ГЛАВА III. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Урок № Тема: Электризация тел при соприкосновении.
Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
Цель урока: объяснить происхождение термина «электричество»; раскрыть механизм электризации тел при соприкосновении; охарактеризовать взаимодействие заряженных тел; доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Оборудование:
Палочка деревянная, пластинка из оргстекла, пластинка из эбонита, лист бумаги, фольга, вата, ручка, каруселька, узкие полоски бумага, пленка целлулоидная, полоски полиэтилена, шелк, мех, пленка на нитке, штатив.
Демонстрации:
Электризация различных тел.
Два рода электрических зарядов.
Взаимодействие наэлектризованных тел.
Ход урока
План изложения нового материала:
Электризация тел.
Электрический заряд.
Два рода электрических зарядов.
Изучение нового материала
Электризация тел
Изучение электростатических явлений начинают с демонстрации электризации тел. Обычно говорят об электризации при трении. В действительности электризация тел происходит при соприкосновении, а к трению в опытах прибегают для увеличения площади соприкосновения тел. Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении. Необходимо подчеркнуть, что после соприкосновения тела разделяют.
Известно, что существуют приливные, ветряные, солнечные, тепловые, атомные, гидроэлектростанции, которые вырабатывают электрическую энергию. Эта энергия передается по проводам в каждый дом, на заводы, фабрики и фермы. В любом доме можно встретить различные электроприборы. Это утюг, телевизор, пылесос... Если темно, мы пользуемся электрическим освещением. Вольфрамовая нить лампочки разогревается под действием электрического тока.
Так что же такое «электрический ток»? Сегодня вы узнаете о происхождении слова «электричество», а чуть позже - что такое «электрический ток».
Эксперимент 1
Подвесим деревянную палочку на нитке. Полиэтиленовую полоску положим на стол и натрем ее куском ацетатного шелка. Взяв пленку за кончик, поднесем ее сбоку к одному концу палочки.
- Что вы наблюдаете? (Палочка поворачивается, притягиваясь к полоске.)
Учитель проделывает тот же эксперимент с пластмассовой ручкой, палочкой из оргстекла, капроновой или полиэтиленовой трубкой, натерев их шелком или бумагой.
- Что вы наблюдаете? (Все натертые предметы притягивают деревянную палочку.)
Это явление (способность тел притягивать другие тела после того, как их натерли) называется электризацией тел. Об этом явлении было известно еще в VI в. до н. э.: греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь после натирания шерстью начинал притягивать различные легкие предметы. Однако историю науки об электричестве можно начать с исследований Вильяма Гильберта, врача английской королевы Елизаветы. Первую свою работу по электричеству Гильберт опубликовал в 1600 г., где описал электризацию трением. Здесь он впервые в истории науки применил термин «электричество» (от греческого слова «электро», что означает «янтарь»).
Пленка, пластинка из оргстекла, ручка, капроновая трубка наэлектризовались, т.е. получили электрические заряды при трении о шелк, о бумагу.
По мере проведения опытов учитель задает учащимся вопросы:
Как можно определить, заряжены ли тела?
Как показать, что при соприкосновении электризуются оба тела?
Назовите вещества, электризацию которых вам приходилось наблюдать в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?
После обсуждения демонстраций делаются следующие выводы:
явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией;
в электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела.
Электрический заряд
В ходе опытов необходимо обратить внимание учащихся на то, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами. Почему? Пытаясь разобраться с этим вопросом, подводим учащихся к понятию «электрический заряд».
Опр. Электрический заряд - это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом.
Опр. Физическую величину, называемую электрическим зарядом, обозначают буковой q.
Единица электрического заряда в СИ называется кулоном (1 Кл) в честь французского физика Ш. Кулона (1736-1806).
Тело, у которого q 0 , называется заряженным, а тело, у которого q = 0, - нейтральным (незаряженным).
Важно подчеркнуть, что электрический заряд всегда связан с каким- либо телом (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определенные свойства частиц (или тел).
Эксперимент 2
Положите на полоску бумаги полоску из полиэтилена. Прижимая тыльной стороной ладони, прогладьте их, затем разведите в стороны и медленно сближайте.
- Что наблюдаете? (Полоски притягиваются друг к другу.)
Эксперимент 3
Кусочек распушенной ваты поднесите к бумажной полоске и сразу же после этого поднесите к пленке.
- Что наблюдаете? (Пушок притягивается и к бумаге, и к пленке.)
