7
Муниципальное образование город Горячий Ключ |
(территориальный административный округ (город, район, поселок) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 |
(полное наименование образовательного учреждения) |
УТВЕРЖДЕНО Решением педсовета протокол № 1 от «_31_ »__ 08__ 20_15_ г Председатель педсовета ____________/ ______________ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса |
| |
по | избранные вопросы географии |
(указать предмет, курс, модуль) |
Ступень обучения (класс) | среднее общее 10 – 11 класс |
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) |
Количество часов | 68 | Уровень | базовый |
| | (базовый, профильный) |
Учитель | Бакурадзе Леонид Амбросиевич |
| |
Программа разработана на основе | |
|
Авторской программы Валуевой Н.Л. методиста ОМЦ ЗОУО ДО г.Москва |
«История экономики и географии» |
Авторской программы доцента кафедры ЕМиГО ВИПКРО Марковой Е.А. |
«Готовимся к ЕГЭ по географии» |
|
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии ) |
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класса составлена на основе:
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
Авторской программы Валуевой Н.Л. методиста ОМЦ ЗОУО ДО г.Москва«История экономики и географии»;
Авторской программы доцента кафедры ЕМиГО ВИПКРО Марковой Е.А. «Готовимся к ЕГЭ по географии».
Программа курса «История экономики и географии» и «Готовимся к ЕГЭ по географии» предназначена для учащихся 10-11 классов, базируется на знаниях физической географии и экономической географии курса основной школы.
Курс рассчитан и на учащихся 10-11 классов, которые прошли полный курс средней общеобразовательной школы по географии. Курс рассчитан на 2 года и составляет 68 часов из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.
Главные цели курса:
-формирование систематизированного целостного представления о закономерностях размещения общества и хозяйства на разных ступенях цивилизации;
-выявление причин функционирования экономических законов на неоднородных территориях регионов и стран мира на примере:
а) регионов: Западная Европа, Ближний и Средний Восток, Азия,
Африка, Америка, Австралия.
б) стран: Германия, Великобритания, Франция, США, Япония, Китай).
уметь связать полученные знания по географии с циклами Кондратьева и объяснить их причины;
- географическая картина мира, население и хозяйство стран мира и СНГ.
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования.
В предлагаемом курсе география занимается глобальными проблемами, в том числе, подчиняемым экономическим законам. Размещение экономики и общества в современном мире отражает результат человеческой. деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход помогает каждому школьнику выстроить знания о современном мире в структурную схему, понять пространственную логику развития экономики выявить место человека в ней.
Курс предоставляет многочисленные возможности для:
- овладения, развития и закрепления у школьников важнейших социальных - экономических понятий;
- решения проблем и развития логического мышления;
- овладения технологией работы в малых группах;
- анализа статистических данных, графиков, диаграмм и комплексных карт по географии, социологии, этнографии и др.
Представленный курс позволяет подготовить учащихся к реалиям современной жизни, выработать негативное отношение к явлениям свободного рынка; сформировать основные знания в области предпринимательства.
Формы работы:
- интерактивная лекция ( получение знаний)
- семинары ( анализ, систематизация данных)
- беседы
- практические работы с картами и статистическим материалом.
- творческие работы ( расширение кругозора, заинтересованность в информации).
