СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюция строения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эволюция строения»

План-конспект урока.

Тема урока: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»

Цели урока: обобщение и систематизация знаний о строении, функциях, развитии органов и систем органов животных.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам строение и функция органов и систем органов; формировать представление об эволюционном изменении органов и систем органов.

Развивающая: Развить умение конкретизировать особенности усложнения органов и систем органов в процессе эволюции. Устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и особенностями строения всех систем у животных. Развить умение проследить усложнение во всех системах организмах. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной работы.

Воспитательная: Формирование естественнонаучного мировоззрения об усложнении в процессе эволюции. Воспитание культуры умственного труда. Привить навыки коммуникативного общения.

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.

Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД: Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Основные понятия: нервная система, головной и спиной мозг

Межпредметные связи: история, география, экология.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, таблицы с изображениями животных разных классов)

Организация пространства: индивидуальная, групповая.


Технология проведения

Учащиеся

Организует актуализацию требований к ученику

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности. Презентация + элементы беседы.

Проблемный вопрос: что позволило организмам выжить за столь длинный жизненный этап?

Сегодня мы повторим, весь изученный материал в форме игры, соревнования.


Тема урока, цель, задачи.

Беседа. Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.


Построение проекта выхода из затруднения

Проговаривают название следующего этапа

Проговаривание темы урока, цели и задач урока


Реализация построенного проекта


Организует класс.



Организует повторение и систематизацию изученного материала




Класс делится на 3 группы, которые придумывают себе названия, назначают капитана команды.
Задания разделены по системам органов и имеют интересные названия. Для команд, испытывающих затруднения, в заданиях предусмотрены дополнительные вопросы. Результаты оформляют в тетрадях, готовят групповой ответ на защиту проекта в виде стенгазеты на доску (если есть возможность). Задания проверяют в форме выступления представителей команды, или все вместе. Учитель проверяет по образцу ответов. 
Оценки учащиеся получают в зависимости от количества баллов, набранных командой.
Одновременно с работой по группам идет проверка индивидуальных знаний в форме экзамена.

Задания для команд. 1.  «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»
Перечислите  все функции покровов тела.
Какое вещество необходимо для образования панцирей и раковин? (хитин)
Как называется плотное неклеточное образование у членистоногих? (кутикула)
Из каких слоев состоит кожа у позвоночных? (эпидермис, собственно кожа)

2.  «Скелетоны»

Назовите отделы скелета млекопитающих.

Назовите особенности скелета птиц, связанные с полетом.

 3.   «Мы ползем, летим, плывём…»

Приведите примеры животных, использующие следующие способы передвижения:

  1. Выталкивание воды из мантийной полости.

  2. Шагающие движения при помощи присосок.

  3. С помощью щетинок и сокращения продольных и поперечных мышц.

  4. За счет сокращения только продольных мышц.

  5. При помощи мускулистой ноги.

  6. Амебоидное движение.

  7. При помощи жгутиков и ресничек.

  8. За счет мышц хвоста и туловища.

  9. Прыгательные движения при помощи мышц конечностей.

  10. Летательные движения при помощи мышц конечностей.

4.   «Дышите! Не дышите!»

Перечислите органы дыхания у следующих групп животных, зашифровав их с помощью цифр:

А. Кишечнополостные.                                1. Поверхность тела.
Б. Морские кольчатые черви.                   2. Трахеи.
В. Членистоногие.                                        3. Воздушные мешки.
Г. Земноводные.                                         4. Легкие.
Д. Птицы.                                                       5. Бронхи.
Е. Млекопитающие.                                     6. Жабры.     
7. Слизистая кожа.



5. «Приятного аппетита!»

Составьте схему поступления и перемещения пищи по пищеварительному тракту птицы. (Глотка, толстая кишка, мускулистый желудок, пищевод, тонкая кишка, печень, зоб, ротовое отверстие, зубы, анальное отверстие, железистый желудок, клоака.)

Почему именно у земноводных впервые появились слюнные железы? ( наземный образ жизни)
Как называются вещества, способствующие расщеплению пищи? (ферменты)
Для чего некоторым птицам и млекопитающим нужна слепая кишка? ( растительная пища)



6.  «Вены-реки».

Вставьте пропущенные в тексте слова.

