Вялова Анна Александровна
Учитель химии
МБОУ Некрасовская СОШ
8 класс
Тема урока: Электролитическая диссоциация.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания учащихся об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации;
Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным характером связи, со степень электролитической диссоциации.
Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивающие:
Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
Продолжить формирование всесторонне развитой личности.
Воспитание трудолюбия, коммуникативных навыков, ответственности и уважения к себе и окружающим.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, прибор для определения электропроводности, растворы гидроксида калия, сахара, глюкозы, хлорида натрия, дистилированная вода.
Ход работы
1.Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Электролитическая диссоциация» (слайд 1). Давайте запишем название темы в тетрадь.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами должны будем сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, а также ввести понятие «степень электролитической диссоциации» (слайд 2).
3. Актуализация знаний.
Учитель: Но прежде чем приступить к новой теме давайте вспомним «Что такое раствор?» и «Из чего он состоит?»
Ответы обучающихся.
Учитель: Большинство реакций идёт в растворах и практически все учёные изучали свойства растворов. Как вы знаете из уроков физики некоторые растворы одних веществ проводят электрический ток, другие – нет. Перенесёмся в 1813 год, в Лондон, в лабораторию Королевского института, где работали двое учёных – Гемфри Дэви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества (слайд 3).
Два ученика разыгрывают сценку – Дэви и Фарадей.
Дэви: - Фарадей как ты думаешь, могут ли проводить электрический ток какие – нибудь вещества?
Фарадей: - Ну, например, металлы проводят ток потому, что их электроны могут свободно перемещаться, а у неметаллов таких электронов нет, поэтому они не обладают способностью проводить ток.
Дэви: - А что ещё можно попробовать в качестве проводника?
Фарадей: - А если попробовать дистиллированную воду? Давай попробуем налить воды и пропустить ток через неё. Если она будет проводить электрический ток, значит, лампочка зажжётся.
Дэви: - Нет, дистиллированная вода не проводит ток. А давай попробуем взять раствор поваренной соли.
Фарадей: - Лампочка зажглась, значит проводит. А если взять раствор гидроксида калия? Глюкозы? Сахара?
Дэви: - Гидроксид калия проводит, а глюкоза и сахар – нет.
Фарадей: - Дэви, я думаю из всего выше сказанного можно сделать вывод, что есть вещества, растворы которых проводят электрический ток, и которые не проводят.
Учитель: Большое спасибо нашим учёным, давайте, ребята, запишем результаты опытов (слайд 4).
4. Первичное усвоение новых знаний.
Обучающиеся: Те, растворы которых проводят ток и растворы которых не проводят ток.
Учитель: Первые мы будем называть – электролиты, а другие – неэлектролиты. Давайте запишем определения в тетрадь (слайд 4).
К электролитам относятся щелочи, растворимые кислоты, растворимые соли, к неэлектролитам – нерастворимые основания, нерастворимая кислота (какая? кремниевая), нерастворимые соли, оксиды, простые вещества, многие органические вещества.
Чтобы правильно ответить на этот вопрос послушаем сообщение , а вы тем временем с помощью конструктора смоделируете молекулу воды (приложение 1 и слайд 5-6).
Учитель: Вернемся к нашему вопросу. Почему растворы электролитов проводят электрический ток? За счет чего это происходит?
Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения:
Значит, в растворах электролитов тоже есть свободно двигающиеся заряженные частицы.
Учитель:
Какие частицы?
Обучающимся не трудно догадаться, что в соединениях с ионной связью такими частицами являются ионы.
Учитель:
Ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, и ионы становятся свободными, т. е. способными к перемещению. Поэтому водные растворы ионных соединений проводят ток. В растворах кислот, а которых связь ковалентная полярная, при растворении в воде ковалентная полярная связь переходит в ионную, и образовавшиеся ионы обусловливают электропроводность растворов.
Обучающиеся записывают определение электролитической диссоциации (слайд 7).
