Просмотр содержимого документа
«Тезисы к работе «Фанфикшен как издательский феномен: что читают современные подростки и как привлечь родителей к увлечениям детей»»
| «Фанфикшен как издательский феномен» Василенко Виктория МБОУ лицей №3 г. Светлоград, 11 «А» класс Научный руководитель: Постникова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы |
Если вы часто слышите от ребёнка слова вроде слеш, пов и не канон, возможно, он увлекается фанфиками. Слово фанфик произошло от кальки с английского fanfiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения. Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях.
Фанфикшен давно находится в поле зрения исследователей, но, несмотря на это, единого определения этому явлению не было выработано до сих пор. Существуют разные виды фанфиков. Предусмотрены возрастные ограничения для авторов и читателей стремительно развивающегося рода литературного творчества.
Целевая аудитория фанфикшен на сегодняшний день — это тысячи людей из разных стран мира, которые постоянно, непрерывно создают, редактируют, читают и комментируют, тексты, дают друг другу советы, участвуют в литературных конкурсах и играх.
Несколько черт присущих исключительно фанфикам:
Вторичность по отношению к оригиналу.
Основное значение имеет эмоциональная реакция на канон при создании фанфиков – именно это и поможет переосмыслить первоначальные произведения.
Принадлежность фанатской культуре и массовому литературному творчеству.
Примечательно, что фанфики можно опубликовать не только на специальных площадках, но и на крупнейшем в России ресурсе электронных книг — в 2019 году на сайте ЛитРес появился раздел «Фанфики».
Хорошим примером является Ник Перумов — один из российских фэнтези-авторов. Он начал литературную карьеру с трилогии «Кольцо Тьмы», которая, по сути фанфик по вселенной Дж. Р. Р. Толкина. «Кольцо Тьмы» было выпущено в 1993 году издательством «Северо-Запад» и переиздано в 2009 г. «Эксмо» тиражом почти в 40000 экземпляров.
Анализ изданных фанфиков позволяет утверждать, что основным препятствием к их изданию является их сложный правовой статус.
С точки зрения статьи 1259 ГК РФ фанфики относятся к производным произведениям, потому что являются переработкой другого произведения, а значит, охраняются законом.
Анализ изученных произведений показывает, что избежать нарушения закона при издании фанфика можно двумя способами: либо путем изменения заимствованных из оригинального произведения элементов, либо путем некоммерческого издания с разрешения автора оригинала. Если же фанфик издается в своем первоначальном виде и с коммерческими целями, то его автору и издателю остается только надеяться, что никто не потребует привлечения их к ответственности.
Правовой статус фанфикшена на настоящий момент не определен окончательно: фактически являясь, с одной стороны, производным произведением, с другой он нарушает как исключительные, так и неисключительные права автора оригинального произведения.
Фанфикшен — весьма перспективное направление развития для издательского дела. Интеграция фанфиков в издательскую сферу может быть полезна не только издателям, но и фан-сообществу, так как сотрудничество фикрайтеров с издателями может стать шансом превратить свое хобби в профессиональную деятельность.
Я считаю, что продвижение фанфикшена поможет возродить интерес к классической литературе.