СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания ( методические материалы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное  образование является компанентом содержания общего образования. Идея сохранения и развития культуры в нашей стране является приоритетной и распространена  в современнлй школе. Мы живём в многонациональной стране. Дети с рождения взаимодействуют с представителями разных этносов. И очень важно, чтобы  они были толерантны, этнокомпетентны., признавали этнокультурное разнообразие, имели представление об истории и культуре других народов и народностей. На уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства, ОДНРК,  элективных курсах, классных часах, мероприятиях , посвященных Дню народного единства, можно использовать данную презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания ( методические материалы)»

 Традиционные праздники и обряды народов, населяющих Россию. Выполнила: Рахматова О.В., МКОУ СОШ пгт Зарубино

Традиционные праздники и обряды народов, населяющих Россию.

Выполнила: Рахматова О.В., МКОУ СОШ пгт Зарубино

История «Уява» уходит своими корнями во времена язычества. Это был праздник в честь Тура и молодой богини, дочери доброго и великого бога Тура. УЯВ Уяв — весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов. В основе праздника лежат молодежные игры и хороводы. Слово уяв буквально означает соблюдение» (от уя «блюсти»).

История «Уява» уходит своими корнями во времена язычества. Это был праздник в честь Тура и молодой богини, дочери доброго и великого бога Тура.

УЯВ

Уяв — весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов. В основе праздника лежат молодежные игры и хороводы. Слово уяв буквально означает соблюдение» (от уя «блюсти»).

Уяв начинался обычно после Николы летнего (9 мая), а завершался торжественными проводами на Петров день (29 июня) и, таким образом, длился 7 недель. Время начала и завершения праздничной поры было зафиксировано и в текстах уяв юрри - обрядовых песнях, исполняемых только в течение этого периода. Кульминацией праздника являлись проводы уяв, приходившиеся на Петров день. Для проводов уяв все население деревни собиралось на возвышенной местности на восточной окраине. Здесь в последний раз водили хороводы, играли, парни и мужчины состязались в силе и ловкости - устраивали скачки, борьбу и т.д. Во многих песнях последнего дня уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры.

Уяв начинался обычно после Николы летнего (9 мая), а завершался торжественными проводами на Петров день (29 июня) и, таким образом, длился 7 недель. Время начала и завершения праздничной поры было зафиксировано и в текстах уяв юрри - обрядовых песнях, исполняемых только в течение этого периода. Кульминацией праздника являлись проводы уяв, приходившиеся на Петров день.

Для проводов уяв все население деревни собиралось на возвышенной местности на восточной окраине. Здесь в последний раз водили хороводы, играли, парни и мужчины состязались в силе и ловкости - устраивали скачки, борьбу и т.д. Во многих песнях последнего дня уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры.

АКАТУЙ

АКАТУЙ

Çинçе — традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. В старину у чувашей за календарем следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди. До появления отрывных календарей чуваши пользовались самодельными деревянными солнечными календарями, которые довольно точно показывали месяцы, недели, дни, долготу дня и даже часы и минуты. Когда долгота дня доходила до 17 часов, почтенные старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается çинçе. Он праздновался в течение 12 дней и совпадал со временем цветения ржи. Çинçе особыми обрядовыми торжествами не сопровождался. Это скорее даже не праздник, а период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период çинçе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.

Çинçе — традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния.

В старину у чувашей за календарем следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди. До появления отрывных календарей чуваши пользовались самодельными деревянными солнечными календарями, которые довольно точно показывали месяцы, недели, дни, долготу дня и даже часы и минуты. Когда долгота дня доходила до 17 часов, почтенные старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается çинçе. Он праздновался в течение 12 дней и совпадал со временем цветения ржи. Çинçе особыми обрядовыми торжествами не сопровождался. Это скорее даже не праздник, а период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период çинçе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.

Чÿклеме — обряд освящения нового урожая

Чÿклеме — обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Глубокой осенью, после завершения молотьбы чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее — на семена, что похуже — на корм скоту, а это — на муку. Партию, предназначенную на муку, сушили в овинах или печах и везли на мельницу. Старшая в доме женщина затевала солод, проращивала зерна, несколько раз обрызгивая со свежего веника, солодила, ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню. На солодовне собирались старики, подростки, дети. Тут рассказывали разные истории, предания, сказки. Ночлег на солодовом овине (салат авăнĕ) запоминался детям на всю жизнь. Готовый солод вместе с зерном везли на мельницу. Мельница, как и солодовня, была в чувашском быту своеобразным клубом, местом общения, средоточием новостей, споров, легенд. Мельница завершала долгий и подчас очень рискованный путь хлебного зерна. С мельницы крестьянин возвращался с чувством огромного удовлетворения, преисполненный гордости за итоги своего нелегкого круглогодичного труда. Теперь уже можно было радоваться плодам своего труда. Чуваши недаром говорили: «С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая». Муку засыпали в специальный деревянный ларь в амбаре. Она поступала в полное распоряжение хозяйки дома. Готовясь к обряду чÿклеме, хозяйка варила пиво из нового солода. На подготовку солода требовалось около двух недель, варка сусла занимала полторы — двое суток. Готовое сусло разливали в дубовые бочки и ставили в погреба. Там оно бродило три-четыре дня. Накануне чÿклеме с вечера хозяйка творила тесто, а утром замешивала. Пока топилась печь, тесто поднималось. Хозяйка брала тесто из квашни и начинала формовать xлебы.

Осетинские праздники

Осетинские праздники

Лезгинские обычаи и праздники Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.  Лезгинские праздники Яр, Яран сувар — праздник Нового года (отмечается 20—22 марта), Сифте ргал— праздник первой борозды, Сифте цуьл — праздник первого снопа, Цуькве сувар — праздник цветов, КIару — праздник вишни, черешни, Мел — помощи, Гуду — обряд, вызывания дождя, Алапехъ — обряд вызывания солнца

Лезгинские обычаи и праздники

Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.

Лезгинские праздники

Яр, Яран сувар — праздник Нового года (отмечается 20—22 марта),

Сифте ргал— праздник первой борозды,

Сифте цуьл — праздник первого снопа,

Цуькве сувар — праздник цветов,

КIару — праздник вишни, черешни,

Мел — помощи,

Гуду — обряд, вызывания дождя,

Алапехъ — обряд вызывания солнца

Праздники русского народа

Праздники русского народа

СЕМИК

СЕМИК

ТРОИЦА

ТРОИЦА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!