СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Мир, в котором мы живём"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Мир, в котором мы живём"»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «СОШ № 28 г. Павлодара»



















Программа курса

«Мир, в котором мы живем»

1 класс






















Составитель: Синицина Е.В.







Павлодар

2018


Содержание:

  1. Введение 4

  2. Календарно-тематическое планирование 5

  3. Раздел «Природа»

Занятие 1 «Живая природа» 6

Занятие 2 «Неживая природа» 6

Занятие 3 «Смена дня и ночи» 6

Занятие 4 «Времена года» 7

Занятие 5 «Весна. Лето» 7

Занятие 6 «Осень. Зима» 7

  1. Раздел «Растительный мир»

Занятие 7 «Группы растений» 8

Занятие 8 «Размножение растений» 8

Занятие 9 «Природа осенью» 8

Занятие 10 «Многообразие растительного мира» 8

Занятие 11 «Польза растений для человека» 9

Занятие 12 «Взаимосвязь растений и животных» 9

  1. Раздел «Животный мир»

Занятие 13 «Многообразие животного мира» 9

Занятие 14 «Домашние и дикие птицы» 10

Занятие 15 «Кто живет в воде?» 10

Занятие 16 «Насекомые» 10

Занятие 17 «Хищники» 11

Занятие 18 «Травоядные животные» 11

Занятие 19 «Домашние животные» 11

Занятие 20 «Природа зимой» 12

Занятие 21 «Друзья человека» 12

Занятие 22-23 «Жизнь растений и животных весной» 12

Занятие 24 «Животный и растительный мир Казахстана» 13

Занятие 25 «Что такое Красная книга?» 13

  1. Раздел « Моя Республика и я»

  2. Занятие 26 «Наша Республика Казахстан» 13

  3. Занятие 27 «С чего начинается Родина?» 14

  4. Занятие 28 «Столица нашей родины - Астана» 14

  5. Занятие 29«Береги здоровье смолоду» 14

  6. Занятие 30 «Моя семья» 15

  7. Занятие 31 «Какая профессия самая важная?» 15

  8. Занятие 32 «Дороги и улицы города» 16

  9. Занятие 33 «Итоговое занятие» 16

  1. Дополнительные материалы для занятий по факультативу 17

  1. Литература 38













Пояснительная записка

Факультативный курс “Мир, в котором мы живём” занимает важное место в решении задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно ориентироваться в окружающем мире, взаимосвязи природы и человека, дать начальные сведения по познанию мира, обеспечить разностороннее развитие младших школьников. Факультативный курс отражает разделы программы обновленного содержания образования, дополняет и расширяет ее.

Цель факультатива: углубленное изучение окружающего мира, явлений и их связи в природе, формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Я – патриот своей страны”.  

Курс факультатива “Мир, в котором мы живем” ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к познанию мира как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • формирование научных представлений об окружающем мире, взаимосвязи всех процессов и явлений;

  • воспитание любви к природе, привитие устойчивой гражданской позиции, гордости за свою страну; формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры в рамках программы «Рухани жаңғыру»;

Актуальность программы обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у младших школьников духовных ценностей в рамках программы «Рухани жанғыру», а также развитию познавательных и исследовательских навыков.

Содержание и методы обучения на факультативе “Мир, в котором мы живем” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках познания мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Данный курс факультатива должен способствовать формированию наиболее полного представления об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, привитию любви к природе и бережному отношению к ней.

Организация деятельности первоклассников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с первоклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий на факультативе “Мир, в котором мы живем”.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в учебном году.









Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

    1. формирование ценностных ориентиров и нравственных основ личности;

    2. развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся;

    3. формирование активной жизненной позиции.       

    4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Предметныерезультаты:

1) Понимание роли Казахстана в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2) Уважительное отношение к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4) Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  

































Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов 33



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечаниие

1

Что такое неживая природа?


1



2

Как происходит смена дня и ночи


1



3


Времена года


1



4

Весна. Лето.


1



5

Осень. Зима.


1



6

Как растения делятся на группы


1



7

Как размножаются растения


1



8

Природа осенью


1



9

Многообразие растительного мира


1



10

Польза растений для человека


1



11

Взаимосвязь растений и животных


1


12

Многообразие животного мира


1



13

Домашние и дикие птицы


1



14

Кто живет в воде?


1



15

Насекомые


1



16

Хищники


1



17

Травоядные животные


1



18

Домашние животные.


1



19

Природа зимой


1



20

Кто приносит пользу человеку?

1



21

Какая профессия самая важная?


1



22

Жизнь растений и животных весной


1



23

Животный и растительный мир Казахстана

1



24

Что такое Красная книга

1



25

Моя Родина – Казахстан

1



26

Горжусь я красотою Родины моей

1



27

Здоровые дети – богатство страны

1



28

В традициях семьи – традиции народа

1



29

Люби и знай свой край родной

1



30

Дороги и улицы города

1



31

Столица нашей родины - Астана



1



32 - 33

Итоговое занятие


1







































Литература:

  1. А.Е. Манкеш, Г.М. Байгушикова «Окружающий мир. Экология. Хрестоматия»// Алтатыкітап, 2003

  2. С.В. Кругликова//Атлас-хрестоматия «Познание мира», 1-4 класс// Алматы, 2009

  3. К.Жунусова, К.Аймагамбетова, Н.Нурахметов «Познание мира»// Алматы, «Атамұра», 2008

  4. Интернет - ресурсы.
















































Методическое руководство к проведению занятий.

Занятие 1.

Тема «Что такое живая природа?»

Цель: формирование четкого представления о живой природе.

Задачи: научить различать предметы живой и неживой природы, развивать мышление, речь, обогащать словарный запас, прививать любовь к природе.

Базовые знания: особенности живой природы. Чем отличаются фрукты от овощей.

Новые понятия: флора, фауна.



Занятие 2.

Тема «Что такое неживая природа?»

Цель: формирование представления о неживой природе.

Задачи: научить ориентироваться в понятиях живой и неживой природы, развитие внимания, расширение кругозора, привитие интереса к предмету.

Базовые знания: особенности неживой природы. Что относится к предметам неживой природы. Чем отличается природа от того, что создано руками человека.

Новые слова: астрономия, звезда, планеты, Солнце – обычная звезда, Луна – спутник Земли.

Занятие 3.

Тема «Как происходит смена дня и ночи»

Цель: формирование представлений о смене дня и ночи.

Задачи: познакомить учащихся с общими представлениями о смене дня и ночи; развивать мышление, память; прививать культуру речи.

Базовые знания: день, ночь, смена времени суток, вращение Земли вокруг собственной оси.