Учитель: Используя параграф 36 (стр.220) заполните таблицу: Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи (слайд 8)
Электролиты с ионной связью (щелочи, соли) | Электролиты с ковалентной полярной связью (кислоты) |
Ориентация молекул воды вокруг заряженных ионов электролита | Ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита |
Гидратация – взаимодействие молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла | Гидратация- взаимодействие молекул воды с молекулами электролита |
| Ионизация – превращение ковалентной полярной связи в ионную |
Диссоциация – распад кристалла электролита на гидратированные ионы | Диссоциация – распад молекул электролита на гидратированные ионы. |
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы поняли механизмы диссоциации. Два ученика на доске напишут уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия и соляной кислоты и объяснят их.
Пока они готовятся давайте разберемся, что такое гидратированные ионы?
Обучающиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что гидратированные ионы имеют оболочку из молекул воды.
Два ученика у доски записывают в это время диссоциацию электролитов и с помощью рисунка на слайде объясняют механизм (слайд 9).
Учитель: В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации.
Обучающиеся выдвигают свои определения:
Степень диссоциации (а) – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (NД), к общему числу растворенных частиц (NР).
Обучающиеся сами выводят формулу степени диссоциации:
Учитель: Если а=0, то диссоциация отсутствует, если а=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. В зависимости от степени диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые (слайд 10).
Сильные электролиты диссоциируют полностью (а стремится 1). К ним относят:
Практически все соли
Сильные кислоты (серная, соляная, азотная)
Все щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия)
Слабые электролиты почти не диссоциируют (а стремится 0). К ним относят:
Слабые кислоты (сероводородная, угольная, азотистая)
Водный раствор аммиака NH3*H2O
6. Первичное закрепление.
Учитель: Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. 1 ряд – делает карточку №1, 2 ряд - №2 и 3 - №3 (приложение 2).
7. Информация о домашнем задании. Параграф 37, №1,3,5.
8. Рефлексия.
Учитель: Давайте подведем итоги урока. Для этого вы ответите на следующие вопросы.
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде (слайд)
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Материал урока мне был понятен/не понятен
Интересен/скучен
6.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересым/не интересным
Приложение 1
Строение молекулы воды.
Шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришел в 1877 г. к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.
Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие ученые.
При изучении процессов гидратации, у ученых возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот вопрос помогла гидратная теория растворов Менделеева. И.А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо друг от друга предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. Кистяковский в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации
Молекула воды состоит из атома кислорода, к которому присоединены два атома водорода. Все атомы лежат в одной плоскости, а угол между связями составляет 104, 5 градуса. И это самое главное, ведь химическая связь у молекулы воды ковалентная полярная, поэтому на кислороде у нее отрицательный заряд, а на водороде - положительный, и расположены эти заряды на разных концах молекулы. Скажите, вся молекула в целом имеет какой - нибудь заряд? Нет, конечно, она электронейтральна. Но у нее есть два полюса - положительный и отрицательный, поэтому молекулы воды представляют собой диполи (слайд).
Приложение 2.
Карточка № 1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты: Na2SO4, H2SO4, CrO3, HNO3, MgO, NaNO3, KOH, CaCO3, глюкоза. Электролиты | Неэлектролиты | | | 2.Наибольшее число ионов калия образуется при диссоциации 1 моль: А) сульфата калия Б) карбоната калия В) фосфата калия Написать электролитическую диссоциацию. |
Карточка № 2. 1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты: Ba(OH)2, H2SO4, ZnCL2, HCL, CaO, KNO3, NaOH, O2, спирт, AL(OH)3. Электролиты | Неэлектролиты | | | 2.Наибольшее число ионов натрия образуется при диссоциации 1 моль: А) карбоната натрия Б) нитрата натрия В) фосфата натрия Написать электролитическую диссоциацию. |
Карточка № 3. 1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты: AgCL, CuSO4, H2SiO3, HNO3, RbOH, FeO, CuO, KOH,сахар, K2SO4. Электролиты | Неэлектролиты | | | 2.Наибольшее (суммарное) число ионов образуется при диссоциации 1 моль: А) нитрата железа (III) Б) хлорида бария В) карбоната натрия Написать электролитическую диссоциацию. |