СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фанфикшен как издательский феномен: что читают современные подростки и как привлечь родителей к увлечениям детей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Фанфикшен как издательский феномен: что читают современные подростки и как привлечь родителей к увлечениям детей»»

Научно-практическая конференция школьников

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Петровского городского округа









Направление: Гуманитарные науки

Секция: Филология (литературоведение)

Название работы «Фанфикшен как издательский феномен: что читают современные подростки и как привлечь родителей к увлечениям детей»








Автор работы: Василенко Виктория

Место выполнения: г.Светлоград,

МБОУ лицей №3, 11 «А» класса

Научный руководитель:

Постникова ЕленаАнатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУЛ №3


















2 023 год



Содержание

Введение 3

Глава 1. Место и роль фанфикшена в современном мире 4

1.1 Особенности современного фанфикшена 4

1.2 Издание фанфикшен-произведений в России 4

1.3 Препятствия для издания фанфикшен-произведений в России. 5

Глава 2. Потенциал фанфикшена для издателя 7

Заключение 9

Список информационных источников 9

Приложение. 11










































Введение

Фанфикшен давно находится в поле зрения исследователей, но, несмотря на это, единого определения этому явлению не было выработано до сих пор. Авторы стараются отразить в своем толковании термина характерные черты фанфикшена: принадлежность фанатской культуре, вторичность по отношению к оригиналу, нацеленность на некоммерческое распространение и определяющее значение эмоциональной реакции на оригинальные события при создании фанфиков. Наиболее общее и максимально полное определение фанфикшена было выведено М. Ливенвортом: «Фанфики — разновидность современной любительской литературы, основанная на использовании, расширении, переосмыслении художественного мира, созданного в каком-либо популярном произведении — как правило, литературном, кинематографическом, драматическом» Именно это определение является основным в рамках данного проекта.

Актуальность проекта – Изучение фанфикшена с точки зрения издательств: позволить выявить и провести анализ его потенциала для книжной отрасли, а также расширить понимание фанфикшена как объекта научных исследований.

Гипотеза - фанфикшен — стартовая площадка и хорошее средство продвижения для начинающих авторов, так как на момент сотрудничества с издательством у писателей уже есть читатели

Цель проекта – выявитьвозможности использования фанфикшена в издательской практике

Задачи исследования:

Выделить особенности современного фанфикшена;

  1. Проанализировать изданные фанфики, выявить закономерности в выборе произведений для издания;

  2. Ознакомиться с правовым режимом фанфиков, выявить основные препятствия к их изданию;

  3. Выявить с помощью анкетирования степень востребованности издания книг, написанных фикрайтерами

  4. Сформулировать направления работы с фанфикшен-литературой в издательской сфере, проанализировать оправданность их использования.

  5. На основе популярных фанфиков, создать памятку для фикрайтера

Методы исследования:Сравнительно-сопоставительный, опрос – анкетирование учеников и учителей МБОУЛ №3, анализ литературы

Продукт – памятка для фикрайтеров «Как написать хороший фанфик» (Приложение 4) , памятка для родителей «Что такое фанфики, и Почему дети читают и пишут их: или Как приобщить ребенка к чтению» (Приложение 6)

Теоретическая и практическая значимость проекта тесно связаны с ее актуальностью. В связи с неоднородностью научных работ о фанфиках данный проект один из важных шагов к заполнению многочисленных пробелов исследователей. Выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в издательской практике и для классов, углубленно изучающих литературу.

Объект исследования – фанфикшен как феномен современной культуры

Предмет исследования – потенциал фанфикшена для издательств.















Глава 1. Место и роль фанфикшена в современном мире
    1. Особенности современного фанфикшена

За время существования фанфиков сложились устоявшиеся механизмы взаимодействия авторов и читателей фанфиков, а также публикации текстов в сети интернет. Среди множества фанфикшен-площадок самими крупными являются AO3, FFN на международном уровне и Книга Фанфиков для публикации работ на русском языке. (Приложение 1) Для фанфиков существует своя рейтинговая и жанровая классификация. Стоит отметить, что на каждом сайте она незначительно отличается.

