СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное развитие дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья для родителей о эмоционального развития дошкольника

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное развитие дошкольников»

Эмоциональное развитие дошкольника в период дошкольного детства.

( статья для родителей)

Эмоции- это психические процессы протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для человека.

Чувства – более эмоциональные длительные состояния и их человек испытывает по отношению к какому либо объекту.

Различия: Эмоции-не предметны, связаны с представлениями о переживании, возникают без причины, ситуативны, кратковременны. Чувства - предметны, связаны с представлением о предмете, мотивированы, социальны, устойчивы.

Эмоции отражаются в 3 сферах: псих-е пережевания, физиологические изменения (покраснение кожи), мимика-пантомима.

Функции: 1.Отражательная выражает в обобщенной оценке событий, позволяет определить полезность или вредность действующих на него ситуаций..2. побудительная или стимулирующая – побуждает эмоции к действию.. 3.подкрепляющая – они участвуют в процессе обучения.. 4.переключательная –проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.. 5.приспособительная- быстро приспособится к окружающей среде. 6.коммуникативная- в общении мимика, пантомима.7. Сигнальная – эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности человека..8.регуляторная- регулирует состояние человека.+(положит.)повышает жизнедеятельность человека, -(отрицат)снижает жизнедеятельность человека.

Классификация эмоций по Дадонову делит все эмоции на две группы:1. Низшие и высшие.

Низшие – связаны с удовлетворением биологических потребностей.

Высшие – связаны с удовлетворением социальных потребностей и их называют чувствами. Выделяют 3 вида высших чувств: 1.Моральные или нравственные (долг, ответственность,сопереживаниисочувствие).2.Эстетическиегармонии,прекрасного,безобразного). 3.Интеллектуальные (любознательность, радость открытия, познания, юмора).

2.Положительные и отрицательные. Кроме них есть еще и амбивалентные (противоречивые : любовь –ненависть).

3.Эмоции подразделяются на стенические (повышают активность личности) и астенические (подавляют деятельность).

4.Все эмоции Дадонов делит на: чувства – более длительные эмоциональные состояния (долга, ответственности, любви) и эмоции – кратковременные.

Запорожец, Неверович выделили 4 направления развития Э у дошкольников:1-изменение содержанияЭ, появляется высшее чувство-сопереживание, сочувствие; глубокие, устойчивые.2.меняется место Э в структуре деятельности. 3. развивается интеллект. 4.происходит изменение внешних проявлений (сдерживает эмоциональные реакции).

К.Изард выделил базовые эмоции:

-Интерес-это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности ,который носит непроизвольный ситуативный характер, при условии внешнего контроля переходящий во внутреннюю потребность. -Радость - одна из первых эмоций формирующихся в младенчестве и проявляющаяся в комплексе оживления, способствует установлению контакта, не поддается контролю, волевой регуляции.

-Удивление - кратковременная эмоция. являющаяся переходным моментом, появляется на 4-5месяце жизни. Выстраивает такие связи: удивление- радость – интерес; удивление – стыд – страх. Занимает доминирующее место в раннем и дошкольном детстве, лежит в основе познавательной активности.

-Горе, страдание, печаль – ребенок способен демонстрировать в первые недели жизни, на фоне физиологической неудовлетворенности. В дошкольном возрасте проявляется как моторная заторможенность, беспокойство в ответ на минимальный стресс.

- Отвращение - появляется к полугоду, когда ребенка начинают докармливать. если пища имеет привкус.

-Гнев – распознается очень рано, возникает во втором полугодии , активизируется в кризисе третьего года жизни.

- Презрение – начинает формироваться с 4-х лет, начинают формироваться конкурентные отношения с друзьями, особенно если больше уделяют внимания им.

-Страх, тревога – есть общий эмоцио-й компонент в виде чувства воления, беспокойства. Страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы бывают возрастные, \невротические,фатические. Тревога - эмоц-е ощущение предстоящей угрозы. может быть как + так и -,появляется на 1-ом году жизни.

С 2х лет страх отсутствия матери, темноты, мифических героев;К4м годам у девочек и 5ти у мальчиков появляется страх одиночества, врачей уколов. От 5ти до 7 лет страх экзотических животных и т.д.

- Стыд - период от 3х до 5ти лет. Связано с проявлением кризиса 3х лет, когда идет подавление инициативы и самостоятельности ребенка, может формироваться чувство вины.

Развитие чувств в д\в определяется 3мя категориями:интеллектуальной,морально-нравственной и познавательной. Исслед-я Леонтьева, Божович, Немирович утверждают наличие тесной связи эмоций с развитием нравственных мотивов. Нравственные мотивы это определение нравственной сформированности. Этот процесс формируется благодаря механизму, который называется интериоризацией. Первоначальное удовлетворение органических потребностей, которые сопровождают простые эмоции с возрастом сменяются процессами усвоения материальных и духовных ценностей, которые и становятся содержанием внутренних побуждений ребенка,т.е.социальными мотивами.

В исследованиях Немирович изучался процесс формирования у детей д\в простейших социальных мотивов деятельности, заключавшихся в стремлении ребенка сделать что-то полезное не только для себя, но и для других людей, т.е. формировалась просоциальная активность направленная на интересы других людей, на основе изучения дежурства детей.

Изменения эмоц-го состояния происходит за счет изменения регулирующей функции эмоции(эмоциональная коррекция поведения). Если первоначально эмоциональная коррекция поведения носит запаздывающий характер, то к старшему д\в она начинает носит опережающий характер, происходит формирование функции – антиципации (предвосхищения). Это становится возможным благодаря функционированию особой системы, в которой органически сочетаются собственно аффективные и собственно познавательные процессы, т.е. происходит интеллектуализация эмоций и становится предвосхищающими. Этот механизм в возрастной динамике ребенка был описан Л.С.Выготским, и именно этот механизм он считал основным новообразованием кризиса 7го года жизни. Формирование нравственных высших эмоций можно проследить при формировании эмпатии (высшего чувства, не являющегося врожденным). Возникает оно на основе чувства симпатии к ближайшему взрослому, на основе регулируемых фактов ситуативно-личностного общения, На ее основе возникает синтония или эмоциональное зарождение, бессознательное присвоение эмоции близкого человека. Регулировать эмоции на уровне синтония невозможно. В д\в на основе синтонии оформляется способность к сопереживанию или эмпатии, включающая в себя 2 познавательных компонента и 1 эмоциональный: это способность выделить и назвать чувства и второе –способность принять чужую точку зрения. И третий компонент собственно эмоциональная прочувственность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!