СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Философия национальной идеи «Алаш» в контексте современности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философия национальной идеи «Алаш» в контексте современности.

  

                                                                                               Мурзалина Н.Б.,

учитель русского языка и литературы

Сарыбулакская СШ район имени Г.Мусрепова СКО,Казахстан

SSSKola-2010@mail.ru

Взошла заря свободы.

                                                                                           А. Букейханов

Алихан Букейханов- незаурядный, умный и мужественный человек, который смело боролся за светлое будущее, свободу и равноправие своего народа. Выдающиеся идеи А.Букейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.

Алихан Букейханов являлся  лидером партии «Алаш», премьер-министром, общественным деятелем, преподавателем, журналистом, -этнографом. В 1917-1920 годы движение Алаш, которое создал и возглавил А.Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть  казахов как этноса- самостоятельное степное бытие. Букейханов стал продолжателем  дела Аблайхана и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории. В этом году мы отмечаем 150-летие годовщину со дня его рождения. Он прожил жизнь, в которой хватило радости и побед, горечи и поражений.

Алихан  Нурмухаметович Букейханов принадлежал к потомкам казахских «чингизидов» торе. Он  родился в небольшом ауле современного Актогайского района Карагандинской области в марте в 1866, по другим -в 1869, а в энциклопедии «Казахстан» -1870 году. В детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится  в трёхклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище, а затем Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая,  Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В тоже время как ученик трёхклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской  и мировой культурой. В числе его друзей  были такие крупные учёные как Григорий Потанин, академики профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В.Радлов. Корни публицистического мастерства А. Букейханова в очерках на русском языке лежат в сфере категории  поэтической   лексики, имея в виду его стремление широко использовать стилистические возможности языковых средств. Точность и логическая последовательность в изложении материала, являясь фактурной основой очерковых текстов, дополняется в живой полемикой вокруг событий, освещаемых автором с привлечением большого историко-литературного комментария, что способствует типизации определённых социально-политических явлений, живо волнующих всю передовую общественность России.

Самоопределившись, А.Букейханов создаёт национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах»,выходившей с 1913года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении  в составе Сибирской республики автономии казахам.

Политика Алаш - Орды строилась в тяжёлых условиях. Автономия существовала между двух огней советской властью и белым движением. В июне 1918 года, после падения советской власти, алашевцы приняли решение о недействительности всех актов советской власти на территории автономии Алаш. Выполняя решения 2 Всеказахского съезда о создании народной милиции, А.Букейханов подписал постановление о наборе в её ряды. Каждая волость должна была направить в неё 30 человек, полностью снаряжённых. Однако реализация указа шла с трудом в условиях всеобщей разрухи.21 декабря 1919 года областные советы Алаш-орды приняли официальные решения о переходе на сторону советской власти. «Члены партии «Алаш» сторонники справедливости ,спутник бедняков! Враг притеснителей». Влияние алашевцев на казахское население было всё ещё незначительным. Руководителем автономии было обещано создание автономии казахов в рамках Российской республики. На самом деле алашардинцы хотели видеть казахское общество независимым не только от имперского ига, но и от пут феодализма, независимым, самостоятельным в экономическом и культурном отношении. Они хотели изменить собственное общество. Правительство   Алаш-Орды в годы гражданской войны сотрудничало с белогвардейцами и другими антиреволюционными  силами, надеясь с их помощью достичь конечной цели- образование казахской национальной государственной автономии. Однако ход событий показывает несбыточность этих надежд.

Судьба казахской интеллигенции тех лет как в капле воды отразилась в биографии А.Букейханова. Трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность, подвергнутый ссылке за пределы Казахстана,он в советское время неоднократно арестовывается правоохранительными органами,а с 1922 года до конца жизни лишается права посещать свой родной край. Финал был закономерен для того времени и той системы. 26 июня 1937 года Букейханов был арестован приговорён к расстрелу.

