СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ на тему: ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ. ЭЛЕКТРОСКОП.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ   В 8 КЛАССЕ на тему:ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ. ЭЛЕКТРОСКОП. Цель урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ на тему: ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ. ЭЛЕКТРОСКОП.»








КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8б КЛАССЕ

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ.

ЭЛЕКТРОСКОП.


















Цель урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с явлением электризации тел, при помощи опытов установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

  • познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов;

  • добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;

  • научить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их;

  • научить решать качественные задачи по теме;

  • выделять электрические явления в природе и технике;

  • определять знак заряда наэлектризованного тела;

  • показать объективность проявления законов физики в быту и технике.

Воспитательная:

  • формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений;

  • воспитывать творческую инициативу;

  • поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы на уроке;

  • воспитание любознательности.

Развивающая:

  • развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы;

  • развивать навыки групповой работы на уроке.


Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

- формировать умение управлять своей учебной деятельностью;

- формировать интерес к физике при анализе физических явлений;

- развить внимание, память, логическое и творческое мышления.

Регулятивные:

- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания (составление плана действий);

- выполнять работу в парах, группах, помогая друг другу;

- участвовать в обсуждении результата, полученного при совместной работы пары.


Познавательные:

- формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений;

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

- формулировать вопросы и задания к пройденному материалу;

- формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

-участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Предметные:

- усвоить законы взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, их поведение при взаимодействии;

- организовать усвоение основных понятий по теме, решать качественные задачи;

- формировать умения анализировать увиденный эксперимент.


Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: экспериментальный, частично-поисковый, метод анализа и синтеза, словесно-наглядный, исследовательский

Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, кейс-метод.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, бумажная «стружка», кусочки меха и шелка, пластинка из оргстекла, электроскоп, электрометр, гильза из фольги.

  Демонстрационный материал:

1. Демонстрации для изучения электризации тел.

2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.

3. Презентация  

Этапы урока:

1. Организационный момент. Мотивация. Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность (1 мин)

2. Актуализация знаний и умений учащихся. Повторение пройденного (2-3 мин)

3. Постановка проблемы .

4. Изучение нового материала с использованием фронтального и демонстрационного экспериментов (25-30 мин)

5. Первичное закрепление. Работа с кейсами (8-9 мин)

6. Рефлексия и итог урока (1 мин)

7. Домашнее задание (1 мин)

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

    1. Организационный момент. Мотивация. Создание положительной атмосферы, настрой на учебную деятельность

Поиск контакта, мотивирование учащихся на урок

Ученики приветствуют учителя

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию


    1. Актуализация знаний и умений учащихся. Повторение пройденного

Оказание консультативной помощи в сложных ситуациях



Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:

осознание учеником того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, строить высказывания

    1. Постановка проблемы

Демонстрация границ знаний, подведение учащихся к формулировке актуальных задач



Формулирование затруднений, определение цели учебной деятельности



Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

    1. Изучение нового материала


 - Объяснение устройства и работы электрометра и электроскопа.


Консультирование. Помощь школьникам, у которых возникли затруднения




Выполнение практических заданий в соответствии с алгоритмом самостоятельно или в группах



Регулятивные:

выделять и осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. Обсуждают результаты других групп.

Познавательные:

формирование умения наблюдать, делать выводы,

исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами.

Личностные: понимать неполноту знаний, интересоваться новым материалом,
отрабатывать умение анализировать информацию

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

Выполнение заданий

Личностные УУД

развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал

    1. Первичное закрепление знаний.

(Работа с кейсами)

Презентация подготовленных информационных блоков, способствующих систематизации материала.


Самостоятельная работа



Поисковая активность, направленная на выявление связей между новым материалом и ранее изученным, возможности его применения в повседневной жизни

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию.
Коммуникативные: получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.
Личностные: умение принимать решение

    1. Рефлексия.

