СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления.  

Просмотр содержимого документа
«Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды»

Базовый уровень. Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова


Тема: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления.

Цели по содержанию

образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением.

Развивающая: продолжить развивать умения находить эти органоиды на таблице, умения устанавливать причинно- следственные связи

Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся познавательного интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.


Тип урока: Комбинированный ( изучение нового материала, закрепление изученного).

Методы обучения: частично – поисковый

Формы организации познавательной деятельности: групповая индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, раздаточный материал, мультимедийное приложение к учебнику, диск навигатор «Общая биология» автор Сивоглазов В.И. , таблица « Строение клетки».

Ход урока:


Организационный момент

Предварительно делится класс на 4 группы.

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок биологии?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок.





I. Стадия вызова

1. Сейчас в полголоса вы повторяете за мной

Мы без клетки лестничной не войдем в квартиру

В лифте заночуем плача от тоски.

Не бывать бы Карпову Чемпионом мира

Если бы не клетки шахматной доски.

Так и у растений все с клетки начинается,

А простая клетка устроена хитро

В ней и оболочка, в ней и цитоплазма,

В ней и вакуоли, и ядро.


  • А о каком типе клеток в зависимости от генетического материала идет речь в стихотворении? Эукариотическая клетка. Как вы определили?



Формирование темы и целей урока

Как вы уже поняли наш урок сегодня будет посвящен

ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКЕ. ЦИТОПЛАЗМЕ. ОРГАНОИДАМ


Что хотели бы узнать о них? Чему сегодня на уроке можно научиться?

ЦЕЛИ:

  • Расширить знания об основных частях клетки и ее органоидах.

  • Показать взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией.

  • Научиться распознавать органоиды клеток.





II. ОСМЫСЛЕНИЕ

XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.









Задание 1. Вопросы: 

1) Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам?

2) Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.  

(Мембрана, цитоплазма, ядро)


Задание 2. Заполнение кластера о структурных элементах эукариот











Сейчас давайте вспомним, из каких органоидов состоят клетки

I –III группа описывает растительную, II - IV группа животную клетку. 3 мин.

Задание 3. 4 мин.На рисунке-схеме подписать все известные органоиды

(обмен рабочими листами -взаимопроверка)


Задание 4: Строение и функции мембраны 3 мин

Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что, клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран.

Зарисовать мембрану схематично, указать основные части, перечислить основные функции. 3 мин.

Задание 5: дать характеристику эндо и экзоцитозу

1 мин: Ребята, вспомните, как называются процессы, при помощи которых вещества попадают в клетку и наоборот выделяются из нее?

(Экзоцитоз, эндоцитоз)



Эмоциональная разрядка и повторение различий растительной и животной клеток

Двое учащихся разыгрывают мини сценку. На груди у них прикреплены изображения клеток

Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...


Цвет-не тот, характер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.


-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!


-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала


-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?


О чем свидетельствует сходство в строении клеток?

Обсуждение вопроса


Установите соответствие между группами и отдельными органами

При изучении информации о функциях органоидов вы обратили внимание на то, что они имеют разное строение.

Соотнесите понятия из разных колонок. При выполнении задания разрешается пользоваться учебниками



органоиды

группы

Митохондрии

ЭПС

Клеточный центр

Вакуоль

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Рибосомы

Пластиды

Одномембранные

Двумембранные

Немембранные


Проведение коллективной проверки


Домашнее задание: &2.7; №18, 17

Дополнительно №7, составить синквейн


III. РЕФЛЕКСИЯ



Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке?  Что делали? Чему научились?

Модельные ответы:

  • клетки эукариот имеют сходные органоиды;

  • обеспечивают себя необходимыми веществами;

  • обменные процессы идут на уровне клетки;

  • с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни.


Саморефлексия (5 пальцев)

  • После урока я стал знать больше.

  • Углубил знания по теме, могу применить их на практике.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.

  • Работал добросовестно и достиг цели урока.


Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик.


Заслушивание решения экспертов.

Выставление оценок.

Прощание с классом.



Д.задание П.10 р.т. соответственно теме














Рабочий лист


Дата:

Ф.И участников группы:

Тема урока:

Цель урока:


1 задание. 2 мин. Вопросы: 

1) Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам?

2) Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 задание: 2 мин

Заполнение кластера о структурных элементах эукариот


Эукариотическая клетка

















3 задание: На рисунке-схеме подписать все известные органоиды

Сейчас давайте вспомним, из каких органоидов состоят клетки

I,III группа описывает растительную,

II , IV группа животную клетку. (обмен рабочими листами - взаимопроверка)

Животная клетка









4 задание: Зарисовать мембрану схематично, указать основные части, перечислить основные функции.3 мин.










______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5 задание: 1 мин.

Дать характеристику процессам эндо и экзоцитоза.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 задание: Установите соответствие между группами и отдельными органоидами, и допишите их функции 3 мин


Органоиды

Группы

Функции

Митохондрии

ЭПС

Клеточный центр

Вакуоль

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Рибосомы

Пластиды

Одномембранные

Двумембранные

Немембранные




Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...


Цвет-не тот, характер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.


-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!


-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала


-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?


О чем свидетельствует сходство в строении клеток?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!