СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Войны России 19-20вв."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Войны России 19-20вв." была составлена мною для 10-11классов. Я работала уже по данной программе. Этот курс,думаю, поможет учителю в подготовке учащихся к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Войны России 19-20вв."»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 1 имени П.И. Шатова









Программа элективного курса для 10-х,11-х классов по истории «Войны России 19-20 веков».


СТАРОСТИНОЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ,

учителя истории МБОУ НСОШ №1




































2015г.


Оглавление:



1.Пояснительная записка с.3-4

2. Основное содержание с.4-6

3. Требования к уровню подготовки выпускников. с.7

4. Учебно-методическое обеспечение с.8



















































Пояснительная записка.

Средняя (полная) школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.

В содержании образования все более важным становится не только знаниевый, а и компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного курса «Войны России 19-20-х веков» разработана в соответствии с задачами модернизации образования и основными положениями концепции профильного образования.

Программа адресована учащимся и педагогам гуманитарного профиля. Выделяет два периода: 19-й и 20 века. Аналогичных программ я не встречала.

В программу включены знания, существенно дополняющие предметный базовый курс. Так, например, о Русско- шведской войне 1808-1809гг. только упоминается во многих учебниках в связи с её результатом - присоединением Финляндии к России.

Знания по содержанию вызывают познавательный интерес учащихся и представляют ценность для дальнейшего образования. Включенный в программу материал является научным и может применяться для школьников не только 10 класса, 11 класса и 9 класса (в качестве предпрофильного курса). Степень обобщенности знаний соответствует целям обучения и развития мышления учащегося. Программа позволяет осуществлять эвристические пробы и формировать практическую деятельность учащихся в изучаемой области знаний. Развертывание знаний структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического или эмпирического мышления определяется объективным уровнем развития научных знаний. Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. Она обладает достаточной рациональностью для проведения контроля, конкретностью определенных результатов подготовки по каждой из тем или по программе в целом. Даёт возможность установить степень достижения результатов и выявить «сбой» в прохождении программы в любой момент процесса обучения. Распределен материал во времени так, что учитывается его достаточность для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; используются наиболее эффективные методы обучения. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» к достижению цели. Эта последовательность, при которой на восстановление забытых знаний не нужно тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти материал.

Цель курса: содействие становлению ученика, как гражданина и патриота, как свободной, саморазвивающейся, социально активной личности.

Данная цель курса реализуется посредством решения задач:

- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных причинах войн, событиях, проблемах внешней политики России;

- способствовать осознанию учащимися противоречивости и сложности событий и явлений истории России военной 19-20вв.;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения дискуссии, диалога.

Курс рассчитан на 34 часа.


Основное содержание.

Учебно - тематический план


№ п.п.

Содержание обучения.

Разделы, темы.

Кол.-во

часов

Формы проведения занятий.


Раздел 1.Войны России 19 века.

17


1

Тема 1. Русско-иранские войны:

1804-1813гг.

1826-1828гг.

2

Лекция- 1ч.

Практикум- 1ч.

2

Тема 2. Русско-французские войны:

Участие России в воне против Франции в составе 3-й и 4-й коалиций 1805г

Русско-прусско-французская война 1806-1807гг.

Русско-французская (Отечественная) война 1812г.

Заграничный поход русской армии.1813-1814гг.

7

Лекция -3ч.

Работа с документами – 2ч.

Дискуссия – 2ч.

3

Тема 3. Русско-турецкие войны:

1806-1812гг.

Кавказская война 1817-1864гг.

1828-1829гг.

Крымская война 1853-1856гг.

1877-1878гг.

6

Лекция -3ч.

Практикум – 2ч.

Урок – исследование- 1ч.

4

Тема 4. Русско-шведская война 1808-1809гг.

1

Лекция, работа с документом – 1ч.

5

Тема 5. Завоевание Средней Азии 1864-1885гг.

1

Лекция, работа с документом -1ч.


Раздел 2. Войны России 20 века.

17


6

Тема 6. Русско-японские войны:

1904-1905гг.

1945г.

3

Лекция -2ч.

Практикум – 1ч.

7

Тема 7. Россия в Первой мировой войне 1914-1918гг.

2

Лекция -1ч.

Практикум – 1ч.

8

Тема 8. Гражданская война и иностранная интервенция в Россию.

2

Пресс-конференция – 2ч.

9

Тема 9. Советско-польская война 1920г.

1

Лекция- 1ч.

10

Тема 10. Советско-финская война (Зимняя) 1939-1940гг.

2

Практикум с использованием видеоматериалов – 2ч.

11

Тема 11.Великая Отечественная война 1941-1945гг.

7

Лекция- 2ч.

Работа с документами – 2ч.

Семинар с использованием

видеоматериалов -2ч.

Проблемная дискуссия-1ч.


Итого

34 часа.

Лекции – 15, в том числе работ с документами -2ч.

Практикумы – 7, в том числе с использованием видеоматериалов -2ч.

Семинары – 2ч.

Прблемная дискуссия -3ч.

Урок-исследование- 1ч.

Пресс-конференция -2ч.

Работа с документами – 4ч.


Содержание программы.

Тема 1. Русско-иранские войны (2ч).

Причины: продвижение России в Закавказье. Имена: П.Цицианов, И.Гудович, А.Тормасов, Н.Ртищев, А.Ермолов, И.Паскевич. А.С.Грибоедов.