Подведение итогов урока

Просит учеников: обозначить свое настроение в конце урока: «+» -хорошее,«-»-плохое, «+,- »-безразличное

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

Обозначают свое настроение в конце урока


Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные:

постановка вопросов. Умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли

    1. Домашнее задание

Предоставление задач разного уровня сложности на выбор

Выбор домашнего задания согласно уровню собственных способностей

Познавательные:

выделять существенную информацию.
Коммуникативные:

получать необходимую информацию





Ход урока


      1. Организационный момент. Мотивация.

2. Актуализация знаний и умений учащихся. Повторение пройденного.

- фронтальный опрос.

- демонстрация эксперимента: «Мыльный пузырь».

- Я думаю, что вы встречались в своей жизни с такими явлениями.

Например:

- вы расчесываете чистые сухие волосы пластмассовой расческой, а они притягиваются к ней, или даже искрят;
- после этого расческа может притягивать и другие мелкие предметы, например, мелкие листочки;
- когда вы снимаете свитер или синтетическую рубашку, вы слышите треск и чувствуете покалывания, а в темноте даже видны вспышки света.
- Почему происходят эти явления?

- В чем суть этих явлений?

- Вот это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

- Какие это явления? (отвечают)

Конечно, все это — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, и одним из таких явлений является ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ.

- Как вы думаете. Какая тема урока у нас будет?

«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.»

- Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

- А теперь попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока.

Цель урока: изучить явление электризации тел, виды зарядов и их взаимодействия, а также рассмотреть приборы, необходимые для изучения электризации тел.

  1. Постановка проблемы

- Назовите основные научные пути познания? (наблюдение, гипотеза, опыт)

- Хорошо, именно опытным путём мы с вами сегодня и будем добиваться поставленных перед собой цели и задач урока.

- Посмотрите План работы (на доске), согласны ли вы с пунктами плана или хотите что-то добавить.

- Прежде чем перейти к экспериментам, давайте послушаем легенду об электризации.

Выступление учащейся

- Вот откуда произошло название Электричество.

4. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

Для каждой группы приготовлены приборы и описание эксперимента, по окончании которого, вы должны рассказать свой опыт классу и сделать вывод. На цветных листочках задание эксперимента для каждой группы. На проведение эксперимента дается 2 мин.

  1. Эксперимент. Группа 1.

Приборы и материалы: эбонитовая палочка (эбонит – это каучук с добавлением серы), маленькие кусочки бумаги (кружочки бумаги, оставшиеся в дыроколе), кусок меха или шерсти, кусок шелка.

Порядок выполнения работы:

1. Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке.

2. Поднесите палочку к кусочкам бумаги, разложенным на столе. Взаимодействуют ли они между собой?

3. То же самое проделайте с куском шелка.

4. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.

(Тело при натирании наэлектризовалось, и ему был сообщен электрический заряд).

5. Потрите о мех другую сторону палочки и поднесите ее к листочкам. Все ли тела электризуются?

делайте вывод. Молодцы! Вывод записывать не будем, я в конце экспериментов вам раздам карточки-памятки, где будет написан вывод.

Вывод: явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией.

Группа 2.

Приборы и материалы: эбонитовая палочка, картонная фигурка «человечка», кусок меха или шерсти.

Порядок выполнения работы:

1.На столе имеется вырезанная из картона фигурка «человечка»

2. Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке.

3. Поднесите эбонитовую палочку на небольшом расстоянии к рукам человечка, не касаясь их.

4.Что произойдет с руками человечка? Как вы объясните наблюдаемое явление?

(Человечек будет вытягивать руку, указывая им на электрический заряд)

 - Ответьте на вопросы:

  1. Как можно наэлектризовать тело?

  2. Как обнаружить электризацию тела?

- Какой вывод вы сделали?

Вывод: Наэлектризовать тело можно трением. Электризацию тел можно обнаружить при взаимодействии с другими телами.
Итак, молодцы! Переходим к 3 группе.

Группа 3

Приборы и материалы: стеклянная палочка, металлическая гильза из фольги, кусок шелка.

