СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Движение Сопротивления во Второй мировой войне». Тема: «Национально-освободительное движение в Польше».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на обучающихся 9, 11 классов. На этом этапе обучающиеся изучают такие дисциплины как история России, всеобщая история и обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями. Методическая разработка элективного курса направлена на углубленное изучение истории Второй мировой войны, в частности на изучение освободительного движения в оккупированных странах.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Движение Сопротивления во Второй мировой войне». Тема: «Национально-освободительное движение в Польше».»

Программа элективного курса «Движение Сопротивления во Второй мировой войне»

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на обучающихся 9, 10, 11 классов. На этом этапе обучающиеся изучают такие дисциплины как история России, всеобщая история и обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями. Методическая разработка элективного курса направлена на углубленное изучение истории Второй мировой войны, в частности на изучение освободительного движения в оккупированных странах.

Цели и задачи курса:

  • формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;

  • формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;

  • привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.

Программа рассчитана на одно полугодие – 18 часов, из расчета один час в неделю.

Темы элективного курса

Тема

Содержание

1.

Вводная лекция по истории Второй мировой войны.

Причины, основные события войны.

2.

Новый порядок. Движение Сопротивления. Коллаборационизм.

Изучения оккупационного режима в порабощенных странах.

3.

Антифашистская борьба в Германии.

«Красная капелла».

4.

Национально-освободительное движение в Югославии.

Национально-освободительная армия Югославии (НОАЮ) во главе с И. Броз Тито

5.

Национально-освободительное движение в Польше

Армия Крайова, Гвардия Людова. Варшавское восстание 1944 г.

6.

Антисемитизм. Холокост.

Восстание в Варшавском гетто 1943 г.

7.

Французское антифашистское движение.

«Свободная Франция» Ш. де Голля. Парижское восстание 1944 г.

8.

Освободительное движение в Бельгии и Нидерландах.

Фронт независимости

9.

Движение сопротивления стран Северной Европы:

Норвегии и Дании.

«Национальное единение», «Совет свободы».

10.

Антифашистское сопротивление в Италии.

Национальный фронт освобождения

11.

Антифашистская борьба в Греции.

Греческий национально-освободительный фронт (ЭАМ)

12.

Албания в борьбе против немецкой оккупации.

Национально-освободительная армия.

13.

Противоборство немецко-фашистским захватчикам в Болгарии.

Отечественный фронт. Национально-освободительная повстанческая армия.

14.

Чешское освободительное движение.

Чешское сопротивление под руководством Э. Бенеша. Словацкое национальное восстание 1944 г. Пражское восстание 1945 г.

15.

Венгрия во Второй мировой войне.

Комитет национальной независимости.

16.

Движение сопротивления в Азиатском регионе: Малайя, Филиппины, Индонезия, Вьетнам. (2 ч.)

Армия Хукбалахап. Восстание во Вьетнаме 1945 г.

17.

Обобщающий урок «Движение сопротивления в новейшей истории ХХ века».

Особенности национально-освободительного движения в разных странах. Его роль в победе над фашизмом.


Тема: «Национально-освободительное движение в Польше».

Класс: 9-11

Цель урока: сформировать целостное представление о таком явлении в годы Второй Мировой войны как Движение Сопротивления.

Задачи:

Предметные: выявить и охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы;

Метапредметные: развивать навыки критического мышления и оценочных суждений, совершенствовать умения обобщать информацию и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно излагать свою точку зрения, способствовать формированию коммуникативных навыков;

Личностные: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, толерантности, уважение к людям разных национальностей, формировать интерес к исторической науке.

Формируемые УУД:

Регулятивные: научиться выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Познавательные: находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, выделять логические части текста;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, договариваться с людьми, вырабатывать совместные решения;

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности, осмыслять социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции.

Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал для групп.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Проверка готовности к уроку; создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке.


Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения Юлии Друниной, советского поэта и участницы Великой Отечественной войны.


«Но повсюду клубится за нами,

Поколеньям другим не видна,

Как мираж, как проклятье, как знамя,

Мировая Вторая война».

Юлия Друнина


Приветствуют учителя.