Жанровая классификация практически в полном объеме возникла в пространстве англоязычных фандомов, а впоследствии была адаптирована и расширена русскоязычными0. Одной из главных причин сложного устройства этой системы является то, что одинаковые жанровые имена могут быть отнесены на разных площадках как к графе «жанры», так и к графе «предупреждения. В настоящее время ни зарубежные, ни отечественные исследователи не сформулировали единой классификации, которая отобразила бы всё многообразие фикрайтерских жанров. Примечательно, что фанфики можно опубликовать не только на специальных площадках, но и на крупнейшем в России ресурсе электронных книг — в 2019 году на сайте ЛитРес появился раздел «Фанфики». В этом разделе представлены как российские, так и зарубежные произведения фанфикшн, которые продаются в средней для электронных книг ценовой категории — 150–200 рублей. Опубликованные на сайте в разделе «Фанфики» работы в основном относятся к вселенным компьютерных игр (Minecraft, World of Warcraft), публикаций по популярным в России фандомам, основанным на книгах, не представлено.

Несколько черт присущих исключительно фанфикам:

    1. Вторичность по отношению к оригиналу;

    2. Основное значение имеет эмоциональная реакция на канон при создании фанфиков;

    3. Принадлежность фанатской культуре и массовому литературному творчеству.


    1. Издание фанфикшен-произведенийв России

Исследователи фанфикшена отмечают, что написание фанфиков часто становится хорошим стартом для начинающих писателей. Как в российском книгоиздании, так и в зарубежном существуют примеры, когда первой, а иногда даже единственной изданной книгой автора становился написанный им фанфик. Их подробный анализ позволит выявить, существуют ли определенные закономерности в выборе фанфиков для издания, а также примерно оценить выгодность таких изданий.

Следует отдельно обозначить критерии, по которым были выбраны источники для анализа:

  1. Явно прослеживается принадлежность произведения к фанфикшену, либо есть достоверная информация о том, что издание первоначально существовало в интернете в роли фанфика;

  2. Тираж издания более 50 экземпляров, так как такое ограничение позволит исключить из анализа произведения, которые печатались методом print-on-demand

  3. Публикацией произведения занималось издательство

Итак, ознакомимся с русскими изданиями произведений фанфикшен. Хорошим примером является Ник Перумов — один из российских фэнтези-авторов. Он начал литературную карьеру с трилогии «Кольцо Тьмы», которая, по сути фанфик по вселенной Дж. Р. Р. Толкина. Именно в этой первой серии книг зародился цикл «Упорядоченное», который и принес Перумову впоследствии относительную известность. «Кольцо Тьмы» было выпущено в 1993 году издательством «Северо-Запад» и переиздано в 2009 г. «Эксмо» тиражом почти в 40000 экземпляров0. «Кольцо Тьмы» — это фанфик, расширяющий границы канона0. В книге рассказывается о событиях, которые произошли уже после окончания трилогии «Властелин Колец» с новыми персонажами, однако, чтобы сохранить для читателя иллюзию канонного Средиземья, автор использует множество отсылок, вводит во второстепенные сюжетные линии персонажей, созданных Толкином.

Еще один пример издания фанфикшена ­- книги Н. В. Васильевой и Н. А. Некрасовой «Черная книга Арды» и «Черная книга Арды. Исповедь Стража». Суть этих книг лучше всего отражает надпись на обложке — «Взгляд с другой стороны на мир Толкина». Книги были выпущены издательством «Эксмо» в 2001 г. тиражом около 8000 экземпляров каждая. Мир Толкина – один из самых популярных канонов для изданных фанфиков в России: О. А. Брилева написала и издала свою версию легенды о Берене и Лютиэнь, при этом она не поменяла ни сюжет, ни характер персонажей, но добавила детали, не вписывающиеся в достаточно сжатое повествование «Сильмариллиона». Книга была также издана «Эксмо» в 2003 г. тиражом 8000 экземпляров0.