Новые слова: сутки, глобус, последовательность смены времени суток.



Занятие 4.

Тема «Времена года»

Цель: формирование знаний о временах года.

Задачи: научить определять время года по характерным признакам. Сформировать четкие знания о смене времен года. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся. Прививать любовь к природе.

Базовые знания: явления природы, месяцы года, сезонные изменения в природе.

Новые слова: календарь природы, сезон, явление природы.



Занятие 5.

Тема «Весна. Лето»

Цель: формирование углубленных знаний о весенних и летних изменениях в природе.

Задачи: дать полные представления об изменениях в жизни животных и растений весной и летом. Развивать умственные способности, создать условия для самостоятельной работы.

Базовые знания: анализ наблюдаемого в природе, выводы о закономерности и взаимосвязи предметов в природе.

Новые слова: взаимосвязь предметов в природе, последовательность в изменениях природы.







Занятие 6.

Тема «Осень. Зима»

Цель: формирование углубленных знаний об осенних и зимних изменениях в природе.

Задачи: дать понятие об изменениях жизни животных осенью и зимой. Развивать умения ориентироваться в сезонных изменениях и определять время года по характерным признакам. Воспитание заботливого отношения к природе.

Базовые знания: животные, впадающие в спячку. Особенности жизни животных осенью и зимой. Почему деревья сбрасывают листву.

Новые слова: линька животных, зимние запасы, сезонные изменения в природе.



Занятие 7.

Тема «Как растения делятся на группы»

Цель: знакомство учащихся с делением растений на группы.

Задачи: сформировать представления о разделении растений на три группы, научить различать группы растений. Развивать мышление, прививать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к природе.

Базовые знания: различие и сходство групп растений. Лиственные и хвойные деревья. Этажи леса. Необходимые условия для жизни растений. Способность растений приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Новые слова: сообщества растений, виды растений.



Занятие 8.

Тема «Как размножаются растения»

Цель: формирование представлений о размножении растений.

Задачи: познакомить со способами размножения растений, роли насекомых и птиц в размножении растений, развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания. Эстетическое воспитание младших школьников.

Базовые знания: опыление, размножение семенами и побегами.

Новые слова: плоды растений, органы размножения, споры, корни.



Занятие 9.

Тема «Природа осенью»

Цель: формирование наиболее полных представлений об изменениях в жизни растений осенью.

Задачи: закрепить признаки осенних изменений в природе, развивать творческое мышление, речь учащихся. Расширение кругозора. Создание условий для развития познавательного интереса.

Базовые знания: осенние месяцы, признаки, характерные для каждого осеннего месяца.

Новые слова: перелетные птицы, дары осени.



Занятие 10.

Тема «Многообразие растительного мира»

Цель: формирование понятий о многообразии растительного мира.

Задачи: углубить общее элементарное понятие о разнообразии растений, научить различать их. Развивать мыслительную сферу учащихся. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Базовые знания: значение частей растений для его жизни. Признаки, свойственные только одному виду растений. Понятие о многообразии растений.

Новые слова: овощные культуры, фруктовые деревья.


Занятие 11.

Тема «Польза растений для человека»

Цель: формирование представлений о пользе растений для человека.

Задачи: определить роль растений в жизни человека. Научить определять взаимосвязь растений и человека. Развивать представления о тех растениях, которые выращивает человек. Привитие бережного отношения к природе родного края.

Базовые знания: польза растений для человека и окружающей среды. Влияние человека на растительный мир. Съедобные и несъедобные растения.

Новые слова: озеленение, уход за растениями. Заповедники, ботанические сады.



Занятие 12.

Тема «Взаимосвязь растений и животных»

Цель: определение взаимосвязи растений и животных.

Задачи: сформировать представления о значении растений в животных и животных в жизни растений. Развивать связную речь учащихся, расширять представления о взаимосвязи животного и растительного мира.

Базовые знания: питание животных листьями, корнями, корой деревьев и других растений. Животные, питающиеся ягодами и другими плодами. Влияние животных на распространение растений. Взаимосвязь растений и животных.

Новые слова: травоядные животные.



Занятие 13

Тема «Многообразие животного мира»

Цель: формирование понятий о многообразии животного мира.

Задачи: научить различать животных по их внешним признакам, особенностям проживания и питания. Развивать логическое мышление, внимание. Прививать бережное отношение к животным.

Базовые знания: взаимосвязь каждого вида и групп животных, среда обитания животных. Как различать виды животных.

Новые слова: пернатые, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, звери.



Занятие 14.

Тема «Домашние и дикие птицы»

Цель: развитие умение различать домашних и диких птиц.

Задачи: сформировать представления о домашних и диких птицах, научить различать их. Познакомить с названиями их птенцов. Развивать внимание, любознательность, интерес к жизни птиц. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам.

Базовые знания: различие домашних и диких птиц. Польза птиц для человека. Уход за домашней птицей. Перелетные и зимующие птицы.

Новые слова: птицы-хищники, птицы степей, пустынь, водоемов, лесов.



Занятие 15

Тема «Кто живет в воде?»

Цель: знакомство с обитателями водных просторов.

Задачи: сформировать представления о животных, обитающих в воде. Научить различать земноводных от рыб. Познакомить учащихся с млекопитающими, обитающими в воде. Развивать память, прививать внимание, интерес к самостоятельному изучению природы.

Базовые знания: речные и морские обитатели, водоплавающие птицы, среда обитания рыб. Соленые и пресные воды. Взаимосвязь водных обитателей.

Новые слова: фабры, чешуя, плавники. Костные рыбы. Рыбообразные. Рыбы-хищники.

Занятие 16

Тема «Насекомые»

Цель: знакомство с разнообразием насекомых.

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием видов насекомых, научить различать полезных насекомых и вредителей. Развивать представления о многообразии насекомых, их роли в жизни растений, животных и человека. Развитие речи учащихся. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Базовые знания: отличие насекомых от других представителей животного мира. Насекомые, приносящие пользу человеку. Вредители среди насекомых. Одомашненные насекомые.

Новые слова: опыление растений насекомыми, одомашненные насекомые. Строение насекомых.


Занятие 17

Тема «Хищники»

Цель: формирование представлений о хищниках, их роли в развитии окружающей среды.

Задачи: дать общие представления о хищниках и их значении в развитии окружающей среды. Определить: полезны они или вредны. Развивать логическое мышление, умение определять экологическую цепочку развития животного мира. Привитие познавательного интереса к природе родного края.

Базовые знания: роль хищников в развитии окружающей среды. Среда обитания. Охота хищников. Чему можно научиться у хищника во время охоты?