Личностные:

- самоопределение;

- проявление

эмоционального отношения к

учебно-познавательной

деятельности.


Регулятивные:

- организация своего рабочего места.






Этап актуализации и знаний

Цель: каждый ученик должен внутренне осознать потребность открытия новых знаний и умений.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О второй миро


Да, действительно, наш сегодняшний урок посвящен событиям Второй мировой войны. Из школьного курса истории вспомните, и ответьте на вопросы:

1. Какие хронологические рамки Второй мировой войны? (1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г.)

2. С нападения на какую страну началась война? (Польша)

3. Какие страны были оккупированы фашистским блоком в первые годы войны? (Польша, Дания, Франция и др.)

4. Какие цели преследовали страны-агрессоры на захваченных территориях? (Передел мира, борьба за сырье и мировые рынки)








Отвечают на вопросы.








Познавательные:

- выделение нужной информации из текста.


Коммуникативные:

- умение слушать собеседника; - умение давать ответы на вопросы.


Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение формулировать свои мысли.


Целеполагание.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Цель.

Постановка учебной задачи

Со времени установления нацистского режима в Германии, а затем оккупационных режимов в странах Европы началось движение сопротивления «новому порядку». В нем участвовали люди разных убеждений и политической принадлежности: коммунисты, социал-демократы, сторонники буржуазных партий и беспартийные. В городах создавались подпольные группы, организовавшие саботаж, диверсии на военных заводах и расправлявшиеся с коллаборационистами. Действовали также партизанские отряды, они нападали на немецкие конвои, патрули, взрывали мосты и железные дороги.


Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент «Движение Сопротивления», обратите внимание на страны, которые упоминаются в сюжете. Просмотр видеофрагмента.(10 мин)

Итак, ответьте на вопрос, в каких странах развернулось антифашистское Сопротивление? Каковы особенности в каждой стране?


























Скажите, а как складывалось движение Сопротивления в Польше?










Как мы видим, что в Польше было особенное сопротивление, в котором оформились два течения, между ними существовало противоборство.


Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня на уроке узнать?

















Смотрят видеофрагмент.




В ряде стран Европы сразу после их оккупации развернулась вооруженная борьба против захватчиков. На начальном этапе войны сопротивление было ограниченным. Тогда Германия казалась несокрушимой, любая акция протеста вызывала жесточайшие репрессии. В Лондоне, куда удалось эвакуироваться многим членам правительств оккупированных стран, были сформированы правительства в изгнании. Постепенно они налаживали связи с подпольем своих государств.

• В Югославии инициаторами всенародного сопротивления врагу стали коммунисты, под командованием И. Броз Тито и приняли решение о вооруженном восстании.

• Во Франции во главе генерала Ш. де Голля создана организация «Свободная Франция». Наиболее решительными и деятельными участниками Сопротивления были также коммунисты. За жертвы, понесенные в борьбе против оккупантов, их называли «партией расстрелянных».

• Борьба против немецко-фашистских захватчиков усилилась и в других странах Европы: Бельгии, Норвегии, Дании, Нидерландах.

• В Италии в работе комитетов национального освобождения участвовали коммунисты, социалисты, христианские демократы, либералы, члены Партии действия и партии «Демократия труда».



Движение Сопротивления в Польше складывалось из многих различных по своим политическим ориентациям групп. В феврале 1942 г. часть подпольных вооруженных формирований объединилась в Армию Крайову, руководимую представителями польского эмигрантского правительства, которое находилось в Лондоне. В деревнях создавались «крестьянские батальоны». Начали действовать организуемые коммунистами отряды Армии Людовой (АЛ).





Узнать об организациях Сопротивления в годы Второй Мировой войны в Польше, из-за чего у них возникли разногласия.

Познавательные:

- умение структурировать знания - выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- выделение проблемы.


Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность.


Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению.


«Открытие» учащимися новых знаний. Цель:

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).



Сейчас мы с вами разделимся на две группы, первая группа будет представлять Армию Крайову, а вторая группа – Гвардию Людову. И узнаем причины, которые привели к внутренним противоречиям среди политических группировок.

Задание 1. В процессе работы, мы будем заполнять сравнительную таблицу «Польское сопротивление».

