СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссоциация

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассмтриваются понятия электролиты, неэлектролиты и электролитическая диссоциация.

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация»

Вялова Анна Александровна

Учитель химии

МБОУ Некрасовская СОШ

8 класс

Тема урока: Электролитическая диссоциация.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации;

  • Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным характером связи, со степень электролитической диссоциации.

  • Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.

Развивающие:

  • Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.

  • Развитие  навыков самостоятельной работы. 

Воспитательные:

  • Продолжить формирование всесторонне развитой личности.

  • Воспитание трудолюбия, коммуникативных навыков, ответственности и уважения к себе и окружающим.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, прибор для определения электропроводности, растворы гидроксида калия, сахара, глюкозы, хлорида натрия, дистилированная вода.







Ход работы

1.Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Электролитическая диссоциация» (слайд 1). Давайте запишем название темы в тетрадь.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами должны будем сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, а также ввести понятие «степень электролитической диссоциации» (слайд 2).

3. Актуализация знаний.

Учитель: Но прежде чем приступить к новой теме давайте вспомним «Что такое раствор?» и «Из чего он состоит?»

Ответы обучающихся.

Учитель: Большинство реакций идёт в растворах и практически все учёные изучали свойства растворов. Как вы знаете из уроков физики некоторые растворы одних веществ проводят электрический ток, другие – нет. Перенесёмся в 1813 год, в Лондон, в лабораторию Королевского института, где работали двое учёных – Гемфри Дэви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества (слайд 3).

Два ученика разыгрывают сценку – Дэви и Фарадей.

Дэви: - Фарадей как ты думаешь, могут ли проводить электрический ток какие – нибудь вещества?

Фарадей: - Ну, например, металлы проводят ток потому, что их электроны могут свободно перемещаться, а у неметаллов таких электронов нет, поэтому они не обладают способностью проводить ток.

Дэви: - А что ещё можно попробовать в качестве проводника?

Фарадей: - А если попробовать дистиллированную воду? Давай попробуем налить воды и пропустить ток через неё. Если она будет проводить электрический ток, значит, лампочка зажжётся.

Дэви: - Нет, дистиллированная вода не проводит ток. А давай попробуем взять раствор поваренной соли.

Фарадей: - Лампочка зажглась, значит проводит. А если взять раствор гидроксида калия? Глюкозы? Сахара?

Дэви: - Гидроксид калия проводит, а глюкоза и сахар – нет.

Фарадей: - Дэви, я думаю из всего выше сказанного можно сделать вывод, что есть вещества, растворы которых проводят электрический ток, и которые не проводят.

Учитель: Большое спасибо нашим учёным, давайте, ребята, запишем результаты опытов (слайд 4).

4. Первичное усвоение новых знаний.

  • На какие две группы можно разделить все вещества?

Обучающиеся: Те, растворы которых проводят ток и растворы которых не проводят ток.

Учитель: Первые мы будем называть – электролиты, а другие – неэлектролиты. Давайте запишем определения в тетрадь (слайд 4).

К электролитам относятся щелочи, растворимые кислоты, растворимые соли, к неэлектролитам – нерастворимые основания, нерастворимая кислота (какая? кремниевая), нерастворимые соли, оксиды, простые вещества, многие органические вещества.

  • Почему же растворы электролитов проводят электрический ток?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос послушаем сообщение , а вы тем временем с помощью конструктора смоделируете молекулу воды (приложение 1 и слайд 5-6).

Учитель: Вернемся к нашему вопросу. Почему растворы электролитов проводят электрический ток? За счет чего это происходит?

Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения:

Значит, в растворах электролитов тоже есть свободно двигающиеся заряженные частицы.

Учитель:

Какие частицы?

Обучающимся не трудно догадаться, что в соединениях с ионной связью такими частицами являются ионы.

Учитель:

Ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, и ионы становятся свободными, т. е. способными к перемещению. Поэтому водные растворы ионных соединений проводят ток. В растворах кислот, а которых связь ковалентная полярная, при растворении в воде ковалентная полярная связь переходит в ионную, и образовавшиеся ионы обусловливают электропроводность растворов.

Обучающиеся записывают определение электролитической диссоциации (слайд 7).