Новые слова: плотоядные, повадки хищников, способы охоты.



Занятие 18

Тема «Травоядные животные»

Цель: знакомство с травоядными животными

Задачи: сформировать знания об особенностях питания, среды обитания травоядных животных. Развивать представления о разнообразии этого вида животных. Развивать мышление, внимание. Прививать любовь к животным.

Базовые знания: копытное животное, жваное животное. Роль травоядных животных в развитии окружающей среды. Способы самозащиты. Забота о потомстве.

Новые слова: травоядные животные. Копытные, жвачные животные.



Занятие 19

Тема «Домашние животные»

Цель: расширение представлений о домашних животных.

Задачи: закреплять и расширять представления учащихся о домашних животных, их роли в жизни человека. Развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Базовые знания: виды домашних животных. Уход за домашними животными. Названия детенышей домашних животных. Роль животных в жизни человека.

Новые слова: животные – компаньоны, полезные домашние животные.








Занятие 20

Тема «Природа зимой»

Цель: расширение представлений о сезонных изменениях в природе зимой.

Задачи: развивать четкие представления о сезонных изменениях в природе зимой, в жизни растений и животных в это время года, изменениях в жизни человека. Развивать связную речь учащихся, внимание, наблюдательность. Прививать эстетическое восприятие этого времени года.

Базовые знания: зимние месяцы, погодные условия, длительность дня и ночи. Зимние праздники. Зимние развлечения.

Новые слова: буран, метель, вьюга, пурга, снежный сугроб.



Занятие 21

Тема «Друзья человека»

Цель: формирование общих представлений о полезных для человека животных.

Задачи: закрепить и систематизировать знания первоклассников о пользе животных и птиц для человека. Развивать мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к птицам, домашним питомцам.

Базовые знания: значение животных в жизни человека. Взаимосвязь природы и человека. Человек – часть природы.

Новые слова: подкормка животных, прирученные животные.



Занятие 22- 23

Тема «Жизнь растений и животных весной»

Цель: углубление представлений о сезонных изменениях в жизни растений и животных весной.

Задачи: закрепить и систематизировать знания учащихся об изменениях в жизни растений и животных весной. Повторить, какие изменения происходят в природе, как это влияет на окружающий мир. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Базовые знания: весенние месяцы, сезонные изменения в природе. Пробуждение природы. Изменения в окружающей среде. Жизнь растений и животных весной. Продолжение рода. Забота о потомстве.

Новые слова: гнездование, высиживание птенцов, уход за детенышами.



Занятие 24

Тема «Животный и растительный мир Казахстана»

Цель: знакомство и животным и растительным миром нашей республики.

Задачи: сформировать четкие представления о богатстве растительного и животного мира Казахстана, разнообразии флоры и фауны, среды обитания, условий проживания. Развивать устойчивый познавательный интерес к изучению окружающего мира. Прививать любовь к родному краю.

Базовые знания: богатство животного и растительного мира Казахстана. Среда обитания животных. Природные сообщества.

Новые слова: степь, пустыня, мелкосопочник, горная местность, лесостепь.


Занятие 25

Тема «Что такое Красная книга»

Цель: формирование представлений о Красной книге.

Задачи: сформировать полное представление о значении защиты исчезающих видов растений и животных. Познакомить учащихся с некоторыми видами, занесенными в Красную книгу. Развивать познавательный интерес, любознательность. Прививать чувство ответственности по отношению к окружающей природе.

Базовые знания: Красная книга. Страницы Красной книги. Животные и растения, занесенные в Красную книгу Казахстана. Охрана животных и растений человеком.

Новые слова: заповедник, национальный парк, браконьер.



Занятие 26

Тема «Наша республика Казахстан»

Цель: изучение символики РК

Задачи: сформировать четкие представления о значении государственных символов Республики Казахстан, необходимости соблюдать Конституцию. Развивать мыслительную деятельность, умение правильно выражать свои мысли, чувства по отношению к Родине. Привить уважение к государственным символам, Президенту и Конституции РК.

Базовые знания: Президент страны, символика Республики Казахстан, главный Закон государства.

Новые слова: атрибут, символика.



Занятие 27

Тема «Горжусь я красотою Родины моей»

Цель: воспитание любви к Родине

Задачи: закрепить знания обучающихся о понятии слова «родина», научить понимать смысл выражений «любовь к Родине», «верность Родине». Развивать творческие способности, устную речь обучающихся, обогащать словарный запас, развивать кругозор. Прививать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Базовые знания: «малая» Родина, «большая» Родина. Отношение человека к своей Родине. Верность, преданность, любовь к Родине.

Новые слова: патриотизм, героизм, верность.



Занятие 28

Тема «Столица нашей родины - Астана»

Цель: знакомство с историей возникновения новой столицы

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения новой столицы, дать первичные сведения о географическом расположении, значении столицы для государства. Развитие мыслительной деятельности, фантазии, воображения у детей. Воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою столицу.

Базовые знания: столица Казахстана – город Астана. Главные архитектурные сооружения столицы. Достопримечательности, памятники, скверы, сады, парки города. Культурные центры. Развлекательные центры для детей.



Занятие 29

Тема «Здоровые дети – богатство страны»

Цель: воспитание здорового образа жизни.

Задачи: сформировать навыки соблюдения правил личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни и вреде курения. Развивать мышление, память, речь обучающихся. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Базовые знания: личная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Физкультура и спорт.

Новые слова: гигиена, режим дня.





Занятие 30

Тема «В традициях семьи – традиции народа»

Цель: обобщение знаний о семье и ее членах.

Задачи: закрепить знания о членах семьи, близких родственниках, родственных связях. Развивать творческие способности обучающихся, обогащать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к старшим, заботу о младших, уважение друг к другу.

Базовые знания: моя семья. Близкие и дальние родственники. Уважение к старшим. Помощь и забота о младших членах семьи. Взаимоотношения членов семьи. Помощь в домашних делах.

Новые слова: домашнее хозяйство, семейный бюджет, семейные традиции.



Занятие 31

Тема «Какая профессия самая важная»

Цель: знакомство учащихся с понятием «профессия»

Задачи: формировать представления о разнообразии занятий человека, значении профессий в жизни. Развивать мышление, интерес к профессиям. Воспитывать уважение к труду.

Базовые знания: профессия. Влияние профессии на жизнь человека. Разнообразие занятий.

Новые слова: умственный труд, физический труд, уважение к труду.



Занятие 32

Тема «Дороги и улицы города»

Цель: знакомство учащихся с особенностями городских улиц и дорог.