9 февраля 2010 году в ЕНУ имени Л.Н.Гумилёва состоялось обсуждение итогов научно-исследовательского проекта «Современная трактовка в философии Алаш Орды в среде казахской диаспоры за рубежом». В нём приняли участие научно-педагогическое  и журналистское сообщество Ассамблеи народа Казахстана.

Основная цель проекта, по мнению его участников заключается «… в исторической  памяти, широкой информированности общества в ценностных основах философии Алаш Орды, объединенной трактовки её консолидирующих идей, направленных на укрепление Независимости, государственности и национального единства». В рамках данного проекта были представлены редкие архивные материалы, авторские книги участников Алаш Орды и их потомков. Международный статус обсуждаемого проекта подтверждает и  интерес учёных-выходцев из казахской диаспоры – профессора Абдулкаюма  Кесижи, доктора политических наук, Председателя Федерации  казахских культурных центров Европы из Мюнхена, Абдулвахапа  Кара -доктора исторических наук стамбульского университета, ряда исследователей из Китая, Франции, Германии, Австралии.

Участники сегодняшнего обсуждения единогласно пришли к выводу о необходимости издания данных трудов. Правда, по их мнению, проект необходимо дополнить отечественными  исследованиями. Обсуждение итогов научно-исследовательского проекта «Современная трактовка философии Алаш Орды в среде казахской диаспоры за рубежом»,состоявшееся 9 февраля в Евразийском национальном университете, прошло в рамках республиканского семинара – совещания Ассамблеи народа Казахстана «20 лет мира и согласия: свобода, единство, стабильность , процветание».

Великий поэт Султанмахмут Торайгыров назвал в своё время Букейханова «Алиханом всегоАлаша».Так оно и есть.

 

Список использованной литературы.

  1. Очерки о Букейханове Общественно-политичесикй  и литературно- художественный журнал.2007год
  2. Журнал «Вестник»КазНПУ 2011год Алматы фамилия автора Б.Аяган.
  3. Журнал «Байтерек»автор Мамбет Койгельдиев (доктор истор.наук)

Просмотр содержимого документа
«Статья Философия национальной идеи «Алаш» в контексте современности.»

УДК 372.893

Философия национальной идеи «Алаш» в контексте современности.

Мурзалина Н.Б.,

учитель русского языка и литературы

Сарыбулакская СШ район имени Г.Мусрепова СКО,Казахстан

SSSKola-2010@mail.ru

Взошла заря свободы.

А. Букейханов

Алихан Букейханов- незаурядный, умный и мужественный человек, который смело боролся за светлое будущее, свободу и равноправие своего народа. Выдающиеся идеи А.Букейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.

Алихан Букейханов являлся лидером партии «Алаш», премьер-министром, общественным деятелем, преподавателем, журналистом, -этнографом. В 1917-1920 годы движение Алаш, которое создал и возглавил А.Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса- самостоятельное степное бытие. Букейханов стал продолжателем дела Аблайхана и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории. В этом году мы отмечаем 150-летие годовщину со дня его рождения. Он прожил жизнь, в которой хватило радости и побед, горечи и поражений.

Алихан Нурмухаметович Букейханов принадлежал к потомкам казахских «чингизидов» торе. Он родился в небольшом ауле современного Актогайского района Карагандинской области в марте в 1866, по другим -в 1869, а в энциклопедии «Казахстан» -1870 году. В детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится в трёхклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище, а затем Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В тоже время как ученик трёхклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. В числе его друзей были такие крупные учёные как Григорий Потанин, академики профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В.Радлов. Корни публицистического мастерства А. Букейханова в очерках на русском языке лежат в сфере категории поэтической лексики, имея в виду его стремление широко использовать стилистические возможности языковых средств. Точность и логическая последовательность в изложении материала, являясь фактурной основой очерковых текстов, дополняется в живой полемикой вокруг событий, освещаемых автором с привлечением большого историко-литературного комментария, что способствует типизации определённых социально-политических явлений, живо волнующих всю передовую общественность России.