Таким образом, большая часть перечисленных произведений была издана до 2010 года. Эти произведения нарушали ряд важных пунктов авторского права, но никаких претензий к авторам не предъявлялось. Закономерности в выборе произведений для издания выявить не представляется возможным, так как все перечисленные примеры отличаются друг от друга, используют разные схемы построения сюжета, а также имеют разную степень популярности в фандоме на момент издания. Так, «По ту сторону рассвета» и «Гарри Поттер и методы рационального мышления» обладали значительной фанатской базой еще до издания, так как были опубликованы в интернете, а цикл Ника Перумова впервые увидел свет именно в печатной форме и был неизвестен читателям. Изданием фанфиков занималась компания «Эксмо», к тому же тиражи книг были достаточно большими для того времени, и очень значительными на сегодняшний день.

Вывод: издание фанфиков на тот момент было востребованным. Издательство занималось выпуском таких произведений на протяжении нескольких лет, но после 2010 г. Можновстретить только один пример издания фанфиков, причем осуществленного посредством краудфандинговой компании.


    1. Препятствия для издания фанфикшен-произведений в России

Анализ изданных фанфиков позволяет утверждать, что основным препятствием к их изданию является их сложный правовой статус. С одной стороны, фанфикшен— творческий продукт интеллектуальной деятельности, но в то же самое время при его создании используются результаты чужой интеллектуальной деятельности (персонажи, вселенная, сюжет и др.). Для полного понимания ситуации нам нужно подробно рассмотреть вопрос правового статуса фанфикшен. С точки зрения статьи 1259 ГК РФ фанфики относятся к производным произведениям, потому что являются переработкой другого произведения, а значит, охраняются законом.0 Но в это же время персонаж оригинального произведения, а именно персонажей чаще всего используют фикрайтеры для своего творчества, является самостоятельным объектом авторского права, так что его использование является прямым нарушением исключительных прав автора на произведение. Создается ситуация, при которой авторские права фикрайтера, так сказать, блокируются нарушением прав автора канона. Так же против фанфиков и фикрайтеров можно выдвинуть еще несколько обвинений: нарушение права автора канона на имя и нарушение права на неприкосновенность произведения.

Следует подробнее разобраться в понятии персонаж произведения, так как неясно, относятся ли к этому понятию все второстепенные герои и массовка. Наиболее ясный ответ на этот вопрос дает Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, которая в рамках дела №А50-21004/2013 дала разъяснения по данному вопросу. Коллегия указала следующие признаки, отличающие самостоятельного персонажа от обычного героя произведения: возможность самостоятельного использования, оригинальность, узнаваемость, отличимость от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и иных признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. В названном выше деле речь шла о мультипликационном сериале, поэтому, если произведение-оригинал не фильм, а книга, то последний пункт следует внести необходимые изменения0. Таким образом, если герой фанфика заключает в себе все перечисленные выше признаки, то его использование нарушает авторское прав.

Исходя из всего вышесказанного, фанфики можно разделить на три группы по критерию их взаимодействия с авторским правом:

  1. Статьи по фандомам – полностью самостоятельные произведения, в которых элементы произведения, охраняемые авторским правом, служат объектом, который исследует, анализирует автор. Такие статьи охраняются авторским правом. Исключением могут быть только достаточно редкие случаи, когда статья является сообщением о событиях и фактах и имеет исключительно информационный характер;

  2. Литературные произведения, в которых используются герои, «вселенная» или сюжет оригинала, при этом использование всех элементов одновременно необязательно, фикрайтер может заимствовать что-то одно, изменяя все остальные элементы. Такие произведения нарушают личные неимущественные права автора оригинала, исключением является случай использования только «вселенной» оригинала, поскольку она приравнивается к идеям, которые авторским правом не охраняются. Об этом гласит пункт 5 статьи 1259 ГК РФ;