Задачи: сформировать четкие представления о необходимости соблюдения правил дорожного движения на улицах и дорогах города. Развитие умения различать дорожные знаки, использовать эти знания в жизни. Воспитание правильного поведения в общественном транспорте и на дорогах города.

Базовые знания: виды транспорта. Роль транспорта в жизни человека. Правила дорожного движения и необходимость их соблюдения. ДТП по вине пешехода. Места для игр.

Новые слова: перекресток, дорожные знаки, правила поведения в общественном транспорте, правила перехода улицы.



Занятие 33

Тема «Итоговое занятие»

Цель: повторение и закрепление изученного материала

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся. Развивать творческое мышление, память, внимание, активизировать познавательные процессы. Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Базовые знания: живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь всего живого в природе. Бережное отношение к природе.











Дополнительный материал к занятиям по факультативу.

Загадки о месяцах и временах года:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром.

(Зимние месяцы)


Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год.(Декабрь)


"Году конец и начало зиме!"

- Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...(Декабре)


Начинает календарь

Месяц с именем ...(Январь)


Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?(Январь)


По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...(Январь)


Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?(Февраль)


Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ...(Февраль)


Снег колючий по земле

Гонит ветер в ...(Феврале)


В каком месяце люди говорят меньше всего(В феврале)

Загадки про весенние месяцы года

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?(Март)


Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц ...(Март)


В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

- Снег пугает, шалунишка:

Только ступит - стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот - ...(Март)


Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?(Апрель)


Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл ...(Апрель)


В ночь - мороз,

С утра - капель,

Значит, на дворе ...(Апрель)


Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

"Просыпайтесь!Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"

Далеко слышна свирель.

Это будит всех ...(Апрель)


Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?(Май)


Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

- Нас теплом встречает ...(Май)


В лапотках бежит малыш,

Ты шаги его услышь.

Он бежит, и всё цветёт,

Он смеётся - всё поёт.

Спрятал счастье в лепестках

У сирени на кустах.

"Ландыш мой, благоухай!"

- Повелел весёлый ...(Май)

Загадки про летние месяцы года

Тёплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц,

Подскажи-ка?(Июнь)


Жаркий, знойный,

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи,

За месяц это?(Июль)


Листья клена пожелтели

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за мeсяц, подскажи?(Август)

Загадки про осенние месяцы года

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?(Сентябрь)


Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!(Сентябрь)


Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?(Октябрь)


Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?(Октябрь)


Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?(Ноябрь)


Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!(Ноябрь)

Загадки о животных:

Над цветом порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.(Бабочка)


Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?(Божья коровка)


Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.(Гусеница)


Черен - да не ворон,

Рогат - да не бык,

Шесть ног - да без копыт.(Жук)


Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит — так воет,

Сядет — землю роет.(Жук)


Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.(Комар)

Не зверь, не птица, носок как спица.

Летит - пищит, сядет - молчит.( Комар)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.(Кузнечик)


Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.(Кузнечик)


В лесу у пня суетня, беготня:

народ рабочий

весь день хлопочет,

себе город строит.(Муравьи)


Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов(Муравей)


Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает?(Муха)


Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садится.(Муха)


Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.(Оса)


Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.(Осы)

Загадки о деревьях:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.Ответ: Дерево


* * *

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.(Дерево)


В шубе летом,

А зимой раздето.(Дерево)


Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат...

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.(Осины)

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки!(Орешник)


Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.(Лиственница)


Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.(Рябины)


Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ...(Сосна)


Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень -

И в ней окажется …(Сирень)

Загадки о профессиях

Их ракеты доставляют

На такие корабли,

Что ни в море не бывают,

Ни в штормах, ни на мели!(Космонавт)


Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?(Доктор)


Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По- другому просто ...(Лётчик)


Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их ...(Машинисты)


С белым мелом и с указкой

Он проводит нам урок!

И рассказывает классно

Наш любимый ...(Педагог)








Сведения о животных и птицах, обитающих на территории Казахстана.

Сведения о животных и птицах, занесенных в Красную книгу Казахстана.

Сапсан - классический представитель крупных соколов, к которым в Казахстане относятся четыре вида (сапсан, шахин, балобан, кречет). Сапсан - средний по размерам, - (вес 500-1000 г, размах крыльев до 113 см), типичного соколиного облика. Сизовато-серый верх и светлый, с темным поперечным рисунком низ дополняются яркими черными «усами».


Юрок - представитель большого семейства вьюрковых, отряда воробьинообразных. Это средний по размерам вьюрок (вес 18-30 г). Самец раскрашен ярко: голова и передняя часть спины - блестяще-черные, поясница и брюшко - белые, грудь и плечи - охристо-рыжие. Таежная птица, в Казахстане гнездится только в горных лесах Алтая.


Росомаха - хищное млекопитающее семейства куньих. Массивное тело этого зверя внешне напоминает барсука, но росомаха крупнее (длина тела до 1 м, вес до 30 кг), выше на ногах и хвост относительно короткий. Окраска длинной грубой шерсти темно-бурая со светлой полосой по бокам тела. Характерный обитатель глухой тайги. В Казахстане росомахи обитают только в горных лесах Алтая. Живут поодиночке, охотятся в основном ночью - на копытных и других животных. Поедают также падаль, а летом - ягоды. Гон в июне-июле, а в феврале-апреле самка рождает двух-трех детенышей.


Беркут - самый крупный (размах крыльев до 225 см, вес - до 6 кг) орел. Окраска оперения коричнево-бурая, голову и зашеек украшают золотистые заостренные перья. У молодых птиц основание хвоста и перья кисти белые, но с возрастом белый цвет исчезает. Взрослыми беркуты становятся к четвертому году, а до этого молодые птицы просто кочуют и их можно встретить практически по всей территории Казахстана. Гнездится во многих местах, однако везде редок. Гнезда, которые он помещает на деревьях и скалах, используются по многу лет. 1-2 грязно-белых яйца с бурым крапом полтора месяца насиживает самка, самец кормит ее, а затем и малыша, принося добычу к гнезду. Родители долго еще опекают поднявшихся на крыло молодых, и выводки распадаются только к зиме. Беркут - прекрасный охотник Его основная добыча - сурки, зайцы, суслики и другие крупные грызуны, а также птицы - кеклики, улары и другие. Не пренебрегает и падалью. Прекрасные охотничьи навыки беркута издревле использовались в нашей стране. Существуют целые школы беркутчи - людей, приручающих этих сильных и гордых птиц и использующих их в охоте. В основном с беркутами охотятся на зайцев и лис, но, говорят, что хорошо обученный беркут может взять и волка. Беркут - сильная и красивая птица, она - один из символов нашей страны.


