Эссе «Мой взгляд в будущее»
В системе образования работаю 6 лет, из них — 3 года в детском доме.
Социальное сиротство — одна из самых болезненных проблем современной России. Поэтому сегодня много говорят и пишут о наиболее приемлемых формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетной формой признано семейное устройство детей-сирот. Однако кризис российской семьи, неподготовленность семей к принятию ребёнка-сироты и многие другие причины не позволяют решить эту проблему в одночасье. А значит, детские дома ещё будут существовать и необходимо думать о том, какими они должны быть. Детский дом — это учреждение для образования и воспитания детей, и потому, цель, которой он служит, - та же, что и у семьи плюс школы: воспитание и образование нового поколения.
Каким же вижу своё образовательное учреждение через 3 года? Это детский дом семейного типа, где каждая группа является семьёй. Назовём его «Милый дом». Каков же принцип работы? «Родители»: воспитатель-папа и воспитатель-мама, имеющие общие взгляды на воспитание детей, объединились для совместной жизни с детьми (их в семье не больше 6). Появилась одна большая семья, в которой дети-сироты воспитываются, или, вернее, живут. У «родителей» общая цель: дать ребятам счастье, которого они не дополучили в жизни. Воспитатель — это друг, помощник, наставник (а также ас с профессиональной точки зрения). В «Милом доме» созданы современные комфортные условия проживания детей. Дом оснащен всеми видами современной бытовой техники, имеются персональные компьютеры, аудио- и видеотехника. Следует отметить, что компьютер — это не только средство для игр, это в первую очередь, средство обучения, сетевого общения детей и взрослых, в том числе и на международном уровне. Интерьер дома ребята создают сами по своим идеям. Всюду любимые игрушки, поделки. В «Милом доме» есть живой уголок и зимний сад, комната психологической разгрузки, отличный спортивный зал, современный стадион (к сожалению, сейчас этого всего у нас нет).
Ежедневно воспитатели проводят занятия (в игровой форме) по обучению детей важнейшим навыкам жизнеобеспечения: ведение домашнего хозяйства (составление ежедневного меню для семьи, определение количества продуктов, приготовление пищи, правильное хранение продуктов и готовых блюд, стирка и уход за вещами); рациональное использование денежных средств, оплата коммунальных услуг по данным установленных в Доме счетчиков воды, газа, электроэнергии. А это значит, что дети постигают науку распределения семейного бюджета. Здесь нет ни уборщиц, ни прачек, ни посудомоек. Дети посильно участвуют и в приготовлении пищи, и сельскохозяйственные работы проводятся только вместе с ребятами. Они трудятся в мастерских - делают необходимую для дома утварь, элементарную мебель.
По достижению 14 лет каждый воспитанник (естественно, пройдя предварительную подготовку) самостоятельно оформляет паспорт и другие документы, получая реальный опыт взаимодействия с государственными структурами: филиалом Сбербанка, территориальным пунктом УФМС, отделением пенсионного фонда и налоговой службы.
В «Милом доме» дети обязательно получают художественное и музыкальное воспитание и образование, чтобы уметь красиво жить, мыслить и действовать.
Таким образом идёт попытка преодолеть проблему выпускников детских домов и вырастить людей, которые смогут жить самостоятельно, смогут и захотят трудиться. Для реализации всех планов, с целью успешной социализации детей-сирот идёт тесное взаимодействие с социально-культурными учреждениями района, также к взаимодействию привлекаются гражданские сообщества со всей Республики и России.
Итак, в «Милом доме» воспитанники имеют возможность изучения реальной модели семьи, внутрисемейных отношений и взаимных обязанностей, что очень важно для ребенка, выросшего вне семьи. Выпускник «Милого дома» - конкурентоспособная личность, успешная, социально-активная, способная к творческой деятельности, самоопределению и самореализации.
Есть ещё две мечты — во-первых, закрепление за «Милым домом» дома отдыха или оздоровительного лагеря, где дети могли бы полноценно отдохнуть в летний и каникулярный период; во-вторых, организация для детей детского дома «выходных с семьёй» - это гостевой приём на выходные в семью. Цель: знакомство с тем, как живут люди в обычных семьях. Не каждая семья может оформить опеку, а гостевой приём — удобная форма социализации детей-сирот.
Делая выводы, хочется отметить, что, предлагая новые формы жизнеустройства детей-сирот, надо быть уверенными, что всё продумано до конца. Надо видеть перспективу на несколько лет вперед, чтобы наши планы не обернулись сломанными детскими судьбами и глубокой душевной травмой на всю жизнь.
Таким является мой форсайт - взгляд в будущее на примере учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
А мы с тобой, брат, из детдома:
Воспитанник и педагог.
Здесь всё до боли нам знакомо.
Здесь наш родной, родной порог.
И я с закрытыми очами
Тебя узнаю, Милый дом.
Родным останешься причалом,
всегда-всегда к тебе придем.
Мы все России нашей дети.
И это правда – не мечта:
Раз у меня есть дом на свете,
Так, значит, я – не сирота!