У земноводных кровеносная система …1…. Сердце …2…, состоит из двух …3… и одного …4… Два круга кровообращения. Малый круг кровообращения связан с легкими. Из правого предсердия ….5…кровь поступает в желудочек, а из него – в легочную артерию, которая в легких ветвится на …6… В них происходит газообмен, в результате которого венозная кровь превращается в …7… и по легочной …8… поступает в …9… предсердие. Из него кровь выталкивается в …10… , где становится …11… и поступает в большой круг кровообращения по …12… , которая несет кровь ко всем внутренним органам. В капиллярах тканей и органов происходит …13… , кровь опять становится …5… и по …8…  поступает в …14…, оттуда в …10… и опять поступает в малый круг кровообращения.

Какая кровеносная система называется замкнутой? ( кровь – по сосудам)
Как называется самая крупная артерия? (аорта)
Какую функцию выполняют тромбоциты? (свертывание крови)


7.  «Раз, два, три, четыре, пять».

Ответьте на вопросы, количество слов в ответе равно номеру вопроса!

  1. Ответная реакция организма на внешнее раздражение при помощи Н.с.

  2. Способы регуляции деятельности организма.

  3. Строение нервной системы позвоночных.

  4. Периоды онтогенеза.

  5. Отделы головного мозга.

Каким бывает оплодотворение? (наружное и внутреннее)
Назовите способы размножения (половое и бесполое)
Что такое плацента? (детское место – связь зародыша с матерью)

Делятся на 3 команды. Слушают задания и выполняют










1.Перечисляют функции по очереди, зарисовывая на стенгазете.









2.Называют и зарисовывают особенности скелета, позволяющие птицам летать

3.Называют или зарисовывают примеры животных

















4.Соединяют цифру с буквой














5.Составляют схему поступления и перемещения пищи по пищеварительному тракту. Называют животных, у которых имеются такие органы пищеварения.










6.Вставляют пропущенные слова и зачитывают






















7.Письменно отвечают. Задание на развитие мышления


Рефлексия учебной деятельности на уроке


Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Оцените свою деятельность на уроке

- Д/з параграф

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дают самооценку.

Приложение к уроку

Задания для команд.

1.  «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»

Перечислите все функции покровов тела.

Какое вещество необходимо для образования панцирей и раковин? Как называется плотное неклеточное образование у членистоногих? Из каких слоев состоит кожа у позвоночных?


2.  «Скелетоны» (ОДС)

Назовите отделы скелета млекопитающих.

Назовите особенности скелета птиц, связанные с полетом.


 3.   «Мы ползем, летим, плывем…»

Приведите примеры животных, использующие следующие способы передвижения:

  1. Выталкивание воды из мантийной полости.

  2. Шагающие движения при помощи присосок.

  3. С помощью щетинок и сокращения продольных и поперечных мышц.

  4. За счет сокращения только продольных мышц.

  5. При помощи мускулистой ноги.

  6. Амебоидное движение.

  7. При помощи жгутиков и ресничек.

  8. За счет мышц хвоста и туловища.

  9. Прыгательные движения при помощи мышц конечностей.

  10. Летательные движения при помощи мышц конечностей.



4.   «Дышите! Не дышите!»

Перечислите органы дыхания у следующих групп животных, зашифровав их с помощью цифр:

А. Кишечнополостные.                                1. Поверхность тела.
Б. Морские кольчатые черви.                   2. Трахеи.
В. Членистоногие.                                        3. Воздушные мешки.
Г. Земноводные.                                         4. Легкие.
Д. Птицы.                                                       5. Бронхи.
Е. Млекопитающие.                                     6. Жабры.     
7. Слизистая кожа.



5. «Приятного аппетита!»

Составьте схему поступления и перемещения пищи по пищеварительному тракту птицы. Глотка, толстая кишка, мускулистый желудок, пищевод, тонкая кишка, печень, зоб, ротовое отверстие, зубы, анальное отверстие, железистый желудок, клоака.

Почему именно у земноводных впервые появились слюнные железы?  Как называются вещества, способствующие расщеплению пищи? Для чего некоторым птицам и млекопитающим нужна слепая кишка?

6.  «Вены-реки». Вставьте пропущенные в тексте слова.