Линия сравнения

Армия Крайова

Гвардия Людова

Руководство

Эмигрантское правительство в Лондоне

Польская рабочая партия

Цель сопротивления

Освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков.

Вопрос о власти

Захват власти под руководством польского правительства в изгнании

Захват власти с главенствующей ролью Польских коммунистов

Границы территории

Были против установления советско-польской границы по линии Керзона



Итак, в польском антигитлеровском подполье на рубеже 1943 – 1944 гг. произошло оформление двух лагерей в движении Сопротивления. Один – руководимый правительством в эмиграции, другой – созданный ППР. Каждый получил свои руководящие центры и свои вооруженные силы, свои основы «подпольного государства». Оба лагеря претендовали на власть в стране и надеялись завоевать ее, опираясь на свои вооруженные отряды и помощь своих внешнеполитических покровителей. Если для ППР борьба с гитлеровскими оккупантами и борьба за власть были равновеликими, то для лагеря «лондонцев» захват власти как был, так и оставался основным.

Ребята, как мы видим, в Польше оформился лагерь из двух противоборствующих течений, означает ли это, что в стране началась гражданская война?






Что повлияло на развязывание гражданской войны?





Как относилось руководство АК к операциям Гвардии Людовой?















Издавались брошюры с тенденциозным подбором материалов: «Документы говорят», «Конфликт польско-советский в документах и официальных выступлениях. Февраль 1943 – февраль 1944 гг.», «Два тоталитаризма», «В колхозы загнать не дадимся» и другие.



Главным политическим вопросом Восточной Европы оставался польский вопрос, в частности советско-польской границы. Так, в конце 1943 г. на Тегеранской конференции Сталин говорил о необходимости признать восточную границу Польши, совпадающую с линией Керзона. Но был еще и вопрос о легитимном польском правительстве. Польское правительство в изгнании добивалось посредничества Лондона и Вашингтона для переговоров с Москвой по всем вопросам.


Как отнеслись к такому заявлению лондонское правительство?











Что стало решающим фактом в судьбе подпольных вооруженных формирований на территории Польши?

(Работа с документами)

















После неудачной попытки освободить столицу и захватить власть в стране, АК была самораспущена, лондонское правительство окончательно потеряло авторитет на политической арене.


События Варшавского восстания стали кровавой страницей в истории польского народа. Ребята, скажите, когда и кем была освобождена Варшава?

В ходе освобождения в странах Восточной Европы первостепенное значение приобрел вопрос о власти. Довоенные правительства некоторых стран находились в эмиграции и теперь были готовы вернуться к руководству. Но на освобожденных территориях появились новые правительства и органы власти на местах. Они создавались на основе организаций Национального (Народного) фронта, возникших в годы войны как объединения антифашистских сил. Организаторами и наиболее активными участниками национальных фронтов были коммунисты и социал-демократы. Программы новых правительств предусматривали не только устранение оккупационных и реакционных, профашистских режимов, но и широкие демократические преобразования в политической жизни, социально-экономических отношениях.



Какое правительство было создано в Польше? Поддержкой, какого государства оно пользовалось?














































11 августа Бур отдал приказ отрядам АК немедленно уничтожать без суда людей, «метящих в безопасность вооруженных сил в стране». Наконец, последовал формальный приказ №116/1 «О борьбе с бандитизмом», который создавал «законные» возможности для развязывания «братоубийственной» войны еще в условиях оккупации. По сути – гражданской войны, поскольку под бандитами стали понимать всех левых, в первую очередь – отряды Гвардии Людовой. Уничтожение отряда ГЛ ППР под Боровом в августе 1943 г. расценивалось как начало гражданской войны.



Оба лагеря претендовали на власть в стране и надеялись завоевать ее, опираясь на свои вооруженные отряды и помощь своих внешнеполитических покровителей. В связи с повышением популярности Польской рабочей партии, руководство польского эмигрантского правительства решили перейти к серьезным мерам, развязав «братоубийственную» войну.


Главный штаб Армии Крайовой стал объединять военные организации, боясь влияния на них вооруженных операций Гвардии Людовой. Одновременно в больших масштабах началась реакционная кампания против ППР и ГЛ, причем ее организаторы не были разборчивы в средствах. Эмигрантское правительство с величайшей активностью развязывало пропагандистскую кампанию клеветы и очернения ППР и польских революционных сил. Но с течением времени и не увенчавшейся успехом пропаганды, они считали недостаточным необходимо переходить к действиям.