Фламинго - чрезвычайно красивая и необычная птица: высотой почти в человеческий рост (известны экземпляры до полутора метров), однако весит при этом около 4 кг, с длинными ногами и такой же длинной шеей. Оперение у нее розоватое, а когда она расправляет крылья, видны черные концы крыльев и красный покров на них. Взлетающая птица словно вспыхивает огнем, за что, очевидно, и получила свое имя от латинского слова «патта», что значит «огонь». Очень интересен клюв этой птицы: огромный, размером больше остальной головы, широкий и, словно надломленный посередине, он представляет собой прекрасный инструмент для процеживания взмученного ила, из которого и добывается пища - ракообразные и моллюски, мелкие растения солоноводных водоемов и их семена.

Фламинго - житель тропиков и субтропиков, населяет у нас некоторые соленые озера Центрального Казахстана. Самая северная колония этой птицы расположена на озере Тенгиз в Кургальджинском заповеднике. Живет фламинго колониями от нескольких десятков до тысяч пар, которые устраивает на невысоких островках солоноватых озер. Гнезда их в виде башни до 60 см высотой и полуметра в диаметре строятся из земли прямо на открытом грунте. В небольшом углублении на вершине такого конуса откладывается от одного до трех грязно-белых яиц. Сведений о гнездовой жизни в литературе мало, так как фламинго очень осторожные птицы, совершенно не терпящие беспокойства. Будучи напуганы посещением человека, бросают гнезда с яйцами и птенцами, поэтому в гнездовой период ученые стараются не беспокоить птиц. Появившиеся птенцы сплошь серые, розовый цвет у них появляется значительно позже, а клюв до двухнедельного возраста прямой и лишь впоследствии начинает искривляться. Птенцы не могут добывать себе пищу своим прямым клювом, и родители кормят их собственной полупереваренной отрыжкой. Молодые сбиваются в огромные «ясли», и лишь небольшое число взрослых фламинго присматривают за ними, в то время как остальное взрослое население летает по окрестным водоемам. В Казахстане фламинго бывают с апреля по сентябрь, зимуют они на южном побережье Каспия. Как очень редкая птица, фламинго занесен в Красную книгу Казахстана.


Лебеди. На территории Казахстана гнездится два вида лебедей. Облик этих птиц с детства хорошо знаком каждому, и их легко узнать в природе. Это крупная (7-10, в отдельных случаях до 13 кг, размах крыльев - около полутора метров) белоснежная птица с характерной длинной и изящной шеей. А чтобы различить представителей двух видов, живущих у нас, надо обратить внимание на голову - лебедь-кликун ровнее держит шею и имеет желтый клюв с черным концом. У лебедя-шипуна клюв оранжево-красный с черным наростом у основания, чаще всего он изгибает шею и держит клюв наклонно к воде. Свои названия лебеди получили из-за различного голоса - кликун издает трубные звуки, словно «кличет», а шипун почти лишен голоса, будучи потревожен - шипит. Основную часть времени лебеди проводят, плавая по воде, однако, не ныряют. Питаются в основном водными растениями, погружая в воду голову и верхнюю часть тела на мелководье, поедают и водяных беспозвоночных. Взлетают после длительного разбега по воде. Кликун населяет северную половину Казахстана, шипун живет на удобных водоемах по всей территории. Гнезда строят сходно - в зарослях или рядом с большими массивами камыша и рогоза, часто сооружают плавучие островки до 1,5-3 метров в диаметре. В кладке 3-7 сероватых или белых яиц, которые в течение 35-40 дней насиживает в основном самка. Выводки держатся вместе вплоть до отлета на зимовки. Половозрелыми молодые становятся только к 4 годам. Кликуны бывают в Казахстане с февраля-марта до конца октября, а некоторые особи зимуют в южных районах. Шипун, как более теплолюбивый вид, прилетает несколько позднее, а покидает гнездовые территории раньше, нежели его более холодостойкий собрат.


Кудрявый и розовый пеликаны - два очень похожих вида этого рода, живут на водоемах нашей страны. Это крупные (до 13 кг) светлые птицы с характерным строением огромного (до 45 см длиной) клюва: нижняя часть его снабжена кожистым мешком, который может сильно растягиваться. Размах крыльев этих птиц - до 3 м. Они прекрасно летают, подолгу планируют и в полете похожи на древних обитателей Земли - птеродактилей. Розовый пеликан, как и показывает его название, имеет розовый оттенок в оперении, голый участок розовой кожи вокруг глаз и желтый горловой мешок; кудрявый сероватый наряд, характерную «кудрявую» прическу на голове, оранжевый (в брачный период - почти красный) клюв. Питаются пеликаны рыбой, которую захватывают своим удивительным клювом, как черпаком. Населяют южную половину территории Казахстана. Селятся колониями, часто смешанными -оба вида пеликанов с бакланами и некоторыми цаплями. Гнезда устраивают на заломах тростника, иногда - на голой земле небольших островков. Размеры гнезд и их внешний вид различны: от едва приспособленных ямок до добротного сооружения из тростника, сцементированного пометом: 1,5 м в диаметре и 1-1,5 м высотой. В кладке 2-6, чаще 2-4 белых яйца, которые насиживают оба родителя. Молодых долго кормят полупереваренной, а затем и целой рыбой из горлового мешка. На крыло птицы поднимаются в возрасте двух с половиной месяцев и, сбиваясь в стаи, кочуют по более крупным и глубоким водоемам в поисках пищи. В Казахстане бывают с марта по ноябрь. Последние десятилетия пеликаны сильно снизили свою численность, отчасти из-за прямого преследования человеком. Оба вида нуждаются в строжайшей охране и внесены в Красную книгу Казахстана.


Балобан -самый крупный из девяти встречающихся в Казахстане видов соколов и наиболее известный из-за частых публикаций в прессе. Судьба этой птицы - наглядный пример того, как быстро можно превратить процветающий вид в редкий и исчезающий. Еще 20 лет назад о балобане в Казахстане знали только орнитологи-специалисты, а в книгах о нем писали: «Это самый обычный и широко распространенный крупный сокол Казахстана. Гнезда его встречаются на всей территории республики, хотя численность его нигде не бывает особенно высокой». Однако последнее десятилетие XX века оказалось для этого сокола роковым: тысячи этих птиц были отловлены и вывезены в арабские страны, десятки (а может быть и сотни) гнезд разорены, и птицы перестали гнездиться в них. Сейчас на юге и востоке Казахстана балобана почти не осталось, и только в лесостепных районах он еще гнездится на заповедных территориях. Балобан чуть покрупнее сапсана (вес 0,7-1,3 кг) и не так контрастно окрашен. Молчалив, редко попадается на глаза даже в местах гнездования. Призывный крик «кее-кее-кее» и тревожное резкое «кикикики» слышны только в гнездовой период, и то не часто. Кормится как птицами, так и мелкими млекопитающими, вплоть до суслика. Из птиц осиливает не только куропаток, но и крупных уток, а дрессированный балобан может взять и более крупную добычу -даже дрофу-красотку (именно ради этой добычи и скупают балобанов арабские шейхи). Гнездо сами не строят, а занимают старые гнезда вороновых или хищных птиц на скалах или деревьях. Кладку из 2-4, редко 6 красноватых яиц насиживает около 30 дней самка, она же обогревает пуховых птенцов, а самец носит корм ей и птенцам. Выживают до подъема на крыло два-три птенца. Этот сокол нуждается в особых мерах охраны.