Гюлистанский мирный договор. Туркманчайский мирный договор. Конец Русско-иранских войн и усиление российского влияния в Иране.

Тема 2. Русско-французские войны (7ч).

Причины: агрессивная политика Наполеона Бонапарта и начало завоевания им Европы. Имена: М.И. Кутузов, Александр Первый, Барклай-де Толли, Н.Раевский, П. Багратион, П. Витгенштейн. Отечественная война, партизаны, Бородино, военный совет в Филях, Заграничный поход, «Битва народов», Венский конгресс, «Священный союз».

Тема 3.Русско-турецкие войны (6ч.).

Причины: Вхождение в состав России Грузии, Армении, Азербайджана. Имена: А. Ермолов, Шамиль, Воронцов, А. Барятинский, И. Дибич, В. Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, Гурко, М. Скобелев. Восточный вопрос, Бухарестский мир, Мюридизм, Адрианопольский мир, Парижский мир.

Тема 4. Русско-шведская война 1808-1809гг.(1ч).

Причины: Россия хотела присоединить Финляндию; Россия стремилась установить полный контроль над Финским и Ботаническим заливами. Фридрихсгамский мир.

Тема 5. Завоевание Средней Азии 1864-1885гг. (1ч).

Причины: России нужна была Средняя Азия как дешевый источник сырья – хлопка и как рынок сбыта товаров. Кокандское ханство, Хивинское ханство, Бухарский эмират. М.Скобелев. Положительное значение присоединения Средней Азии.

Тема 6. Русско-японские войны:1904-1905гг.,1945г.(3ч).

Причины: В нач .20в. для России сферой интересов была Маньчжурия. Япония и США стремились вытеснить её из Китая. В 1941 -45г. Япония была союзницей

фашистской Германии. Порт-Артур, Чемульпо, Ляоян, Мукден, Цусимский пролив. Старк, С. Макаров, Витгефт, Куропаткин. Портсмутский мир.

Квантунская армия, К. Мерецков, М. Пуркаев, А. Василевский.Муданьцзян, Акт о безоговорочной капитуляции.

Тема 7. Россия в Первой мировой войне 1914-1918гг. (2ч).

Причина: Передел мира. Тройственный союз, Антанта, план Шлиффена, Брусиловский прорыв, Брестский мир. Ранненкампф, Самсонов, Николай 2, Брусилов. Итоги войны.

Тема 8. Гражданская война и иностранная интервенция в Россию. (2ч).

1918-1922гг.Причины: Страны Антанты были недовольны выходом России из войны и свергнуть советское правительство. Участвовало более 10 государств, но основную роль играли Англия, Франция, США, Япония, Германия.

Тема 9. Советско-польская война 1920г. (1ч.)

Причина: Польская республика с момента своего образования заняла враждебную позицию по отношению к Советской России. Ю. Пилсудский, Тухачевский, Ф. Дзержинский, Каменев, Егоров, Будённый. Поражение Красной Армии. Рижский мирный договор 1920г.

Тема 10. Советско-финская война (Зимняя) 1939-1940гг. (2ч.)

Причина: планы Сталина по захвату сфер влияния в Европе.

Линия Маннергейма. Мерецков, Тимошенко, О.Куусинен. Итоги и уроки войны.

Тема 11.Великая Отечественная война 1941-1945гг. (7ч.)

Причины: нападение фашисткой Германии на СССР и стремление Гитлера к мировому господству.

«Барбаросса», Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный Комитет Обороны, Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва. Сталин, Жуков, Тимошенко, Власов, Чуйков, Шумилов, Ватутин, Еременко, Рокоссовский, Василевский. Блокада Ленинграда, «Багратион», освобождение Европы, Штурм Берлина. Итоги и уроки войны.
































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ИСТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны овладеть следующими видами деятельности и умениями:

«Знать\ понимать», «Уметь».

  1. Хронологические знания и умения:

    1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

    2. составлять хронологические и синхронистические таблицы;

    3. характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

  2. Знание фактов:

    1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

  3. Работа с источниками:

    1. читать историческую карту с опорой на легенду;

    2. использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

    3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

    4. высказывать суждение о назначении, ценности источника;

    5. характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

    6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  4. Описание (реконструкция):

    1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

    2. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

    3. составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

  5. Анализ, объяснение:

5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

5.2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

5.3. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

5.4. классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку,

б) определяя основания (критерии) самостоятельно;

5.5. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.6. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;

5.7. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

5.8. объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

6. Версии, оценки:

6.1. излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

6.2. сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

6.3. высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

6.4. определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.




Учебно-методическое обеспечение.


Учебники: История России 19 век. Л.М. Ляшенко. Москва. «Дрофа».2005г.

История России 19 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва. «Просвещение». 2005г.

История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва. «Просвещение». 2005г.

Отечественная история 20 век. И.И. Долуцкий. 10-11кл. в 2-х частях. Москва. 2005г.

Пособия для учителя и учеников:

Тематические схемы по истории России 19-20 вв.А.Ф. Кузьменко.

Все войны России. Д.И. Бодер. «Грамотей». 2003г. Справочник.

Ю.Л. Дьяков, Т.С. Бушуева. «Фашистский меч ковался в СССР». Россия в лицах, документах, дневниках. Москва.1992г.

От Мюнхена до Токийского залива. Взгляд с Запада. Москва.1992г.

Диски:

В помощь школьнику. История России.

История Нового времени. 8кл. Образовательная коллекция.

История 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!