Философия Китая
中
國
哲
學
Содержание
- Предыстория (до VI века до н. э.)
- Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)
- Средневековый период китайской философии
- (II век до н. э. — X век н. э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Предыстория китайской философии
(до VI века до н. э.)
Китайская философия возникла в середине I тысячелетия до н.э.
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди .
В это же время, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. К примеру, глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо выдвинул идею «парности всех вещей».
Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)
Период Чжаньго ( Период Сражающихся царств ) в истории Древнего Китая зарождались понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии.
В этот период существовало шесть основных философских школ:
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Школа законников
Школа имен
Школа « инь-янь »
Даосизм
Основной идеей произведения является понятие «Дао»
Великий Дао — это всеобщий Закон и Абсолют, он господствует безгранично, везде, во всем и всегда. Его никто не создавал, но именно от него все происходит, оно дает всему начало и имя. Смысл жизни человека, согласно учению даосизма, должен состоять в том, чтобы следовать Дао, познать его и слиться с ним.
Формы Даосизма
Основатель даосизма
Лао-цзы
Протонаучный
Философский
Мистический
Конфуцианство
Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием и развитое его последователями. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.
Конфуцианство иногда рассматривается как религия .
Конфуций
(553—480 до н. э.)
Моизм
Моизм - этико-политическая система Мо Ди строится на принципе всеобщей любви и взаимной выгоды, предполагающем соизмерение любого действия с пользой для Поднебесной, т.е. для всей ойкумены. Основополагающие положения его учения имеют подчеркнуто антиконфуцианский характер. Любовь к людям, которую предписывает базовый для конфуцианства принцип жэнь (гуманность), он называл псевдолюбовью (бе ай). Образцом всеобщей любви Мо Ди считал божественное Небо которое все видит, слышит и желает от человека должного поведения. Широте и бескорыстию Неба подражали совершенномудрые правители древности.
Мао-цзы
Школа законников ( Легизм )
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина.
Основные деятели:
Шэнь Бухай,
Гуань Чжун,
Шан Ян.
Школа имен (мин цзя )
Проблематика мин цзя сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания, на соотношении «имен» и «реалий» (мин – ши). Сформировалась в китайской мысли зачатки логики как теоретической дисциплины. Основные направления внутри мин цзя принято называть «школой соединения сходств и различий» (хэ тун и пай).
Ведущий представитель первой из них, Хуэй Ши, различия между вещами и явлениями связывал с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл
Главные представители:
Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
Школа « инь-янь »
Данная школа специализирована на натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян).
Основная идея школы это центральная концепция Инь-ян цзя - универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов (Металла, Дерева, Воды, Огня ,Земли).
Основные представители
· Цзоу Янь
· Цзхы-вэй
· Жунчэн-цзы
Средневековый период китайской философии
(II век до н. э. — X век н. э.)
- В китайской философии был выдвинут и обоснован принцип созвучия человека и окружающего мира. Китайское философское мышление мифологического сознания.
- В китайских мифах небо, земля и вся природа как реальности, выступающие средой существования человека обожествлялись.
- В древнекитайском мировоззрении вся природа была одушевленной, и для каждой вещи, места и явления было характерно наличие своих демонов. Одушевлялись и умершие.
- Средневековье было временем непрерывного обмена культурным опытом между странами Востока. Так из Индии В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Новое время китайской философии
(с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства.
С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (запрещение даосизма 1183 г)
- Согласно Чжан Цзаю, ци является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю).
- По мнению Е Ши (1150—1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами
- Ван Янмин (1472—1529) - являлся посредником между даосизмом и конфуцианством.
- Философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй)
- Гу Яньу (1613—1682), основатель учения о естестве (пу сюэ) - своеобразного эмпирико-конкретного направления.
- Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966)
Спасибо за внимание!
感谢您的关注 !