Архар - один из видов горного барана. Горный баран - широко распространенный и чрезвычайно изменчивый (различают до 25 подвидов) представитель парнокопытных семейства полорогих. Архар обитает в горах центрального, Южного, Восточного и Юго-восточного Казахстана. Это один из самых крупных горных баранов (длина тела самцов до двух метров, масса - до 200 кг, самки несколько меньше) серо-буроватой окраски с огромными спирально-закрученными рогами (у самок рога тоньше и короткие). Живут архары в более сглаженных и открытых участках гор, нежели горные козлы. Совершают сезонные вертикальные кочевки - зимой с высоких гор спускаются в низкогорья и даже переходят на соседние более низкие горные хребты. Весной приносят по одному, изредка по два ягненка. От скрещивания архара с бараном-мериносом получился очень продуктивный гибрид -архаромеринос. Архар - редкое животное, численность его сокращалась последние десятилетия из-за прямого уничтожения, а также вытеснения с обычных пастбищ домашним скотом. Сейчас архар занесен в Красную книгу.

Из четырех видов сурков, живущих в Казахстане, три (серый, красный и сурок Мензбира) - обитают в горах. Сурки - крупные (длина тела до 60 см, хвоста - до 22 см, вес - до 8 кг) грызуны, живущие семьями в глубоких сложно организованных норах. Тело покрыто густым мехом серых, коричневатых и желтоватых тонов, который ценится человеком для изготовления теплой одежды. Большую часть года (с августа-сентября до марта-апреля) сурки пережидают неблагоприятные условия в глубокой спячке. Ранней весной, с появлением первых проталин, сурки пробуждаются и выходят на поверхность для общения и питания. Через месяц-полтора в норах рождаются слепые сурчата - от 1 до 9, но чаще - всего по 3-6 у каждой самки. Активны сурки днем, поедают как сочные надземные части растений, так и корневища и луковицы. Не брезгуют и попавшимися моллюсками и насекомыми. В сурчиных поселениях, которые иногда называют сурочьими городами, существуют сложные отношения и целая система голосовых сигналов. Из трех описываемых видов серый сурок населяет горные степи и высокогорные луга Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау и хребты Северного Тянь-Шаня. Красный или длиннохвостый сурок живет в аналогичных биотопах Киргизского и Таласского Алатау. А сурок Мензбира, занесенный в Красную книгу, занимает очень маленький, не превышающий 400 кв. км, ареал в Западном Тянь-Шане, на высотах 2000-3400 м над уровнем моря. Этот вид сурка имеет самые низкие показатели воспроизводства, и, учитывая многочисленных врагов (волк, лисица, собаки и браконьеры), без человеческой помощи не сможет выжить.


Снежный барс - сильная приземистая кошка с длинным хвостом (длина тела с хвостом около 225-250 см, вес - 40 кг) и густым пятнистым мехом. Живет в высоких горах, населяя скалистые ущелья, щебнистые осыпи в альпийской и субальпийской зонах, подножия вечных снегов. Зимой вслед за копытными за своим основным кормом спускается значительно ниже. Ранней весной ирбисы, проводящие основную часть года поодиночке, встречаются, чтобы дать начало новой жизни, и через 3 месяца, в конце весны в логове среди скал на свет появляются слепые котята - по 1-5 (чаще 2-3) в помете. Самка производит малышей раз в 2 года. Живут снежные барсы около 15 лет. Активны в основном в сумерках. Кроме копытных, пищей им служат сурки, зайцы, кеклики, улары. Благодаря силе, ловкости и таинственности ирбис был постоянным персонажем древних легенд, сказаний, а сейчас он представлен в государственной символике Казахстана. Снежный барс - чрезвычайно редкое животное и внесен в Красные книги всех рангов.


Каспийский тюлень - крупное, длиной до полутора метров и весом до 50-60 кг, ластоногое млекопитающее. Все тело нерпы идеально приспособлено к жизни в воде: гладкое веретенообразное тело с выдающимися из него небольшими лапами, между пальцами которых есть перепонка, преобразующая конечности в ласты. Эти ласты необходимы для передвижения в воде, но совершенно не используются для удерживания пищи. Тело покрыто эластичной кожей, но, несмотря на имеющийся мех, теплоизоляционную роль выполняет толстый слой подкожного жира. Как видно из самого названия, живет на Каспийском море, основное лежбище - на острове Кулалы. В январе, в самые морозы, на краю льдов, самки приносят по одному белоснежному детенышу, которых вскармливают молоком чуть больше месяца. Затем, перелиняв к весне, они отправляются на летнее время к югу с тем, чтобы снова возвратиться на северные лежки среди зимы. Питаются нерпы непромысловыми видами рыб, зато сами являются объектом промысла из-за ценного меха и жира.

Каракурт - ядовитый паук средней величины (самки 10-20 мм, самцы 4-7 мм), обитающий в степной и пустынной зонах Казахстана. Это полностью черный с красными пятнышками на брюшке паук, живущий в логовищах, около которых натягивает неправильной формы тенета для ловли насекомых. В таком логове самка откладывает от 100 до 700 яиц, которые оплетает паутиной, превращая в кокон. На следующий год отродившиеся паучки разлетаются, носимые ветром вместе с паутинкой, которую сами и ткут. Благодаря такой плодовитости время от времени происходят вспышки численности каракуртов, когда от их укусов страдают и человек, и домашние животные. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, наиболее ядовиты взрослые самки. Лошади и верблюды практически всегда умирают после укуса этого паука. Укушенный человек испытывает мучительные боли и без медицинской помощи может умереть, вот почему при подозрении на укус каракурта необходимо как можно скорее обратиться в медицинское учреждение. Однако каракурты не агрессивны и сами не нападают на человека, это происходит при случайном контакте.