- Какой вывод можно сделать? (Оба тела, бывшие в контакте, а затем разъединенные, электризуются, получают заряды.)
Эксперимент 4
Электрический заряд можно передать телу от другого наэлектризованного тела. Возьмите кусочек фольги и обмотайте им пробирку. Образовавшийся цилиндрик сдвиньте на край, чтобы он сошел примерно на 1 см. В эту полость вложите один из концов нитки с узелками на концах и обожмите фольгу. Нитка окажется зажатой. Аккуратно снимите гильзу и подвесьте на кронштейн штатива, введя нитку в вертикальный разрез.
Наэлектризуйте палочку из оргстекла, потерев ее о бумагу, и медленно поднесите к гильзе.
- Что вы увидели? (Гильза вначале притянулась, а потом - после касания - оттолкнулась.)
- Как это объяснить? (Получив такой же заряд, что и на палочке, гильза стала от нее отталкиваться.)
- Значит, заряды одного вида отталкиваются? (Да.)
- А почему пленка и бумага притягиваются, хотя обе тоже зарядились? (Видимо, у них разные заряды.)
Давайте проверим эту гипотезу.
Эксперимент 5
Вместо гильзы повесьте на штатив пленку на нитке, пропустив нитку через горизонтальную прорезь кронштейна. Возьмите широкую полоску бумаги. Сложив ее вдвое, обхватите висящую пленку и потрите ее, стараясь не натягивать нить. Возьмите еще одну пленку и зарядите ее, потерев теперь о наэлектризованную бумагу. По очереди поднесите к висящей пленке заряженные полиэтиленовую пленку и бумажную полоску.
- Что наблюдаете? (Бумажная полоска притягивается, а полиэтиленовая пленка отталкивается.)
- Почему? (Пленки заряжены одинаковым способом - и заряды на них одинаковы. Заряды одного вида отталкиваются. А бумага, вероятно, получает заряд другого вида, и она притягивается к пленке.)
Французский физик Шарль Дюфе в 1730 г. изучал взаимодействие наэлектризованных тел. Он заметил, что в одних случаях такие тела притягиваются, а в других - отталкиваются. Например, натертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, но притягиваются к смоляной палочке, потертой о шерсть. Он объяснил это тем, что существует два рода электричества - «стеклянное» и «смоляное». Тела, заряженные электричеством одного вида, отталкиваются, а заряженные электричеством разного вида - притягиваются. В 1778 г. американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин назвал «стеклянное» электричество положительным, а «смоляное» - отрицательным.
Два рода электрических зарядов
Понятие о двух родах электрических зарядов вводят на основе изучения взаимодействия наэлектризованных тел:
а) существуют два рода электрических зарядов - положительные и отрицательные;
б) тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
Как взаимодействуют эбонитовая палочка, натертая мехом и стеклянная палочка, натертая шелком?
Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой (янтарной) - отрицательным.
Эксперимент 6
Натрите пластинку из оргстекла о бумагу и положите на карусельку (см. рис.).
Натрите другую пластинку из оргстекла и поднесите к концу первой.
- Что наблюдаете? (Пластинки отталкиваются, значит на обеих заряды одноименные и положительные.)
Натрите ручку о бумагу и поднесите к пластинке, лежащей на карусельке.
- Что вы наблюдаете? (Притяжение. Разноименные заряды притягиваются, значит, на ручке заряд отрицательный.)
- Подумайте, как с помощью гильзы можно определить знаки зарядов различных наэлектризованных тел? И вообще, как определить, заряжено ли тело? (Нужно зарядить гильзу известным зарядом, например, положительным от стеклянной палочки, и наблюдать за ее поведением при приближении заряженных тел. Если тело отталкивается, то заряд на нем положительный, если притягивается, то заряд отрицательный. Если гильза не реагирует на приближение тела, то на нем нет заряда.)
Демонстрационный эксперимент с султанами
Учитель заряжает электрический султан.
- Почему лепестки начинают все больше расходиться? (На них накапливается все больше и больше положительного заряда от палочки из оргстекла и отрицательного от эбонитовой палочки. Одноименные заряды отталкиваются. Разноименные - притягиваются.)
Закрепление изученного материала
Про какие тела говорят, что они наэлектризованы?
Заряд, какого знака получает стеклянная палочка, потертая о шелк? Эбонитовая палочка, потертая о мех?
Как взаимодействуют одноименные заряды?
Как взаимодействуют разноименные заряды?
Каково происхождение слова «электричество»?