  3. Истории, персонажами которых являются различные медийные или исторические личности — известные люди. За редким исключением они не имеют отношения к авторскому праву, так как личность человека им не охраняется. Однако в данном случае фикрайтера могут привлечь к ответственности по статье 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Противоречие между творчеством фикрайтеров и законом привело к формированию норм оформления фанфиков на сайтах. На разных площадках они незначительно отличаются. Согласно этим нормам, автору фанфика нужно размещать в «шапке» работы дисклеймер, в котором указывается, что права на персонажей произведения принадлежат автору оригинала и он на них не претендует, также часто указывают, что публикация носит некоммерческий характер. Итак, если учитывать все сказанное выше, то обязательно возникнет вопрос, почему фанфикшен вообще достаточно свободно существует на просторах интернета, если он в значительной степени нарушает авторское право? Дело в том, что большинствоправообладателей не видят в существовании фанфиков серьезных неудобств, которые сказываются на их прибыли или репутации, некоторые даже используют творчество фанатов в целях продвижения своего произведения. Ведь если у произведения появляются фанаты и начинают создавать на его основе свои, значит оно чем-то «зацепило» аудиторию, нашло отклик в сердцах читателей или зрителей. В это же время существует достаточно примеров, когда издательства или отдельные авторы публикуют произведения фанфикшен.

Анализ этих случаев показывает, что избежать нарушения закона при издании фанфика можно двумя способами: либо путем изменения заимствованных из оригинального произведения элементов, либо путем некоммерческого издания с разрешения автора оригинала. Если же фанфик издается в своем первоначальном виде и с коммерческими целями, то его автору и издателю остается только надеяться, что никто не потребует привлечения их к ответственности.



Глава 2. Потенциал фанфикшена для издателя

Интеграция фанфикшена в сферу деятельности издательств осложнена, как уже было сказано, весьма серьезными препятствиями, главное из которых — авторское право. Это делает издание фанфиков ресурсозатратным процессом, и, чтобы выяснить, целесообразно ли для издательства вкладывать силы в развитие этого направления, в январе 2021 года было проведено анкетирование в социальных сетях. В нем приняли участие 72респондента,60 из которых читают фанфики (Приложение 4, диаграмма 1). Следует отметить, что из 72 опрошенных лишь 1 человек не знал, что такое «Фанфики» (приложение 3, диаграмма 2).Структура и содержание анкеты (Приложение2) были составлены таким образом, чтобы на основании анализа ответов респондентов можно было подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: фанфикшен — стартовая площадка и хорошее средство продвижения для начинающих авторов, так как на момент сотрудничества с издательством у писателей уже есть читатели.

В первую очередь стоит рассмотреть вопрос о целевой аудитории. На сегодняшний день фанфикшен — это тысячи людей из разных стран мира, которые постоянно, непрерывно создают, редактируют, читают и комментируют, тексты, дают друг другу советы, участвуют в литературных конкурсах и играх (например, Фандомная Битва, фесты, приуроченные к различным праздникам или дням рождения персонажей), создают себе репутацию, изобретают новые жанры и сюжеты0. Исследователи фанфикшен сходятся во мнении, что основу его целевой аудитории составляют женщины и поэтому относят фандомы и фанфикшен к системе виртуального женского мира0, результаты анкетирования подтверждают это: 69 опрошенных были женского пола и лишь 3 мужского (Приложение 3, диаграмма 3).

Важным фактором для анализа целевой аудитории является ее возраст, так как он в значительной степени сказывается на решениях и поведении потребителя0. Из 72 респондентов, участвовавших в исследовании, 38 принадлежит к возрастной группе от 18 до 25 лет, 22 — к группе от 14 до 17 лет и 9 — к группе от 26 до 35 лет (Приложение 3, диаграмма 4). Большинство опрошенных относятся к возрастной группе, которую исследователи характеризуют как наиболее активную в сфере поиска новых источников информации, развлечений и трендов. При этом стоит учитывать, что распространение анкеты посредством лишь социальных сетей могло повлиять на существующее распределение респондентов по возрастным группам: анкета могла просто не попасть в поле зрения представителей старшей группы. Поэтому следует принять во внимание существование некоторой погрешности в результатах опроса. Если говорить о роде занятий респондентов, то 25 человек — студенты, 18 — имеют постоянную работу и 23 — учатся в школе (Приложение 3, диаграмма 5). При этом половина опрошенных имеет совершенно определенные предпочтения авторов фанфиков (Приложение 3, диаграмма 6), а значит, изучив эти предпочтения, можно спрогнозировать спрос на конкретные тексты.

Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет в общих чертах описать ядро, основную составляющую целевой аудитории фанфиков: девушки в возрасте от 18 до 25 лет, по большей части студентки и школьницы, которые часто и активно читают фанфики, четко определяют для себя любимых авторов и имеют сформировавшийся круг предпочтений. При этом в целом целевая аудитория достаточно разнообразна и включает в себя людей разных возрастов и занятий, для четкого определения которых требуется проведение отдельного исследования, которое позволит привлечь больше респондентов из различных источников для повышения репрезентативности. Стоит отметить, что, согласно данным опроса ВЦИОМ 2019 года, чаще всего покупают и читают книги женщины (59%), молодежь 18-24 лет (83%) и 25-34 лет (61%), а также респонденты с высшим образованием (68%)0. Таким образом ядро целевой аудитории фанфикшена в значительной степени совпадает с портретом покупательской аудитории книг, следовательно, можно предположить, покупательский потенциал описанной аудитории достаточно высок.

Теперь, когда портрет целевой аудитории уже обозначен, можно перейти к анализу результатов опроса с точки зрения описанной выше гипотезы.

Исследователи фанфикшена сходятся во мнении, что фикрайтерство является хорошей стартовой площадкой для новых писателей0. А знакомство с жанром всегда нужно начинать с лучших произведений (Приложение 5). Рассказывая о персонажах, которые уже известны публике, чьи истории и характеры ее уже заинтересовали, начинающим авторам гораздо проще найти своих читателей. В условиях современного книгоиздания — это самый верный путь автора к его аудитории, ведь книжный рынок переполнен различной литературой, ее ассортимент очень широк, и современным авторам просто необходимо ориентироваться на небольшие аудитории с разнородными и специфическими потребностями (а именно такой аудиторией и являются фанаты). Самым очевидным примером такого продвижения с помощью фанфикшена, конечно, является Э. Л. Джеймс, автор «50 оттенков серого». Если говорить об отечественном опыте, то в первую очередь здесь стоит вспомнить о Нике Перумове, который стал известен благодаря фанфикшену по «Властелину колец» (трилогия «Кольцо Тьмы») и только потом стал публиковать собственные «Миры Упорядоченного».

Кроме того, фанфики дарят своим создателям чувство относительной свободы: дистанция между автором и читателем максимально сокращается, писатели, начинающие с фанфиков, напрямую получают необходимую порцию одобрения и критики от читателей, причем зачастую такая критика конструктивна и действительно помогает, к тому же позволяет лучше понять потребности аудитории. При этом, хоть авторам зачастую и приходится бороться за аудиторию с более опытными и популярными писателями, эта борьба проходит все же проще, так как интернет-пространство огромно и в достаточной степени терпимо в отличие от мира крупных издательств0. Сочетание этих факторов может вдохновить их на коммерческую публикацию «настоящих» книг, у которых уже будет свой читатель: только 4 опрошенных ни при каких обстоятельствах не стали бы покупать книг-у, написанную любимым фикрайтером, все остальные купили бы такую книгу, при условии, что их интересовало бы её содержание и устраивала цена (Приложение 3, диаграмма 7)

Вывод: проведенное методом анкетирования исследование показало, что представленная выше гипотеза имеет право на жизнь. Фанфикшен — весьма перспективное направление развития для издательского дела.







Заключение

В результате проделанной работы нами были сделаны следующие выводы.Внутри фандомов существуют сложившиеся механизмы взаимодействия авторов и читателей фанфиков, а также публикации текстов в сети интернет.Предпринимаются попытки интеграции фанфикшена в сферу деятельности интернет-магазина электронных книг ЛитРес, однако механизмы поиска фанфиков среди других выставленных на сайте книг далеки от совершенства. Правовой статус фанфикшена на настоящий момент не определен окончательно: фактически являясь, с одной стороны, производным произведением, с другой он нарушает как исключительные, так и неисключительные права автора оригинального произведения.

Фанфикшен — весьма перспективное направление развития для издательского дела. Интеграция фанфиков в издательскую сферу может быть полезна не только издателям, но и фан-сообществу, так как сотрудничество фикрайтеров с издателями может стать шансом превратить свое хобби в профессиональную деятельность. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В рамках дальнейшего научного исследования фанфиков перспективным представляется изучение механизмов интеграции фанфикшена в сферу деятельности интернет-продажи электронных книг.