У земноводных кровеносная система …1…. Сердце …2…, состоит из двух …3… и одного …4… Два круга кровообращения. Малый круг кровообращения связан с легкими. Из правого предсердия ….5…кровь поступает в желудочек, а из него – в легочную артерию, которая в легких ветвится на …6… В них происходит газообмен, в результате которого венозная кровь превращается в …7… и по легочной …8… поступает в …9… предсердие. Из него кровь выталкивается в …10… , где становится …11… и поступает в большой круг кровообращения по …12… , которая несет кровь ко всем внутренним органам. В капиллярах тканей и органов происходит …13… , кровь опять становится …5… и по …8…  поступает в …14…, оттуда в …10… и опять поступает в малый круг кровообращения.

Какая кровеносная система называется замкнутой? Как называется самая крупная артерия? Какую функцию выполняют тромбоциты?


7.  «Раз, два, три, четыре, пять».

Ответьте на вопросы, количество слов в ответе равно номеру вопроса

  1. Ответная реакция организма на внешнее раздражение при помощи Н.с.

  2. Способы регуляции деятельности организма.

  3. Строение нервной системы позвоночных.

  4. Периоды онтогенеза.

  5. Отделы головного мозга.



Ключ к проектным заданиям для команд

1. «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»

Перечислите все функции покровов тела.

1.Защита от механических повреждений.

2.Защита от проникновения инородных тел.

3. …… веществ

4. ……организмов.

5. Регуляция водного обмена.

6. Терморегуляция.

7. Участие в обмене веществ.

8. Запас питательных веществ (жировой слой кожи ).

9.Участие в передвижении тела.

10. Сохранение формы тела (опорная функция ).

2. «Скелетоны» (ОДС)

Назовите отделы скелета млекопитающих.

1. Череп (мозговой, лицевой)

2. Позвоночник (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой).

3. Пояс передних конечностей (плечевой пояс).

4. Пояс задних конечностей (тазовый пояс).

5. Верхняя конечность (плечо, предплечье, кисть).

6. Нижняя конечность (бедро, голень, стопа).

3. «Мы ползем, летим, плывем…»

1. Головоногие моллюски (кальмар, осьминог, каракатица).

2. Кольчатые черви (пиявки).

3. Кольчатые черви (многощетинковые и малощетинковые)

4. Круглые черви (аскарида, острица, волосатик, нематоды…)

5. Брюхоногие моллюски (катушка, улитка, прудовик…)

6. Простейшие (корненожки - амеба).

7. Простейшие (инфузория, эвглена, лямблия, трипаносома…)

8. Рыбы, ланцетник, миноги, миксины.

9. Насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие.

10.Птицы, насекомые, рукокрылые.

4. «Дышите! Не дышите!»

А – 1, В – 2, 4, 6, Д - 2, 3, 4, 5,

Б – 6, Г – 4, 7, Е – 2, 4, 5.

5. «Приятного аппетита!»

Ротовое отверстие – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускулистый желудок – тонкая кишка – толстая кишка – анальное отверстие – клоака.

6. «Вены – реки».

1. Замкнутая. 6. Капилляры. 11. Смешанной.

2. Трехкамерное. 7. Артериальную. 12. Артерии (аорте).

3. Предсердий. 8. Вене. 13. Газообмен.

4. Желудочка. 9. Левое.

14. Правое предсердие. 5. Венозная. 10. Желудочек.

7. «Раз, два, три, четыре, пять».

1. Рефлекс. 2. Нервная, гуморальная. 3. Головной мозг, спинной мозг, нервы. 4. Эмбриональный, формирование и рост, половая зрелость, старость. 5. Передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок.



Приложение 4.

Темы исследовательских проектов-докладов

1. Биологически активные вещества. Витамины

2. Биологически активные добавки

3. Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений

4. Биолюминесценция

5. Биоритмы - внутренние часы человека

6. Роль витаминов в организме человека

7. Вегетарианство: польза и вред

8. Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения

9. Влияние фитонцидов на живые организмы

10. Вода - основа жизни на Земле.

11. Возникновение жизни на Земле

12. Возникновение и развитие условных рефлексов.

13. Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных

14. Сезонное развитие природы

15. Ферменты

16. Фитонциды

17. Фотосинтез

18. Функции белков

19. Эволюция жизни

20. Естественный отбор

21. Антропогенез




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!