Как взаимодействуют друг с другом две эбонитовые палочки, наэлектризованные трением о мех?
Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
-
Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски - заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку трением об эбонитовую пластинку?
Возьмите пластмассовую линейку и потрите ее о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чем это проявляется?
Задачи на закрепления
Объясните рисунки (см. рис.). Что общего в показанных ситуациях? В чем различия?
Домашнее задание: §25, 26 учебника; ответить на вопросы к параграфу (с. 60).
Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1169, 1171, 1172.
Дополнительный материал
Первые сведение об электричестве и магнетизме
Изучение электрических и магнитных явлений по-настоящему начинается только в XVIII в. Но первые сведения об этих явлениях были известны уже древним. Древние греки знали свойство натертого янтаря притягивать мелкие предметы. Само слово «электричество» происходит от греческого слова «электрон», что значит по-русски янтарь. Древние греки знали также, что существует особый минерал - железная руда (магнитный железняк), способный притягивать железные предметы. Залежи этого минерала находились возле города Магнесии. Название этого города послужило источником термина «магнит».
Древние не исследовали ни электрических, ни магнитных явлений. Однако они попытались дать объяснение этим явлениям. Самое первое объяснение свойств магнита притягивать железо заключалось в том, что магниту приписывалась «душа», которая заставляла магнит притягивать железо или притягиваться к железу.
При этом магнит представляли подобно живому существу. Живое существо, например собака, видит кусок мяса и стремится к нему приблизиться. Подобно этому магнит, как бы видит железо и стремится к нему притянуться.
Это объяснение весьма примитивно с нашей точки зрения. Однако такого рода объяснения, когда предметы неживой природы одушевлялись, были характерными для древних, которые верили в существование целого ряда богов, духов и т.д.
Но в древности начала развиваться и материалистическая философия. Философы-материалисты Древней Греции отвергали существование духов и пытались объяснить все явления природы естественными законами. Они учили, что все тела состоят из мелких материальных неделимых частиц - атомов. По их мнению, кроме атомов и пустоты, в которой атомы движутся, ничего не существует. Все явления природы объясняются движением атомов. Сама слово «атом» греческого происхождения. Оно означает «неделимый».
Философы, верившие в существование атомов, из которых состоит природа, получили название атомистов. Одним из родоначальников этой философии был древнегреческий философ Демокрит (460 - 370 до н.э.). Философы - атомисты пытались дать объяснение электрическим и магнитным явлениям без обращения к специальным «душам» и «духам».
Историческая справка
История изучения электричества интересна и поучительна. Некоторые, наиболее существенные исторические примеры можно использовать на уроках для повышения интереса к теме.
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624-547 гг. до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы - пушинки, соломинки и т. п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».
Рождение учения об электричестве связано с именем Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло.
Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602-1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание.
Два вида электричества
Более 250 лет прошло с тех пор, как стало известно о существовании двух видов электричества. В 1733 году французский физик Ш. Дюфе опубликовал во французском и английском журналах статьи, в которых описал результаты своих опытов по электризации различных тел.
Из многочисленных и остроумно поставленных экспериментов Дюфе сделал вывод, что существуют два вида электричества. Одно электричество возникает при натирании копала (ископаемой смолы), воска, шелка и многих других веществ. Другое появляется при натирании стекла, горного хрусталя, драгоценных камней, шерсти и др. Поэтому Дюфе назвал первое из них смоляным, а второе стеклянным электричеством. Тело, обладающее любым из двух видов электричества, притягивает к себе легкие тела (именно это свойство еще с античных времен обозначалось словом «электричество»), Различие же состоит в том, что тела, заряженные одним и тем же электричеством (стеклянным или смоляным), отталкивают друг друга, но если одно тело заряжено стеклянным, а другое смоляным электричеством, то они взаимно притягиваются.
Так были установлены фундаментальные факты: наличие двух видов электричества и существование электрических сил притяжения и отталкивания. Естественно возникает вопрос о том, как же появляется у тел то или иное электричество. В то время об этом можно было строить только догадки.
Флюид Франклина. Одна такая догадка была высказана в 1750 году американским физиком (а также известным государственным и общественным деятелем, одним из руководителей борьбы американских колоний за независимость) Б. Франклином.