Ушастая круглоголовка - самая крупная среди шести обитающих в Казахстане видов этого рода (длина до 12 см). По углам рта - бахромчатая кожная складка, при помощи которой эта ящерица, раскрыв рот, принимает устрашающий вид. Населяет песчаные барханы, где в случае опасности очень быстро, на глазах у преследователя, зарывается в песок - как будто проваливается в него при помощи мелких вибрирующих движений тела. Вообще эта крупная ящерица не робкого десятка: в литературе описаны случаи, когда она дала отпор даже такой ядовитой змее как щитомордник! Общий тон окраски песчаный, и неподвижно затаившуюся на бархане ушастую круглоголовку заметить трудно. Так они обычно и поступают, скрываясь от змей, когда убегать уже поздно. Спячка у них длится с октября до конца марта - начала апреля. Брачный период начинается в начале мая, откладка яиц длится с середины мая до конца июля и сколько раз самка их откладывает - неизвестно. Молодые появляются в августе-сентябре и становятся половозрелыми к концу второго года жизни.


Азиатский муфлон - среднего размера (длина тела самцов - до 1б0, самок - до 140 см; вес самцов до 70 кг, самок - до 40 кг) дикий баран на довольно длинных ногах. В Казахстане обитает самый крупный подвид - устюртский муфлон, который населяет не столько одноименное плато на западе республики, сколько его обрывистые края, так называемые чинки, обращенные к низменностям - пескам Карынжарык и пустынной равнине Кендерлисор, а также возвышенности и впадины полуострова Мангышлак. У самцов зимой хорошо развит так называемый подвес - длинные (до 30 см) густые волосы на шее и груди, достигающие щек. Верхняя часть волос белая, а внизу они окрашены в черный цвет. При наклоне головы этот «воротник» касается земли. Рога у старых самцов образуют полный завиток спирали, у самок - лишь небольшие дугообразные рожки. Муфлон очень подвижен, он быстро спускается и поднимается по крутым склонам, легко спрыгивает с высоких уступов, а вверх может подпрыгнуть выше метра. Питается скудной пустынной растительностью, пьет как пресную, так и горько-соленую воду. Активен преимущественно утром и вечером. Гон - с октября до декабря. В это время самцы и самки образуют смешанные стада. Ягнята появляются обычно в начале апреля, самки кормят их молоком до конца октября. Большую часть года держатся стадами, в которых за опасностью следит вожак. Главные враги - волк и браконьер, причем именно антропогенный фактор определяет динамику численности муфлона. Для сохранения этого редкого вида в Казахстане создан Устюртский заповедник и два зоологических заказника, а сам муфлон занесен в Красную книгу Казахстана.


Джейран (по-казахски - кара-куйрюк) - грациозное парнокопытное животное на тонких стройных ногах (длина тела около 1 м, высота в холке 60-75 см). Голову самца украшают тонкие лировидные рога длиной до 40 см, самки безрогие. Хорошо приспособлен к обитанию в пустынях, и длительное время может обходиться без воды, (хотя и не так долго, как верблюд). Весной и первую половину лета джейраны держатся небольшими группами, а ближе к осени и зимой собираются в крупные стада - до нескольких сотен особей. После 5-6 месяцев беременности, обычно в начале мая, самка приносит одного-двух детенышей. Враги джейрана – волки, лисы; молодняк нередко берут орлы, но самая большая опасность - человек с ружьем. Особенно распространена браконьерская охота на джейранов ночью с фарами, когда ослепленные ярким светом животные становятся беспомощными. Таким образом, поголовье джейранов было подорвано на огромных участках пустынь, и сам джейран оказался в Красной книге - не только национальной, но и международной. В последние годы в Казахстане идет медленное восстановление этого редкого и красивого зверя.


Сайгак давно уже является как бы эмблемой природы Казахстана. Этот небольшой (длина тела 150 см, высота в холке около 80 см, вес до 50 кг) представитель семейства полорогих из отряда парнокопытных млекопитающих - типичный обитатель пустынного и полупустынного ландшафта. Столетия назад он населял и засушливые степи - от казахстанской территории до Причерноморья. Однако в начале XX столетия область его обитания и численность резко сократились и сейчас, после резкого роста численности в 60-70 гг., когда она достигала более 1 миллиона голов, сайгак сохранился только в аридной зоне Прикаспия и Казахстана (менее 100 тысяч). Места окота находятся в Центральном Казахстане, а на зиму сайгак откочевывает в пустыню Бетпак-Дала, пески Арыскум, Приаральские Каракумы, на Устюрт и в южные районы Волжско-Уральского междуречья. Живут стадами, в которых каждый самец имеет несколько самок. При общей продолжительности жизни 10-12 лет половая зрелость у самцов наступает примерно в полтора года, а у самок - уже в полгода. После 5 месяцев беременности самка приносит одного-двух (редко - трех) детенышей, из которых в суровых условиях пустыни выживает не более одного. Очень опасны для сайгаков джуты - зимняя бескормица, вызванная снегопадами и гололедом. Много самцов погибает весной после гона, когда их трупы усеивают пустыню, как поле брани. Опасным врагом для сайгака является волк, численность которого в пустынях Казахстана периодически значительно возрастает. И, наконец, главной причиной резкого падения численности этого реликтового зверя чаще всего является человек, добывающий его сверх всякой меры, как ради мяса, так и ради рогов, которые очень ценятся в тибетской медицине. Браконьеры добывают до 50-70 сайгаков за одну «охоту». Известны случаи, когда в Кзыл-Ординской области задерживали самосвалы, загруженные 200-250 тушами сайгаков, а в аэропортах скапливались тонны сайгачьих рогов, задержанных таможенными службами. Только самые экстренные меры могут сохранить это уникальное животное в фауне Казахстана.




























Литература:

  1. А.Е. Манкеш, Г.М. Байгушикова «Окружающий мир. Экология. Хрестоматия»// Алтатыкітап, 2003

  2. С.В. Кругликова//Атлас-хрестоматия «Познание мира», 1-4 класс// Алматы, 2009

  3. К.Жунусова, К.Аймагамбетова, Н.Нурахметов «Познание мира»// Алматы, «Атамұра», 2008

  4. Интернет - ресурсы.












































Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир, в котором я живу»

1класс

  1. Пояснительная записка.

        

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

       Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Я – патриот своей страны”.  

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры в рамках программы «Руханижангыру»;  

сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.   

 

Актуальность программы обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у младших школьников духовных ценностей в рамках программы «Руханижангыру», а также развитию познавательных и исследовательских навыков.


Планируемые результаты изучения предмета

Личностные

    1. формирование ценностных ориентиров и нравственных основ личности;

    2. развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся;

    3. формирование активной жизненной позиции.

     

2. Общая характеристика учебного курса.

