам .
С 7 лет мальчиков отправляли в школу , где их обучали письму, чтению, арифметике. Главным было заучивание наизусть поэм Гомера «Илиады» и «Одиссеи». Поэмы давали молодым людям понятие чувства прекрасного и учили доблести и отваге.
3. Образование
Лира
2. Детей также обучали музыке и пению .
Греки делили музыкальные произведения на полезные, которые укрепляли дух и тело и вредные, приводившие изнеженности и дурному воспитанию.
3. Физическое воспитание .
Для занятий спортом существовали специальные площадки или помещения – палестры .
Бег, прыжки, метание диска или копья, борьба делали мальчиков сильными и ловкими.
4. После окончания школы можно было продолжить образование в гимнасии .
5. Военная подготовка .
Обучение военному ремеслу для юношей было обязательным.
Во время подготовки их называли эребами .
Получив военные навыки и умения, юноши должны были нести военное дежурство на границах .
После этого они становились полноправными гражданами .
6. Женское образование .
Девочки получали домашнее воспитание. Их прежде всего учили рукоделию, ткачеству и ведению домашнего хозяйства .
Рубрика « Это интересно »
Знаменитым греческим врачом был Гиппократ , живший на острове Кос .
Гиппократ утверждал, что не боги насылают болезни, а люди заболевают от естественных причин. Он разработал методы лечения многих болезней .
«Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости».
Домашнее задание:
1. § 38 читать и уметь пересказывать.
2. Ответить письменно на вопрос № 3 на стр. 103