СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать навыки артикуляционных упражнений при помощи артикуляционного массажа и гимнастики.

Просмотр содержимого документа
«Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе .»

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе . Воспитатель ГПД :Краснова И.В.

Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:
1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка);
2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);
3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).
Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.
Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например "п" – "б", "с" – "ш", "л" – "р".
Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое).
Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук "з" – с комаром, звук "ж" – с жуком, звук "ш" – с сердитым гусем, звук "р" – с мотором машины и т. д.
Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком.
Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей. Приведем пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы "р" и соответствующих ей звуков "р" и "рь".
1) Артикуляция звука.
- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!
2) Узнавание звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками "р" и "рь", поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
3) Шутки-чистоговорки:
Ря–ря–ря – синие моря; рю–рю–рю – репу я варю; арь-арь-арь - новый букварь; ри–ри–ри – горят фонари; ре–ре–ре – санки на горе; орь–орь–орь – у Андрюши корь; ра–ра–ра – высокая гора; ро–ро–ро – новое перо; ру–ру–ру – коза грызет кору; ры–ры–ры – летят комары; ор–ор–ор – у Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков "л" - "р", "ль"-"рь" :

1) Выделение звуков "л" - "ль", "р" - "рь".
Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.) - Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки "л" - "ль", "р" - "рь".
2) Шутки-чистоговорки:
Ло-ол-ор - у Ромы топор; ло-ло-ро - у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить.

Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…
4) Скороговорки.
Лара у Вали играет на рояле.
Морская волна сильна и вольна.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Король-орел, орел-король.
5) Определение слов со звуками "л" - "ль", "р" - "рь" в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
"Лыжи"
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
"Верный друг."
Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.



















Логопедическое занятие.

Воспитатель ГПД МОУ СОШ №99 :Краснова И.В.



ТемаСамостоятельная работа детей при помощи артикуляционного массажа и гимнастики.

Цель: Формировать навыки артикуляционных упражнений и артикуляционного самомассажа.

Задачи:

1.Научите ребенка самостоятельно выполнять самомассаж;

2. Научить ребенка запоминать артикуляционную гимнастику.

Оборудование: Предметные картинки по лексической теме; артикуляционные упражнения в картинках; зеркала – индивидуальные и навесное; салфетки и перчатки для логопеда.



Ход занятия:

- В гости к нам сегодня пришел плюшевый Мишка, который потерял один сапожек с ножки. Давайте поможем Мишке найти его сапожек? (Ответы детей)

- Молодцы ребята, что помогли Мишке найти его сапожок. Очень хорошо. И где же он был? (Ответы детей). Правильно! Ребята смотрите, а что это у Мишки в лапках? (Мешочек). А какой мешочек у Мишке в лапках? (волшебный). А давайте посмотрим , что принес нам Мишка в волшебном мешочке? (волшебные картинки). А что на них изображено? Правильно! (артикуляционные упражнения)

- Дети давайте выполним эти упражнения сначала со мной вместе у большого зеркала, а потом самостоятельно с помощью индивидуальных зеркал, лежащих возле вас. 

- детки вы устали? (ответы детей). А давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку:

Этот пальчик хочет спать;

Этот пальчик прыг в кровать;

Этот пальчик прикорнул;

Этот пальчик уж уснул;

Тише пальчик не шуми;

Братиков не разбуди;

Встали пальчики ура!

В садик нам идти пора!

(под каждую строчку стихотворения ребенок загибает каждый пальчик) 



- Молодцы ребята!

- А теперь давайте повторим те упражнения, которые мы сегодня с вами изучили. Молодцы!

- Сейчас мы с вами выполним дыхательное упражнение под названием «Цветочек» (дети уз пальцев рук делают «бутон» цветка и дуют на него, при этом «бутон» распускается и шевелит лепестками – пальчиками)

- Ну ребятки вы отдохнули? (да). Давайте выполним самомассаж, который мы проходили на прошлом занятии. (дети выполняют самомассаж).

- Детки, ну раз мы помогли Мишутке и нашли его второй сапожок, то ему скорее всего пора домой. Да Мишутка? Да. Давайте проводим его до двери и попрощаемся. (Дети прощаются с Мишуткой).

- А сейчас ребята давайте подведем итоги нашего занятия. Чему мы научились? Что повторили? (Ответы детей).

-Спасибо, ребята за занятие! До свиданья!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!