СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта». Учитель русского языка и литературы    Куценко Н.В. ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловск ЛНР

Просмотр содержимого документа
«Теория Раскольникова конспект»



ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловск ЛНР









Конспект урока литературы



Тема. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта»

10 класс

Любой УМК



Учитель русского языка и литературы Куценко Н.В.












2017-2018 уч. год




Цель урока: Познакомить с теорией Раскольникова; сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова; формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста; воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагменты, роман Достоевского «Преступление и наказание», эпиграф:

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский 1. Организационный момент:

2. Мотивация обучения школьников

1. Слово учителя

Добро и зло – вечная борьба , которая ведется в каждом человеке. И у каждого понятие добра и зла разное. Чтобы понять, с чем лично у вас ассоциируются эти два понятия, я прошу вас составить ассоциативный куст

2. Метод « Ассоциативный куст»

Учащиеся составляют ассоциативный куст на тему «добро и зло в моем понимании», несколько учащихся озвучивают его

Учитель.

Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? – сегодня мы будем говорить об этом на нашем уроке.

Записать тему слайд1

3. Актуализация знаний учащихся

1. Слово учителя

Для начала вспомним , кто такой Раскольников при помощи синквейна

2. Составление синквейна на тему «Раскольников»

Учащиеся составляют синквейн, несколько учащихся озвучивают его

4. Изучение нового материала

Учитель. Раскольников совершил убийство. Вспомним, как это было

3. Просмотр видеофрагмента

https://youtu.be/EuaVUjPPljA

Учитель. Давайте вернемся к событиям прошлого урока и окунемся в атмосферу Петербурга XIX века.

Слайд 2,3,4,5

– Итак, убийство совершено. Мы видели с вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления и в самой теории Раскольникова

Слайд 6

4.Работа с текстом.

Слайд 7

  1. Чтение текста

  2. Беседа по тексту

- Кому из героев романа Раскольников называет причины убийства? (Соне Мармеладовой)

- Почему именно к Соне приходит Раскольников после убийства? (чувствует в ней родственную душу)

Учитель . Его словно тянет к Соне. Именно ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части 5, гл. 4.

5.Анализ эпизода

1) Чтение диалога

2) Беседа по тексту

- С каким чувством приходит Раскольников к Соне во второй раз? Сразу ли он решил открыться ей? (сначала испытывает к ней ненависть и только после того, как прочитал в ее глазах любовь, понимает, что настала «та минута»).

- Что говорит Соня в ответ на его признание? Как воспринимает сказанное Соня? (« Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства.

– Какие причины убийства называет Раскольников? Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский текст.

- Давайте еще раз посмотрим на реплики Сони. Какую позицию она занимает?

(переживает, пытается оправдать, страдает вместе с ним, помогает разобраться в себе, открыться)

-Кто из героев в этой сцене внутренне сильнее?

- Среди всех перечисленных причин постепенно мы понимаем истинную – убил по теории.


- В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? (читатель о ней уже знает – часть 3 гл. 5)

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Слайд 8

- Кто же такие обыкновенные люди?

После ответов ребят выводим обобщение на экран.

Слайд 9


- Кого Раскольников относит к людям необыкновенным? –

Слайд 10

Учитель:


- Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).

Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды: знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.

Внешние

  • судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,

  • идеи Наполеона о праве сильной личности, витающая в воздухе (Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование " . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.)

  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, комната, похожая на шкаф

слайд11

Внутренние

  • внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать;

  • характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый

Выводим вывод на экран:

слайд12

5. Итог урока

Учитель:

Все эти факторы и привели Раскольникова к мысли о убийстве и к его теории. Но представьте себе , что Раскольников богат, живет в прекрасном районе . Что было бы тогда?

Слайд 13

Метод «Банк идей»

Учащиеся высказывают свое мнение о судьбе Раскольникова

6. Оценивание

Каждый из вас тоже задумывался о своем предназначении в этой жизни, о том, что правильно и что неправильно. Я предлагаю вам задуматься над собственным отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопрос: «Как я отношусь к теории Раскольникова?»

7.Домашнее задание.

Подтвердите или опровергните примерами из истории теорию Родиона Раскольникова. Каково ваше отношение к этой теории?

Источники

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман в 6 ч. С эпилогом/Послесловие и коммент. А.Н. Муравьева.- М.: Просвещение, 1982.-480 с.

  2. http://www.uznaem-kak.ru/

  3. http://www.screen.ru/skul/crime/page9.htm































































Просмотр содержимого презентации
«Теория Раскольникова»

Литература 10 класс ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» Подготовила: учитель русского языка и литературы Куценко Наталья Владимировна Г. Свердловск, ЛНР

Литература 10 класс

ГБОУ «Ленинская ООШ № 1»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Куценко Наталья Владимировна

Г. Свердловск, ЛНР

Вечный спор Ангела и Демона происходит  в нашей собственной совести. И ужаснее  всего, что мы никогда не знаем, кого из них  любим, кому больше желаем победы.   Д.С. Мережковский

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

СИНКВЕЙН
  • СИНКВЕЙН
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
  • ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ
  • ВЫВОД
  • ИМЯ
Соня:
  • Соня: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!...»
  • Раскольников:
  • "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
  • "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию...»
  • ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!...»
  • "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так‑таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…»
  • Соня: « Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете
Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными; обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного; обязаны приумножать мир численно; не признают права «необыкновенных» на совершение преступления
  • люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными;
  • обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного;
  • обязаны приумножать мир численно;
  • не признают права «необыкновенных» на совершение преступления

имеют право разрешить себе совершить преступление; имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего; двигают мир и ведут его к цели; современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал
  • имеют право разрешить себе совершить преступление;
  • имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего;
  • двигают мир и ведут его к цели;
  • современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал

Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он видит сильную личность, правящую толпой…

11

судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира, идеи Наполеона о праве сильной личности, тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, комната, похожая на шкаф
  • судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  • идеи Наполеона о праве сильной личности,
  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются,
  • комната, похожая на шкаф

11

внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать, характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый
  • внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать,
  • характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый
Раскольников приходит к мысли, что добро по отношению к другим требует зла по отношению к себе, что люди так или иначе преступают нравственные законы. Теория Раскольникова является бунтом 11

Раскольников приходит к мысли, что добро по отношению к другим требует зла по отношению к себе, что люди так или иначе преступают нравственные законы.

Теория Раскольникова является бунтом

11

Предположим, что Раскольников родился в богатой семье и жил где-нибудь в Подмосковье, тогда: 11

Предположим, что Раскольников родился в богатой семье и жил где-нибудь в Подмосковье, тогда:

11

http://prezentacii.info/ http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/aDnL5ife1dQn6USz/6.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/0002ced4-7bb5fb4a/hello_html_m40dd0fcd.jpg http://photos.lifeisphoto.ru/86/0/865003.jpg http://images.myshared.ru/5/500130/slide_24.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/16155/135135391.51/0_11f1a1_81a0d708_XL.jpg Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловска ЛНР Куценко Натальей Владимировной
  • http://prezentacii.info/
  • http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/aDnL5ife1dQn6USz/6.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/0002ced4-7bb5fb4a/hello_html_m40dd0fcd.jpg
  • http://photos.lifeisphoto.ru/86/0/865003.jpg
  • http://images.myshared.ru/5/500130/slide_24.jpg
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/16155/135135391.51/0_11f1a1_81a0d708_XL.jpg
  • Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловска ЛНР Куценко Натальей Владимировной


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!