Формы контроля:
- тестирование ( для получения промежуточного или полного зачета по теме)
- самостоятельные работы ( промежуточный контроль )
- творческая работа ( поисковая ) для получения зачета по теме с последующей защитой на уроке ).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Таблица распределения времени по разделам курса для 10 класса
«История экономики и географии»
1 час в неделю курс - 34 часа
№ п/п | Темы | Темы занятий Основное содержание | Часы |
Авт | Раб |
1 | Введение | | 1 | 1 |
2 | Древний мир | Мир древних цивилизаций . Древние цивилизации Средиземноморья. Племена и цивилизации Европы, Африки, Австралии и Америки. Практическая работа на контурной карте. Урок обобщения | 2 | 2 |
3 | Средние века | Европа, Ближний и Средний Восток, Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания. Практическая работа на контурной карте. Урок обобщения | 2 | 2 |
4 | Ранее новое время | Европа. Азия. Практическая работа на контурной карте. Урок обобщения | 2 | 2 |
5 | Великие географические открытия | Предпосылки Великих географических открытий. Великие географические открытия и расширение их ойкумены. Практическая работа на контурной карте. | 2 | 2 |
6 | Новое время | Западная Европа. Россия. Северная Америка. Азия. Африка. Латинская Америка. Австралия и Океания. Территориальный раздел мира и мировая торговля Практические работы: 1. Работа с картами 2. Тесты Урок обобщающего повторения | 12 | 12 |
7 | История мировой экономики | Экономическая история Германии Экономическая история Великобритании Экономическая история Франции Экономическая история США Экономическая история Японии Экономическая история Китая Практическая работа на контурной карте. Урок обобщения | 4 | 4 |
8 | Страны СНГ | Страны Балтии Беларусь Украина Молдова Закавказье Казахстан Средняя Азия Практическая работа на контурной карте. Урок обобщения | 9 | 9 |
| | Всего часов по курсу | 34 | 34 |
Таблица распределения времени по разделам курса для 11 класса
«Готовимся к ЕГЭ по географии»
1 час в неделю курс - 34 часа
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля |
лекции | самост. | практ. |
ВЕДЕНИЕ 2 ч. |
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 1 | 0,5 | | 0,5 | беседа |
2 | Особенности экзаменационной работы по географии | 1 | | | 1 | работа с картами, тестирование |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. |
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. |
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | | 1 | | | |
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | работа дома | | |
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
3.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | | | 1 | |
4 | Природа Земли и человек | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | | | |
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 3 | |
4.4 | Анализ трудных заданий. | | | | 1 | |
5 | Население мира | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
5.1 | Население мира | 1 | 1 | | | |
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | работа дома | | |
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
5.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
6 | Мировое хозяйство | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
6.1 | Мировое хозяйство | 1 | 1 | | | |
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
6.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
7 | Природопользование и экология | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа |
7.1 | Природопользование и экология | 1 | 1 | | | |
7.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
7.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | | | 1 | |
7.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
8. | Страноведение | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. |
8.1 | Страноведение | 1 | 1 | | | |
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | | | 1 | |
8.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
9 | География России | 6 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
9.1 | География России. | 1 | 1 | | | |
9.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | | работа дома | 1 | |
9.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
9.4 | Анализ трудных заданий | 2 | | | 2 | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. |
10. | Решение вариантов ЕГЭ | 3 | | | 3 | Компьютерное тестирование. |
11. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | | | 1 | |
Итого | 34 | | | | |
Рабочая программа соответствует авторской программе.
Образовательные ресурсы к курсу
Курс оснащается технически:
Учебные фильмы по темам:
Цивилизации мира. (5 фильмов). "Цивилизация майя, ацтеков, инков". "Тибетская цивилизация". "Цивилизация Зимбабве". " Египетская цивилизация". "По следам Атлантиды".
Осуществлен подбор кинофрагментов по отдельным темам.
Обсуждено на заседании ШМО протокол № _1 от “ __” 08 20_15_ г. Руководитель ШМО: ________/____________ | | Согласовано Зам. директора по УВР _________/___________ «___» _08_ 20_15_ г. |