Порядок выполнения работы:

  1. Хорошенько потрите стеклянную палочку о шелк

  2. Поднести стеклянную палочку к металлической гильзе из фольги, что вы наблюдаете?

  3. Поднесите шелк к наэлектризованной гильзе, что наблюдаете?

  4. Оба ли тела электризуются при трении?

Вывод: При трении электризуются оба тела.

Группа 4.

Приборы и материалы: электрическая лампа на подставке, две пластмассовые линейки, кусок фланели.

1.Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе, ввёрнутой в патрон, и приблизите к ней другую такую же линейку. Что вы наблюдаете?

2. Затем наэлектризуйте трением о фланель поочередно эти линейки и опыт повторите. Что вы наблюдаете? Как взаимодействуют заряды одного рода?

(Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются)

Группа 5.

Приборы и материалы: электрическая лампа на подставке, линейка из оргстекла, кусок фланели.

1.Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе, ввёрнутой в патрон, и преподнесите к ней кусок фланели. Что вы наблюдаете?

2. Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и повторите опыт. Что вы наблюдаете?

3. Сделайте вывод: одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Как взаимодействуют заряды 2-х различных видов?

(Тела, имеющие заряды 2- х различных видов, притягиваются)

Вывод:  Заряды одного знака называют одноимёнными, а заряды разных знаков - разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются.

- Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шёлк, условились называть положительным«+». Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех, отрицательным «-»

- А как вы думаете, только ли твёрдые тела могут участвовать в электризации? Поднести палочку к струйке воды, она отклоняется, значит в электризации участвуют и жидкости и даже воздух (например самолёт, из-за трения о воздух на самолете в полёте накапливается заряд)

- Электризация тел может осуществляться не только трением. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно наэлектризованным предметом, то оно электризуется. На этом явлении основано действие электроскопа – это прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стёклами. Если к незаряженному электроскопу поднести, например, заряженную эбонитовую палочку, то его лепесточки разойдутся. Если к заряженному электроскопу поднести тело, имеющее заряд того же знака, как электроскоп, то его листочки разойдутся сильнее.

Физминутка

Учащимся в парах предлагается изобразить пантомиму.

5. Первичное закрепление (Работа с кейсами)

- На столе у вас задания. Это кейс - ситуации, с которыми вы будете работать. Прочтите внимательно кейс, проанализируйте. Обсудите реальность данного кейса. Ответьте на вопросы после кейса. На обсуждение дается 2 минуты.

Кейс №1

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Кейс №2

Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

Кейс №3

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу: 

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

Кейс №4

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? (пластик бывает разный, бывает бензин разъедает пластик, при езде бензин плещется в таре)

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Кейс № 5

Однажды зимой некая женщина напугала посетителей универмага «Детский мир». По словам «потерпевших» , в универмаге женщина якобы колола людей хитро спрятанным шприцем.

Вопросы к кейсу:

- Что за шприц был у женщины?

- Почему такие явления мы наблюдаем чаще в зимнее время года?

- Как бороться с такими уколами?

Итак, молодцы ребята!

Итог.

Учитель: а теперь мы вернемся к опыту, который я показывала в начале урока

А теперь давайте вернемся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли цели?

6. Рефлексия

У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока. Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд, если урок понравился, но не все понятно рисуете два заряда, а если все понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд. Встаньте, пожалуйста, у кого положительный заряд, встаньте у кого 2 заряда, а у кого отрицательный заряд. Тем у кого заряд отрицательный, вам нужно более тщательно поработать с домашним заданием.

7. Домашнее задание. Оценки за урок. Самооценка.

1) Изучить § 25, 26. Упр.18 (1, 2) выполнить

2) Подготовить сообщение по теме «Вред и польза электризации»

3) Написать сказку « Путешествие по стране Электризация»

4) Изготовить электроскоп


Литература

1. Пёрышкин А.В. Физика 8.- М.: Дрофа, 2014 г.

2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2018 г.

3. Томилин А.Н. «Мир электричества» - М.: Дрофа, 2004 г.

4. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике. 7-8 кл., М.: Просвещение, 1985 г.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!