                    

Содержание программы внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу» соответствует целям и задачам основной образовательной программы. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

Связь содержания программы с учебными предметами.    Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). 
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. 
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала. 
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. 
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. 
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной. 
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. 
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

  

– экскурсии,

–беседы;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ; 

  

Окружающий мир

– «современная Россия – люди и

государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

  

  

–классный час “Дедушкины ордена и медали”.                       Творческая работа «Расскажи о своем герое»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

  

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.  

- изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

– экскурсии в краеведческий музей, парк;

 -экскурсии по улицам города;

- заочные путешествия;

- беседы о природе родного края 

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

 

3. Место курса в системе начального образования. Сроки реализации данного курса 

Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению.   

1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа.                                                                              

4. Ценностные ориентиры

Особенности реализации программы: формы, методыместо проведения занятий. 

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности.        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).       Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные результаты:

   1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        

 3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                      

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                          

  5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;           

 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                     

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    

                                                

 Метапредметные результаты:

                                                  

 1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                       

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                          

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;            

 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

 6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

 7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

 12)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 

6.Умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

      

                              6. Содержание программы внеурочной деятельности.

1 класс (66 часов)

2 класс (68 часов)

3 класс (68 часов)

4 класс (68 часов)

Я – Россиянин. (2 часа)

«Моя семья» (16 часов)

Мой дом, моя семья (12часов)

Я и школа. (7ч.)

Наша дружная семья. (6 часов)

«Я и школа» (6 часов)

Школа – наш второй дом  (13часов)

Родной край – часть большой страны. (17ч.)

Школа – наш второй дом. (5 часов)

«Край, в котором я живу» (46 часов) 

Самара – наша малая родина  (22 часа)

Мой дом, моя семья (21ч.)

Горжусь    я    красотою Родины   моей. (7 часов)  


Люби и знай самарский край (21час)

Люби и знай свой край родной край!(22ч.)

Их   именами   славится Россия. (3 часа)



Подведение итогов. (1ч.)

Здоровые дети - богатство страны.(2 часа)




Зимние   праздники. (13 часов)




Народ  и армия  -  едины. (6 часов)




Мы - жители Самары. (6 часов)




Береги   природу. (8 часов)




Мы - достойные  граждане. (8 часов)







Тематическое планирование

1 класс (66 ч.)

Тема

Количество  часов

Основные виды деятельности

2

Знакомство с государственной символикой.

Конкурс рисунков.

1


3

Наша дружная семья. (6 ч.) 

Твои родственники, твой род.

1

 Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

 Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать

себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

 Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитыватьколичество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

4

Презентация семьи (мини-проект).

1

5

Презентация семьи (мини-проект).

1

6

В традициях семьи-  традиции народа.  Мое   генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических  деревьев.

1

7

В традициях семьи-  традиции народа.  Мое   генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических  деревьев.

1

8

«Королевство доброты» - семейная викторина, посвященная Дню матери.

1

9

Школа – наш второй дом. (5 ч.)

Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе.

1

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том

 числе не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием

 учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

10

Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе.

1

11

Учеба -  тоже  труд. Культура поведения  в  школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка.

1

12

Учеба -  тоже  труд. Культура поведения  в  школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка.

1

13

Конкурс запрещающих  знаков « В школе».

1

14

Горжусь    я    красотою Родины   моей.  (7 ч.)

 

Горжусь    я    красотою Родины     моей. 

1

 Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

 

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

 учебных заданий с использованием

учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок,осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад.

15

Праздник «В гостях у осени».

1

16

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

17

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе. Конкурс поделок

 « Осенние фантазии».

1

18

Экскурсия в ботанический сад.

1

19

Экскурсия в ботанический сад.

1

20

Экскурсия в ботанический сад.

1

21

Их   именами   славится Россия.(3 ч.)

 Их   именами   славится Россия. Конкурс проектов. 

1

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

 в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Контролироватьи оценивать поведение посетителей в музее. Сообщаформулировать правила поведения в музее.

22

Экскурсия в музей А.Н.Толстого.

1

23

Экскурсия в музей А.Н.Толстого.

1


24

Здоровые дети - богатство страны. (2 ч.)

Здоровые дети - богатство страны.

Скажем курению:«НЕТ!» (конкурс  рисунков).

1

Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

25

Здоровые дети - богатство страны.

Игровое занятие «Грипп нам не страшен».

1

26-

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.(13 ч.)

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролироватьи оценивать поведение посетителей в музее. Сообщаформулировать правила поведения в музее.

27

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.

1

28

Конкурс  чтецов « Поэты  о зиме».

1

29

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

30

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

31

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

32

Конкурс  новогодних и Рождественских открыток.

1

33

Ярмарка  елочных игрушек.

1

34

Ярмарка  елочных игрушек.

1

35

Зимние  забавы (конкурс  снеговиков).

1

36

Операция «Кормушка».

1

37

Проводы зимы- широкая масленица             (игровая программа).  

1

38

Проводы зимы- широкая масленица             (игровая программа).  

1

39

Народ  и армия  -  едины.(6 ч.)

Народ  и армия  -  едины.

1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее

40

Веселые  старты для  мальчиков и пап.

1

41

Литературная  викторина « Защитники  земли  русской».  

1

42

Экскурсия в музей армии.

1

43

Экскурсия в музей армии.

1

44

Экскурсия в музей армии.

1

45

Мы - жители Самары. (6 ч.)

Их  именами названы  улицы. Выставка  рисунков « Мой  город».

1

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 и условиями ее реализации. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

46

Конкурс  проектов «Известные  женщины  Самары».

1

47

Конкурс  проектов «Известные  женщины  Самары».

1

48

Обзорная  экскурсия по городу.

1

49

Обзорная  экскурсия по городу.

1

50

Обзорная  экскурсия по городу.

1

51

Береги   природу. (8 ч.)

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов.

52

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

53

Конкурс  плакатов  «Берегите  Землю».

1

54

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

55

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

56

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

57

Экологическая  конференция (защита   экопроектов).

1

58

Экологическая  конференция (защита   экопроектов).

1

59

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

(8 ч.)

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

 позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию.

60

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

1

61

Экскурсия  в парк  Победы.

1

62

Экскурсия  в парк  Победы.

1

63

Экскурсия  в парк  Победы.

1

64

Дню  славянской  письменности и культуры  посвящается (конкурс  выразительного чтения).

1

65

Моими успехами можно гордиться» (презентация своих  успехов за год).

1

66

Моими успехами можно гордиться» (презентация своих  успехов за год).

1


Итого:

66 часов



Итого:

68 (ч)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!