календарно-тематический план элективного курса «история экономики и географии»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Тип | Методы организации учебной деятельности. Практическая часть |
план | факт |
I Четверть | Уроков 9 |
1 | 05.09 | | Тема: «Введение» (1 ч) | Комплексный | Лекция, беседа, работа с учебником |
| | | Тема: «Древний мир» (2 ч) | | |
2 | 12.09 | | Мир древних цивилизаций | комплексный | Лекция к/ ф «Цивилизация ацтеков, майя, инков» |
| | | Цивилизации Древнего Востока | лекция | Оформление конспекта лекциик/ ф «Тибетская цивилизация» |
3 | 19.09 | | Древние цивилизации Средиземноморья | лекция | Оформление конспекта лекции к/ ф «Римская цивилизация» |
| | | Племена и цивилизации Европы, Африки, Австралии и Океании | | Оформление конспекта лекции к/ ф « Цивилизация Зимбабве» |
| | | Практическая работа | практический | Работа на к/к по раздаточному материалу |
| | | Тема: «Средние века» (2 ч) | комплексный | Проверка ЗУН: Опрос по теме «Древний мир». Лекция |
4 | 26.09 | | Европа | Лекция | Защита реферата. Оформление конспекта лекции |
| | | Ближний и Средний Восток | Лекция | Защита реферата. Оформление конспекта лекции |
5 | 03.10 | | Азия | Лекция | Защита реферата. Оформление конспекта лекции |
| | | Практическая работа | Практический | Пров.конспектов. Работа на к/к, по раздат. материалу |
| | | Тема: «Раннее Новое время» (2 ч) | Комбинир. | |
6 | 10.10 | | Европа | Лекция | Проверка ЗУН: Опрос по теме: «Средние века».Лекция |
| | | Азия | лекция | Защита проекта.Оформление конспекта лекции |
7 | 17.10 | | Практическая работа | Практический | Работа по раздаточному материалу |
| | | Тема: «Великие географические открытия (2 ч) | | |
8 | 24.10 | | Предпосылки Великих географических открытий | Лекция | Работа с книгой.Конспектирование лекции |
| | | Великие географические открытия | Лекция | Конспектирование лекции |
9 | 14.11 | | Практическая работа по к/к | Практический | ЗУН: Исп.консп. лекц.нанести осно. открытия 16 в на к/к |
II Четверть | Уроков 7 |
| | | Тема: «Новое время» (12 часов) | | |
10 | 20.11 | | Западная Европа (политическая карта, государственный строй, экономическое развитие) | Комплексный | Лекция, практическая работа, работа с книгой |
| | | Западная Европа (Культура, наука: Движение и размещение населения. Формиров. наций. ГРТ. | Комплексный | Лекция, практическая работа, работа с книгой |
11 | 27.11 | | Обобщающий урок | Тестирование | Проверка ЗУН. Тест по теме: « Зарубежная Европа» |
12 | 04.12 | | Россия : (Географические открытия , политическая карта, государственный строй | Комплексный | Оформление конспекта лекции, практическая работа |
| | | Россия. (Экономическое развитие, движение и размещение населения) | Комплексный | Фронтальный опрос. Оформление конспекта лекции. |
13 | 11.12 | | Северная Америка (Географические открытия, политический и государственный строй | Лекция | Проверка ЗУН. Самостоятельная работа. Запись лекции. Работа с картой |
| | | Северная Америка (Динамика размещение населения. Американская нация. Технический прогресс и культура. ГРТ и торговля | Комплексный | Фронтальная беседа Лекция Практическая работа |
14 | 18.12 | | Обобщающий урок | Контр. работа | Диктант |
15 | 25.12 | | Азия. (Географическе открытия и политическая карта, экономика развития) | Комплексный | Работа с учебником Лекция |
| | | Азия. (Население, материальная и духовная культура. ГРТ и торговые связи) | Комплексный | Лекция Практическая работа |
16 | 12.01 | | Африка (Географические открытия и колониальный раздел. Экономическое развитие) | Комплексный | Беседа по карте Лекция |
| | | (Население, материальная и духовная культура. ГРТ и торговые связи) | Комплексный | Фронтальный опрос Лекция |
III Четверть | Уроков 10 |
17 | 19.01 | | Практичекий урок. | Практический | Проверка ЗУН. Работа по к/к и раздаточному материалу |
18 | 26.01 | | Латинская Америка: (географические открытия и политическая карта) | Комплексный | Лекция Работа по к/карте |
| | | Население, материальная и духовная культура. ГРТ и торговые связи) | Комплексный | Фронтальный опрос.Лекция Работа по к/к |
| | | Австралия и океаня | Комплексный | Прослушивание рефератов.Работа с таблицей и к/к |
19 | 03.02 | | Территориальный раздел мира. Мировая торговля | Практический | Работа с дидактическим материалом |
20 | 10.02 | | Урок обобщающего повторения | Зачет | Сдача карты |
21 | 17.02 | | Урок обобщающего повторения | | Теория по вопросам. Проверка по конспектам |
| | | Тема: «История мировой экономики» (4 ч.) | | |
22 | 20.02 | | Экономическая история Германии | Лекция | Конспектирование лекции |
| | | Практикум | Практический | Работа по раздаточном материалу |
| | | Экономическая история Великобритании | Лекция | Конспектирование лекции |
23 | 27.02 | | Практикум | Практический | Работа по раздаточном материалу |
