СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы логоритмики в жизни детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мастер-класс для воспитателей

«Элементы логоритмики в жизни детей»

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель-логопед

Лукманова Дина Басировна

 

 

 

 

 

МБАДОУ детский сад №125

Г. Екатеринбург

2017-2018 учебный год

Участники: воспитатели

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детских садов по использованию логоритмических упражнений в совместной и непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий.

- Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

- Изготовить пособие для развития речевого дыхания.

План проведения:

1. Сообщение: «Что такое логоритмика».

2. Практическая часть:

- Приветствие.

- Игровой прием «Знакомство»;

- Упражнение на координацию речи с движением «Огород»

- Упражнение на развитие чувства ритма «Есть у нас огород»

- Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

- Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

- Самомассаж «Дождик»

- Игра «Эхо»

- Релаксация.

3. Мастер-класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания.

4. Рефлексия.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

 Сегодня я представлю для вас мастер- класс на тему «Логоритмика в жизни детей»

 

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Основа занятий очень разнообразная: путешествие, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.

Структура логоритмического занятия:

Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.)

Основная часть:

- танец, танец – хоровод;

- знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)

- песня, сопровождаемая жестами или движениями;

- артикуляционная гимнастика;

- мимические упражнения;

- массаж или самомассаж;

- пальчиковая игра;

- дыхательные упражнения;

- гимнастика для глаз;

- подвижная или коммуникативная игра;

- чистоговорки;

- речевые или музыкальные игры;

- игры на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть: Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку.

Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики.

 

 

Практическая часть:

Начнем практическую часть с приветствия.

 

- Здравствуйте ручки – хлоп, хлоп, хлоп!

- Здравствуйте ножки – шлёп, шлёп, шлёп!

- Здравствуйте щёчки – плюх, плюх, плюх,

   Розовые щёчки – плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок!

 - Здравствуйте зубки – ам, ам,ам!

- Здравствуй носик – би, би,би,

 - Здравствуйте ребятки – здравствуйте!

 

 

Зарядка.

 

- Скрипит старое дерево : А-а-а-а.

- Воет ветер в ветвях деревьев: У-у-у-у-у (голос всё выше)

- Шелестят листья: Ш-ш-ш-ш.

- Ухает филин: У-ух, У-ух.

 

А теперь будем знакомиться. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Марина Морская, Ольга Очаровательная и т. д.).

При организации начала занятия с детьми я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.

На прошлом занятии мы с вами говорили о фруктах и овощах. Чем же они отличаются друг от друга?......-  Вот давайте мы сейчас с вами вспомним какой же у нас замечательный огород.

 

Упражнение на координацию речи с движением «Огород»

Огород у нас в порядке

Мы весной капали грядки (имитируют движения).

Мы пололи огород (наклон вперёд, шевелить пальчиками)

Поливали огород (имитировать движения)

В лунках маленьких не густо (качаем головой)

Посадили мы капусту (сесть, обхватив себя руками)

Лето всё она толстела (потихоньку подниматься)

Раздавалась в ширь (развести руки)

И ввысь (поднять руки)

А теперь ей тесно белой

Говорит: поберегись! (топнуть ногой)

- Что готовим из капусты? (щи, борщ, салат, пирожки, тушим, солим)

 

Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно.

 

Пальчиковая гимнастика: «Солим капусту»

-Мы капусту рубим, рубим!

-Мы капусту режем, режем!

-Мы морковку трём, трём!

-Мы капусту солим, солим!

-Мы капусту жмём, жмём!

 

 В жизни все подчиняется ритму. Что может быть подчинено ритму? Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи, времен года. На своих занятиях я использую игры с палочками, погремушками, колокольчиками, карандашами. Это - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Музыкально-ритмическая игра «Есть у нас огород»

 

- Какие овощи росли в огороде? (морковь,лук, капуста)

- Что поливает наши овощи, когда нас нет? (дождик)

 

Дождик идёт медленно и быстро.

Стучать палочкой по колокольчику медленно, затем быстро. Произносить при этом – Кап-кап-кап.

 

 

Самомассаж «Дождик»

 

Дождик бегает по крышам

Кап-кап-кап                                       (стучать пальцами)

Потихоньку бьёт по крышам

Кап-кап-кап

 

Дома, дома посидите

Кап-кап-кап                       (стук кулачками)

 

Никуда не выходите

Кап-кап-кап                        (ребром ладони)

 

Почитайте, поиграйте

Кап-кап-кап                        (поглаживание)

 

А уйду, тогда гуляйте

Кап-кап-кап                         (поглаживание сверху вниз)

 

 

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе.

Весёлая артикуляционная гимнастика. Под музыку.

 

Игра «Эхо»

У каждого в руках два «шуршунчика». Педагог играет ритм, остальные слушают и затем повторяют.

Та-та-та

Та-ти-ти-та……

Прохлопать слова: морковка, помидор, картофель, огурец, перец.

 

. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения) Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)  Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)  Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)  Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

 

В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию.

Желательно лечь на пол. Закрыть глаза, расслабить всё тело.

 

Просмотр содержимого документа
«Элементы логоритмики в жизни детей»

Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Предложение перевести ребенка в логопедическую группу или на логопункт пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

На этой странице вам предлагаются ответы, на некоторые вопросы услышанные от родителей.


Чем занимается логопед?


Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.


Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?


Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.


Могут ли родители сами исправить речь ребенка?


Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.



Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.



Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?


Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.



В чем плюсы посещения логопедической группы?


К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.



У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?


Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!