Подобное исследование поможет выявить положительные и отрицательные стороны интеграции, а также составить комплекс мер, которые бы сделали ее одновременно максимально эффективной для Интернет-торговли и удобной для фикрайтеров и их читателей.







Списокинформационных источников
  1. Антипина Ю. В. Жанровые особенности фанатской прозы (на примере фанфикшена по творчеству братьев Стругацких) / Ю. В. Антипина // Вестник ЧелГУ. — 2011. — № 13. — С. 21—25.

  2. Шатрова Е. Д. К проблеме определения жанров произведений фанфикшен / Е. Д. Шатрова, Л. А. Ласица // Вестник ОГУ. — 2017. — № 1 (201). — С. 41—48.

  3. Bacon-Smith C. Enterprising women: Television fandom and the creation of popular myth / C. Bacon-Smith. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992. — 352 р. — ISBN 978-0-81221-379-9

  4. ЛитРес: сайт. — Москва, 2005. — URL: https://www.litres.ru/

  5. Щербакова А. Фанфики: история, терминология и проблемы / А. Щербакова // Мир фантастики. — URL: https://bit.ly/2CQzuU6

  6. Jones B. Fifty shades of exploitation: Fan labor and “Fifty Shades of Grey” / B. Jones // Transformative Works and Cultures. — 2014. — № 15. — URL: https://doi.org/10.3983/twc.2014.0501

  7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: ГК: текст с изменениями и дополнениями на 1 августа 2018 года : [принят Государственной думой 24 ноября 2006 года : одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года]. — Москва: АСТ, 2018. — 704 с. — ISBN 978-5-17- 110492-4.

  8. Лисаченко А. В. Фанаты или пираты? / А. В. Лисаченко, А. Р. Маштахова // Российский юридический журнал. — 2016. — № 3. — С. 152—160.

  9. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшен как форма литературного опыта / Н. В. Самутина // Социологическое обозрение. — 2013. — № 3. — С. 137—194.

  10. Четина Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2015. — № 3 (31). — С. 95—104.

  11. Книголюб — 2019 // ВЦИОМ: [сайт]. — URL: https://bit.ly/2XWAUYk

  12. Bacon-Smith C. Enterprising women: Television fandom and the creation of popular myth / C. Bacon-Smith. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992. — 352 р. — ISBN 978-0-81221-379-9

  13. Берт С. Перспективы и потенциал фанфикшен / с. Берт // livelib.ru: [сайт]. — URL: https://bit.ly/2UqAPLcfanfikshn













































Приложение 1

Название площадки

Язык

Год создания

Посещаемость0

Кол-во опубликованных фанфиков0

Archive of OurOwn

Английский

2007

415,12 млн.

7 млн.

fanfiction.net

Английский

1998

171.84 млн.

2 млн.

Книга фанфиков

Русский

2009

72,12 млн.

3,5 млн

FANFICS.ME

Русский

2004

3,46 млн.

40000



Приложение 2

Анкета «Потенциал фанфикшена»

1. Читаете ли вы фанфики?

а) Да

б) Нет

2. Есть ли у вас любимый автор или авторы фанфиков?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

3. Представьте: ваш любимый фикрайтер издает свое самостоятельное произведение (не фанфик). Стали бы вы покупать такую книгу?

а) Да, в любом случае

б) Да, если книга мне интересна

в) Нет

4. Пожалуйста, укажите ваш пол

а) Женский

б) Мужской

5. Укажите, пожалуйста, ваш возраст

а) 14–17 лет

б) 18–25 лет

в) 26—35 лет

г) от 36 лет

6. Ваш род занятий

а) Школьник

б) Студент, аспирант

в) Просто работаю

г) Другое



Приложение 3

Результаты анкетирования


Приложение 4


Памятка для фикрайтеров. «Как написать хороший фанфик»


  1. Выберите источник, основу вашего фанфика, иглавных персонажей, представьте общий сюжет и настроение. Лучше всего писать о том, в чем вы хорошо разбираетесь, поэтому не берите за основу историю, в которой еще не разобрались.