Все органы лондонской пропаганды называли вооруженные операции Гвардии Людовой, называя их либо «советской диверсией», либо провокациями, которые угрожают истреблением лучших сил народа. Также печатная пропаганда широко использовалась против Польской рабочей партии и СССР.










Руководство АК было против установления советско-польской границы по линии Керзона, так как по этой условной линии в состав СССР входили территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Миколайчик считал, что публичное признание им «линии Керзона» равносильно политическому самоубийству. Таким образом, основными линиями расхождения были вопросы власти, границ и союзников в освобождении страны и послевоенном восстановлении.


Центральным событием в судьбе Армии Крайовой и Гвардии Людовой стало Варшавское восстание 1944 г. Это выступление, подготовленное и руководимое эмигрантским правительством, находившимся в Лондоне. 2 октября восстание, несмотря на героизм его участников, потерпело поражение. По приказу немецкого командования население было изгнано из Варшавы, а сам горд разрушен. Анализ исторических фактов и событий того времени свидетельствует, что всю ответственность за поражение Варшавского восстания несут его организаторы – польское буржуазное эмигрантское правительство в Лондоне и его представительства в самой Польше – Делегатура и командование Армии Крайовой.

По их вине варшавское восстание не было подготовлено ни в военном, ни в политическом отношении. Восставшие были плохо вооружены, у них недоставало боеприпасов. Свыше 40 тыс. бойцов имели на вооружении всего лишь 3,5 тыс. единиц стрелкового оружия, весьма ограниченное количество боеприпасов, которых хватило всего на 2-3 дня боев.



Столица польского государства была освобождена 17 января 1945 г. войсками Красной армии при поддержке Войска Польского








С вступлением 17 июня 1944 г. советских войск в Польшу, были освобождены города Хелм и Люблин, так на освобожденной территории стала утверждаться власть нового правительства – Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Это правительство было создано при поддержке СССР.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– определение основной и второстепенной информации;

– структурирование знаний;


Коммуникативные:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


Регулятивные:

- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Первичное закрепление Выражение решения проблемы.



Задание 2. На основе документов конференций и дополнительного материала выделить решения, которые были приняты в отношении «польского вопроса».

1 группа:

Согласно решениям, принятым на Ялтинской конференции, восточная граница Польши была установлена по «линии Керзона», т.е. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР, а временное польское правительство подлежало реорганизации на более широкой демократической основе. Оно получило название Временного польского правительства национального единства. Однако переговоры по этому вопросу приняли затяжной характер, и окончательные решения были утверждены только 28 июня 1945 г. В состав правительства были включены новые члены из самой Польши и представители эмиграции.

2 группа:

По решениям Потсдамской конференции, принятым СССР, США и Великобританией, западная граница Польши должна была пройти по линии рек Одер — Западная Нейсе, а Временное польское правительство национального единства получало признание со стороны трех великих держав. После установления дипломатических отношений США и Великобритании с новым правительством эмигрантское польское правительство перестало существовать

Задание 3. Работа с картой по вопросам:

• Какие территории вошли в состав Польши? (Восточная Пруссия)

• Где проходила западная и восточная границы польского государства? (Восточная граница проходила по линии Керзона, а западная по рекам – Одеру и Нейсе).
















Познавательные:

- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Коммуникативные:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;


Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль по результату.

Рефлексия

Итог урока

Мы с вами сегодня на уроке вспомнили, что такое движение Сопротивления, подробно рассмотрели и изучили антифашистское Сопротивление в Польше.


В целом, подводя итог нашему занятию, докажите, что движение Сопротивления было одним из факторов Победы.




Спасибо за урок!

Антифашистское движение было важным фактором в достижении победы над Германией и ее союзниками. Оно развернулось на всей оккупированной территории и имело значительный размах и результативность. Народ поднимался на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, расширялся и принимал различные формы саботаж военных, экономических и политических мероприятий оккупационных властей и усиливалось партизанское движение.


Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя;

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!