По Франклину, в каждом теле содержится особое электрическое вещество (флюид, как тогда говорили), что-то вроде электрической жидкости. Частицы этой электрической жидкости отталкиваются друг от друга, но сильно притягиваются частицами тела, так что всякое тело действует на электрическую жидкость подобно губке, втягивающей в себя воду (частицы электрической жидкости много меньше частиц самого тела, иначе они не могли бы проникать внутрь тела). Но присутствие электрической жидкости в теле не делает его наэлектризованным, если она содержится в теле в некотором, так сказать, нормальном количестве. При натирании же одного тела другим часть электрической жидкости перетекает из одного тела в другое, вот тогда-то оба тела и становятся наэлектризованными. То тело, в которое электрическая жидкость перетекла и в котором поэтому создается ее избыток по сравнению с нормальным количеством, становится обладателем стеклянного электричества. Второе тело, в котором электрической жидкости оказывается меньше нормального количества, заряжается смоляным электричеством. Однако Франклин дал этим двум видам электричества другие названия. Стеклянное электричество (им обладают тела с избытком электрической жидкости) Франклин назвал положительным, а смоляное (которым обладают тела с недостатком электрического флюида) - отрицательным. Эти названия, как известно, сохранились до наших дней, впрочем, как и другие термины, введенные в науку об электричестве Франклином: заряд, разряд, конденсатор, батарея, проводник и т. д.
Электричество и ... чулки. Другое объяснение было предложено в 1759 году англичанином Р. Симмером. Поводом для этого послужили довольно занятные наблюдения, проведенные им.
Симмер имел обыкновение носить две пары чулок: черные шерстяные для тепла и белые шелковые для красоты. Снимая с ноги сразу оба чулка и выдергивая один из другого, Симмер видел, как оба чулка' раздуваются, воспроизводят форму ноги и притягиваются друг к другу. Однако чулки одного цвета, как черные, так и белые, друг от друга отталкиваются. Если держать в одной руке два белых, а в другой два черных чулка, то при сближении рук взаимное отталкивание одноцветных чулок и притяжение разноцветных приводит к забавной возне между ними - чулки противоположных цветов как бы набрасываются друг на друга и сплетаются в один причудливый клубок.
Эти наблюдения и привели Симмера к заключению, что в каждом теле имеется не одна, а две электрические жидкости - положительная и отрицательная, содержащиеся в теле в одинаковых количествах. При натирании двух тел какая-то из них может перейти из одного тела в другое, тогда в одном теле окажется избыток одной из жидкостей, а в другом - ее недостаток.
Электрический конфликт. Так появились два представления об электричестве. Долгое время, почти полтора столетия, ни одна из них не получала всеобщего признания.
Когда в конце XVII - начале XIX веков появилась возможность получать и изучать постоянный электрический ток, возник спор о том, что именно «течет» в цепи, содержащей источник тока и проводники. Были сомнения в том, одинаковы ли электричество, которое получают при натирании тел, и то, что течет в электрической цепи. Последнее получило даже специальное название - гальваническое электричество. Но все же многие считали, что в проводниках электрической цепи текут одновременно два симмеровских электричества, и называли электрический ток... электрическим конфликтом, поскольку эти электричества текут в противоположных направлениях. Так, например, когда в 1820 году X. Эрстед издал брошюру, в которой описывалось открытое им действие тока на магнитную стрелку, он назвал ее так: «Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку».
Тогда читателям было понятно это странное для нас название, и брошюра имела успех ввиду фундаментальной важности сделанного открытия.
Окончательное разрешение старый спор двух теорий - Франклина и Симмера - получил лишь в конце XIX - начале XX веков. Теперь мы знаем, что победителем в споре надо признать Симмера. «Электрические жидкости Симмера» - это отрицательно заряженные электроны и положительно заряженные протоны, которые в одинаковом числе содержатся в каждом нейтральном теле, в каждом атоме вещества.
Но кое-что оказалось верным в теории Франклина: при натирании тел переходить с одного тела на другое может только один «флюид» - отрицательно заряженные электроны. Однако тело, на которое они переходят, становится отрицательно заряженным, в то время как Франклин считал его заряженным положительно. Это связано с тем, что Франклин счел нужным назвать положительным стеклянное электричество Дюфе. От этого выбора, сделанного Франклином, следует и то, что электрону мы приписываем отрицательный знак заряда, и то, что за направление электрического тока принимается направление движения положительных зарядов, хотя в подавляющем большинстве проводников, прежде всего, металлических, фактически движутся отрицательно заряженные частицы. В электролитах и газах электрический ток - это встречное движение и положительных, и отрицательных частиц. Но теперь никто это не считает электрическим конфликтом.