Самоопределившись, А.Букейханов создаёт национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах»,выходившей с 1913года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

Политика Алаш - Орды строилась в тяжёлых условиях. Автономия существовала между двух огней советской властью и белым движением. В июне 1918 года, после падения советской власти, алашевцы приняли решение о недействительности всех актов советской власти на территории автономии Алаш. Выполняя решения 2 Всеказахского съезда о создании народной милиции, А.Букейханов подписал постановление о наборе в её ряды. Каждая волость должна была направить в неё 30 человек, полностью снаряжённых. Однако реализация указа шла с трудом в условиях всеобщей разрухи.21 декабря 1919 года областные советы Алаш-орды приняли официальные решения о переходе на сторону советской власти. «Члены партии «Алаш» сторонники справедливости ,спутник бедняков! Враг притеснителей». Влияние алашевцев на казахское население было всё ещё незначительным. Руководителем автономии было обещано создание автономии казахов в рамках Российской республики. На самом деле алашардинцы хотели видеть казахское общество независимым не только от имперского ига, но и от пут феодализма, независимым, самостоятельным в экономическом и культурном отношении. Они хотели изменить собственное общество. Правительство Алаш-Орды в годы гражданской войны сотрудничало с белогвардейцами и другими антиреволюционными силами, надеясь с их помощью достичь конечной цели- образование казахской национальной государственной автономии. Однако ход событий показывает несбыточность этих надежд.

Судьба казахской интеллигенции тех лет как в капле воды отразилась в биографии А.Букейханова. Трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность, подвергнутый ссылке за пределы Казахстана,он в советское время неоднократно арестовывается правоохранительными органами,а с 1922 года до конца жизни лишается права посещать свой родной край. Финал был закономерен для того времени и той системы. 26 июня 1937 года Букейханов был арестован приговорён к расстрелу.

9 февраля 2010 году в ЕНУ имени Л.Н.Гумилёва состоялось обсуждение итогов научно-исследовательского проекта «Современная трактовка в философии Алаш Орды в среде казахской диаспоры за рубежом». В нём приняли участие научно-педагогическое и журналистское сообщество Ассамблеи народа Казахстана.

Основная цель проекта, по мнению его участников заключается «… в исторической памяти, широкой информированности общества в ценностных основах философии Алаш Орды, объединенной трактовки её консолидирующих идей, направленных на укрепление Независимости, государственности и национального единства». В рамках данного проекта были представлены редкие архивные материалы, авторские книги участников Алаш Орды и их потомков. Международный статус обсуждаемого проекта подтверждает и интерес учёных-выходцев из казахской диаспоры – профессора Абдулкаюма Кесижи, доктора политических наук, Председателя Федерации казахских культурных центров Европы из Мюнхена, Абдулвахапа Кара -доктора исторических наук стамбульского университета, ряда исследователей из Китая, Франции, Германии, Австралии.

Участники сегодняшнего обсуждения единогласно пришли к выводу о необходимости издания данных трудов. Правда, по их мнению, проект необходимо дополнить отечественными исследованиями. Обсуждение итогов научно-исследовательского проекта «Современная трактовка философии Алаш Орды в среде казахской диаспоры за рубежом»,состоявшееся 9 февраля в Евразийском национальном университете, прошло в рамках республиканского семинара – совещания Ассамблеи народа Казахстана «20 лет мира и согласия: свобода, единство, стабильность , процветание».

Великий поэт Султанмахмут Торайгыров назвал в своё время Букейханова «Алиханом всегоАлаша».Так оно и есть.


Список использованной литературы.

  1. Очерки о Букейханове Общественно-политичесикй и литературно- художественный журнал.2007год

  2. Журнал «Вестник»КазНПУ 2011год Алматы фамилия автора Б.Аяган.

  3. Журнал «Байтерек»автор Мамбет Койгельдиев (доктор истор.наук)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!