Учитель: Используя параграф 36 (стр.220) заполните таблицу: Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи (слайд 8)

Электролиты с ионной связью (щелочи, соли)

Электролиты с ковалентной полярной связью (кислоты)

Ориентация молекул воды вокруг заряженных ионов электролита

Ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита

Гидратация – взаимодействие молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла

Гидратация- взаимодействие молекул воды с молекулами электролита


Ионизация – превращение ковалентной полярной связи в ионную

Диссоциация – распад кристалла электролита на гидратированные ионы

Диссоциация – распад молекул электролита на гидратированные ионы.



5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы поняли механизмы диссоциации. Два ученика на доске напишут уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия и соляной кислоты и объяснят их.

  • Пока они готовятся давайте разберемся, что такое гидратированные ионы?

Обучающиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что гидратированные ионы имеют оболочку из молекул воды.

Два ученика у доски записывают в это время диссоциацию электролитов и с помощью рисунка на слайде объясняют механизм (слайд 9).

Учитель: В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации.

  • Как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?


Обучающиеся выдвигают свои определения:

Степень диссоциации (а) – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (NД), к общему числу растворенных частиц (NР).


Обучающиеся сами выводят формулу степени диссоциации:


Учитель: Если а=0, то диссоциация отсутствует, если а=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. В зависимости от степени диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые (слайд 10).

Сильные электролиты диссоциируют полностью (а стремится 1). К ним относят:

        1. Практически все соли

        2. Сильные кислоты (серная, соляная, азотная)

        3. Все щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия)

Слабые электролиты почти не диссоциируют (а стремится 0). К ним относят:

  1. Слабые кислоты (сероводородная, угольная, азотистая)

  2. Водный раствор аммиака NH3*H2O

6. Первичное закрепление.

Учитель: Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. 1 ряд – делает карточку №1, 2 ряд - №2 и 3 - №3 (приложение 2).

7. Информация о домашнем задании. Параграф 37, №1,3,5.

8. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итоги урока. Для этого вы ответите на следующие вопросы.

Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде (слайд)

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5. Материал урока мне был понятен/не понятен

Интересен/скучен

6.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересым/не интересным

















































Приложение 1

Строение молекулы воды.

Шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришел в 1877 г. к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие ученые.

При изучении процессов гидратации, у ученых возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот вопрос помогла  гидратная теория растворов Менделеева. И.А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо друг от друга предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. Кистяковский в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации

Молекула воды состоит из атома кислорода, к которому присоединены два атома водорода. Все атомы лежат в одной плоскости, а угол между связями составляет 104, 5 градуса. И это самое главное, ведь химическая связь у молекулы воды ковалентная полярная, поэтому на кислороде у нее отрицательный заряд, а на водороде - положительный, и расположены эти заряды на разных концах молекулы. Скажите, вся молекула в целом имеет какой - нибудь заряд? Нет, конечно, она электронейтральна. Но у нее есть два полюса - положительный и отрицательный, поэтому молекулы воды представляют собой диполи (слайд).















Приложение 2.

Карточка № 1.

  1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты:

Na2SO4, H2SO4, CrO3, HNO3, MgO, NaNO3, KOH, CaCO3, глюкоза.

Электролиты

Неэлектролиты



2.Наибольшее число ионов калия образуется при диссоциации 1 моль:

А) сульфата калия

Б) карбоната калия

В) фосфата калия

Написать электролитическую диссоциацию.



Карточка № 2.

1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты:

Ba(OH)2, H2SO4, ZnCL2, HCL, CaO, KNO3, NaOH, O2, спирт, AL(OH)3.

Электролиты

Неэлектролиты



2.Наибольшее число ионов натрия образуется при диссоциации 1 моль:

А) карбоната натрия

Б) нитрата натрия

В) фосфата натрия

Написать электролитическую диссоциацию.



Карточка № 3.

1. Выпишите из перечня веществ электролиты и неэлектроиты:

AgCL, CuSO4, H2SiO3, HNO3, RbOH, FeO, CuO, KOH,сахар, K2SO4.

Электролиты

Неэлектролиты



2.Наибольшее (суммарное) число ионов образуется при диссоциации 1 моль:

А) нитрата железа (III)

Б) хлорида бария

В) карбоната натрия

Написать электролитическую диссоциацию.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!