24 | 07.03 | | Экономическая история Франции | Лекция | Конспектирование лекции |
| | | Практикум | Практический | Работа по раздаточном материалу |
| | | Экономическая история США | Лекция | Конспектирование лекции |
| | | Практикум | Практический | Работа по раздаточном материалу |
| | | Экономическая история Японии | Лекция | Конспектирование лекции |
25 | 14.03 | | Практикум | Практический | Работа по раздаточном материалу |
| | | Тема: «Страны СНГ» (9 ч.) | | |
26 | 21.03 | | Страны Балтии | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
IV Четверть | Уроков 8 |
27 | 05.04 | | Беларусь | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
28 | 12.04 | | Украина | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
29 | 19.04 | | Молдова | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
30 | 26.04 | | Закавказье | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
31 | 04.05 | | Казахстан | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
32 | 11.05 | | Средняя Азия | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
33 | 18.05 | | Практическая работа на карте | Комплексный | Лекция. Фронтальный опрос |
34 | 25.05 | | Урок обобщения | Зачет | Лекция. Фронтальный опрос |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса по географии для 11 класса “Готовимся к ЕГЭ по географии”
№ урока/темы | Наименование тем курса | Дата проведения | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля |
лекции | самост | практ |
план | факт |
I Четверть | Уроков 9 |
ВЕДЕНИЕ 2 ч. |
1 | 1 | Введение. Правила заполнения бланков. | | | | 0,5 | | 0,5 | Беседа |
2 | 2 | Особенности экзаменационной работы по географии | | | | | | 1 | Работа с картами, тестирование |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. |
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | | | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. |
3 | 3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | | | | 1 | | | |
4 | 3.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
5 | 3.3 | Ззадания с развернутым ответом | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы |
6 | 3.4 | Анализ трудных заданий. | | | | | | 1 | Семинар |
4 | Природа Земли и человек | | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
7 | 4.1 | Природа Земли и человек | | | | 1 | | | |
8 | 4.2 | Ззадания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
9 | 4.3 | Ззадания с развернутым ответом | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы |
II Четверть | Уроков 7 |
10 | 4.4 | Анализ трудных заданий. | | | | | | 1 | Семинар |
5 | Население мира | | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
11 | 5.1 | Население мира | | | | 1 | | | |
12 | 5.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
13 | 5.3 | Задания с развернутым ответом | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы |
14 | 5.4 | Анализ трудных заданий | | | | | | 1 | Семинар |
6 | Мировое хозяйство | | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
15 | 6.1 | Мировое хозяйство | | | | 1 | | | |
16 | 6.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
III Четверть | Уроков 10 |
17 | 6.3 | Задания с развернутым ответом | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы |
7 | Природопользование и экология | | | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа |
18 | 7.1 | Природопользование и экология | | | | 1 | | | |
19 | 7.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
20 | 7.3 | Задания с развернутым ответом. Анализ трудных заданий. | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы. Семинар |
8. | Страноведение | | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
21 | 8.1 | Страноведение | | | | 1 | | | |
22 | 8.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
23 | 8.3 | Задания с развернутым ответом. Анализ трудных заданий. | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы. Семинар |
9 | География России | | 6 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
24 | 9.1 | География России. | | | | 1 | | | |
25 | 9.2 | Задания с выбором ответа | | | | | | 1 | Задания текстовой формы с кратким ответом. |
26 | 9.3 | Задания с развернутым ответом. | | | | | | 1 | Дом. Работа текстовой формы. |
IV Четверть | Уроков 8 |
27 | 9.4 | Анализ трудных заданий | | | | | | 1 | Семинар |
28 | 9.5 | Анализ трудных заданий | | | | | | 1 | Семинар |
29 | 9.6 | Анализ трудных заданий | | | | | | 1 | Семинар |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. |
10. | Решение вариантов ЕГЭ | | | 3 | | | | Тестирование |
30 | 10.1 | Решение вариантов ЕГЭ | | | | | | 1 | Выполнение теста. |
31 | 10.2 | Решение вариантов ЕГЭ | | | | | | 1 | Выполнение теста. |
32 | 10.3 | Решение вариантов ЕГЭ | | | | | | 1 | Выполнение теста. |
11. | Итоговое занятие. Анализ работ. | | | 1 | | | | |
33 | 11.1 | Анализ работ. | | | | | | 1 | Семинар |
| Резервное время 2 |
34 | | Обобщающий урок. | | | | | | 1 | Семинар |
35 | | Обобщающий урок. | | | | | | 1 | Семинар |
Итого | | | 35 | | | | |