  2. Продумайте сюжетную линию. Ни один хороший фанфик не может без нее существовать, однако самое прекрасное в написании фанфиков, что вы можете полностью изменить оригинальную историю. Если, например, вам не понравилось какое-то канонное развитие событий, вы всегда можете изменить его исход. Также фанфик может быть основан на вашем предположении о том, что случилось после надписи "КОНЕЦ" в книги или на экране. Вы можете чудесным образом возродить умерших, соединить тех, кто, как вам кажется, идеально подошел бы друг другу, и вообще, на сто восемьдесят градусов развернуть ход событий, будучи сами себе режиссером в любимой вселенной.

  3. Начните фанфик. Первый абзац несет особенное значение: он привлекает читателя и заставляет его заинтересоваться фанфиком. Неплохой идеей будет начать с какой-то динамичной сцены, которая определит дальнейший сюжет, или представить читателю нового героя.

  4. Добавьте в фанфик элемент, который сделает его особенным. Можно добавить нового персонажа. Опишите его внешний вид, навыки, черты личности – это поможет сделать его более реальным для читателя. Тем не менее, будьте осторожны и постарайтесь не создать типичную Мэри Сью, т.е. идеального персонажа. Людям не слишком-то интересно читать о безукоризненно красивой, одаренной, доброй, идеальной девушке, спасающей мир и обычно заканчивающей свои похождения в объятиях главного героя, как правило, канонного. Такие фанфики подвергнутся нападкам и получат негативные отзывы разъяренных фанатов.

  5. Если вы все же хотите сделать идеального персонажа, следует делать это грамотно и очень аккуратно, обосновывая каждый навык. Покажите, как герой пришел к этому. Например: напишите, что он не с рождения всесильный непобедимый маг, а упорно тренировался и совершенствовал свою магию.

  6. Если вы не хотите добавлять нового персонажа, существует множество других способов сделать фанфик уникальным. Например, действие может происходить за несколько лет до или через несколько лет после основных событий канона. Можно попробовать перебросить действие в непривычную обстановку или взять малозначительного канонного персонажа и сделать его главным героем.

  7. Не забывайте о деталях. Если вам захочется добавить детали – не стесняйтесь! Текст, написанный богатым языком, со множеством интересных описаний не только звучит интереснее, но и дает читателю представление о том, как вы видите происходящее, позволяет ему почувствовать реальность, а это очень важно.

  8. Развивайте историю в нескольких направлениях. Не зацикливайтесь на одном и том же слишком долго, добавляйте новые конфликты, новые испытания. Это позволит вам освежить историю и добавить ей разнообразия, а также навести вас на новые идеи для дальнейшего развития сюжета. Разворачивайте сюжет в умеренном темпе, и тогда последовательность событий будет естественной.

  9. Придумайте запоминающееся логичное окончание вашего фанфика. Хорошее заключение так же важно, как и хорошее начало. Избегайте клише вроде "Все это было сном" или "И жили они долго и счастливо". Не оставляйте открытый финал, если не планируете писать продолжение. Убедитесь, что все нити нашли свое окончание.







Приложение 5

Знакомство с жанром:

фанфики, с которых стоит начать знакомство с жанром


«Большая игра»

Огромный 500-страничный фанфик по «Гарри Поттеру», где Гарри, ДракоМалфой, Сириус Блэк и оригинальные персонажи становятся героями литературной RPG, в которой сюжетом и судьбами героев управляет авторка. Текст работы разбивают игровые элементы, например, сюжетные события делятся на отдельные квесты, за их выполнение даются очки опыта, повышается уровень, меняются отношения персонажей. А у героев можно заметить статус по мане и здоровью, основные характеристики и доступные для прокачки навыки.

«Соль земли»

История про героев «Шерлока» Джима Мориарти и его снайпера Себастьяна Морана, которая происходит до событий канона. Они знакомятся в турецкой тюрьме, где пытаются выживать по-своему, хотя иногда и выручают друг друга. Разумеется, каждый готовит собственный план побега. Оказавшись на свободе, они продолжают работать вместе.


«По ту сторону рассвета»

Свою дилогию Ольга Брилева создала на основе знакомого многим фанатам «Властелина Колец» романа Джона Р. Р. Толкина «Сильмариллион». Это своеобразная Библия Средиземья, где автор рассказывает о том, как появился мир людей, эльфов, гномов и орков. Вдохновившись легендой об Берене и Лютиэн, прародители эльфа Элронда, писательница создает свою версию происходящих с ними событий. Однако Брилева в значительной степени отошла от канона, сделав Средиземье слишком реалистичным и жестоким средневековым миром, а сторонники Саурона–обычными людьми. За это она не раз получила в свой адрес критику со стороны фанатов оригинальной истории. В итоге книга стала не самым покупаемым изданием «Эксмо», но одним из самых обсуждаемых. Теперь ее легко можно найти в интернете в открытом доступе. Кроме того, она даже заслужила целую страничку в Википедии.


«Таня Гроттер и магический контрабас»

Дмитрий Емец

Завоевавшая сердца миллионов детей и подростков по всему миру и определив вкусу целого поколения, сказка о мальчике, который выжил, не могла остаться без внимания фанфик-сообществ. И оно стало, пожалуй, одним из самых больших за всю историю этого жанра. Не удивительно, что и крупные писатели решили подзаработать на имени самого известного в мире мальчика-волшебника. Переписав все имена на русский лад так, что Лорд Волан-де-Морт стал Чума-дель-Тортом, Дурсли – Дурнеевыми, Хогварст – Тибидохсом, превратив шрам на лбу в родинку на носу, главного героя в героиню, а темного мага в темную волшебницу, Дмитрий Емец решил порадовать российского читателя отечественным продуктом. Не тратил время автор и на обложку, заменив на знакомых картинках героев Роулинг на своих, конечно же, как и со всем остальным потеряв в качестве. Думаю, говорить о том, что фанфик Емеца не стоит и одной странички оригинала, не нужно. Тем не менее, собрала книга не маленькую кассу, первая часть разошлась тиражом более 100 тысяч экземпляров.



0Антипина Ю. В. Жанровые особенности фанатской прозы (на примере фанфикшена по творчеству братьев Стругацких) / Ю. В. Антипина // Вестник ЧелГУ. — 2011. — № 13 стр. 22

0 Щербакова А. Фанфики: история, терминология и проблемы / А. Щербакова // Мир фантастики

0 Jones B. Fifty shades of exploitation: Fan labor and "Fifty Shades of Grey" / B. Jones // Transformative Works and Cultures. — 2014. — № 15. Стр.214

0Щербакова А. Фанфики: история, терминология и проблемы / А. Щербакова // Мир фантастики

0Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: ГК: текст с изменениями и дополнениями на 1 августа 2018 года

0 Лисаченко А. В. Фанаты или пираты? / А. В. Лисаченко, А. Р. Маштахова // Российский юридический журнал. — 2016. — № 3. — Стр. 160.


0Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшен как форма литературного опыта / Н. В. Самутина // Социологическое обозрение. — 2013. — № 3 стр. 141

0Четина Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова // Вестник Пермского университета. Российскаяизарубежнаяфилология. — 2015. — № 3 (31). Стр. 99; 37;27

0 Bacon-Smith C. Enterprising women: Television fandom and the creation of popular myth / C. Bacon-Smith. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992. — 352 р. — ISBN 978-0-81221-379-9

0 Книголюб — 2019 // ВЦИОМ : [сайт]. — URL: https://bit.ly/2XWAUYk

0Берт С. Перспективы и потенциал фанфикшен / с. Берт // livelib.ru: [сайт]. — URL: https://bit.ly/2UqAPLcfanfikshn Стр. 45.

0Берт С. Перспективы и потенциал фанфикшен / с. Берт // livelib.ru: [сайт]. — URL: https://bit.ly/2UqAPLcfanfikshn

0 средняя цифра за сентябрь – декабрь 2021 г. по данным ресурса SimilarWeb.com

0 приведены примерные цифры по данным с анализируемых сайтов

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!