СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Учись решать задачи по химии» 8 кл

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразность введения курса по химии обусловлено насыщенностью школьной программы по химии теоретическими вопросами, не позволяющими преподавателю уделять много времени навыкам решения задач во время основного урока. Специфика решения задач по химии заключается в умении владеть не только теоретическим материалом, но и логически мыслить (определить тип задачи, ее алгоритм решения, выбрать основные расчетные формулы). В курсе представлены задачи по химии для учащихся, не обладающих глубокими знаниями, а также задачи повышенной сложности.

Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Учись решать задачи по химии» 8 кл»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АКТОБЕ

ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР





УТВЕРЖДЕНА

приказом отдела образования города Актобе

от «___» _________________2018 года

№_____























ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Учись решать задачи по химии»

(8 класс)











































Актобе, 2018 год

Курс основан на учебном пособии Борздун Л.А. «Решение расчетных задач в курсе химии средней школы»,

Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Неорганическая химия в вопросах. – М.: «Химия», 2001 г.

(Основание курса, программы (положение, программы и т.д., когда и кем утверждено)





ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Учись решать задачи по химии»

(8 класс)

(название курса)



Составила: Садыкова А.С.



Обсуждено на заседании методического (педагогического) совета

СШ № 18

(название школы)





Протокол № ____ « ____» __________201__ года



Председатель экспертной комиссии

____________________________ ___

(подпись) (ФИО)







ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Учись решать задачи по химии»

(8 класс)

(название курса)



Составила:



Согласовано на заседании городской экспертной комиссии



Протокол № ____ « ____» __________201__ года



Председатель экспертной комиссии

____________________________ ___

(подпись) (ФИО)







Пояснительная записка

Целесообразность введения курса по химии обусловлено насыщенностью школьной программы по химии теоретическими вопросами, не позволяющими преподавателю уделять много времени навыкам решения задач во время основного урока. Специфика решения задач по химии заключается в умении владеть не только теоретическим материалом, но и логически мыслить (определить тип задачи, ее алгоритм решения, выбрать основные расчетные формулы). В курсе представлены задачи по химии для учащихся, не обладающих глубокими знаниями, а также задачи повышенной сложности.

Для достижения эвристического уровня ученик должен уметь применять полученные знания, умения и навыки, самостоятельно осваивать необходимые новые знания, или пополнять уже полученные знания, самостоятельно находить новые решения данного задания, или предлагать несколько решений этого задания. Чтобы подняться на самый высший творческий уровень, ученику недостаточно только показать свои способности, он должен еще и доказать свои возможности решать предложенные им самим новые проблемы, используя не только свои знания и навыки, но и такие свои качества, как умение мыслить, систематизировать и анализировать.

Таким образом, предлагаемое содержание курса ДПОУ по химии, проверка уровня этих знаний даются с учетом современных требований, сохранением одной известной систематики, с обеспечением всех четырех ступеней принципа развивающего обучения.

Программа курса подготовлена для учеников 8-х классов.







Цели и задачи курса



Целью данного курса является усовершенствование умений учащихся решать задачи по химии в соответствии с программой средней общеобразовательной школы.



Задачами курса являются:

  1. Сформировать комплекс знаний, необходимых при решении задач по химии;

  2. Привить и закрепить практические навыки в обращении с наиболее распространенными в практике веществами (кислотами, щелочами, некоторыми оксидами, солями);

  3. Научить производить химические расчеты по формулам и уравнениям химических реакций, а также расчеты, связанные с приготовлением растворов.

В структуре изучаемой программы курса выделяются следующие основные разделы:

  • Задачи на вывод химических формул по массовым долям элементов;

  • Расчетные задачи по химическим формулам;

  • Расчетные задачи по уравнениям химических реакций;

  • Задачи, связанные с применением закона Авогадро;

  • Расчеты по термохимическим уравнениям;

  • Задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке;

  • Задачи на вычисление, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции»;

  • Задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси;

  • Задачи на смеси веществ;

  • Задачи на растворы.

Контроль знаний осуществляется в форме тестовых заданий и завершающий курс – контрольной работой.

Данный курс рассчитан на 32 часа в течение учебного года. Периодичность занятий – 1 час в неделю.











Формы контроля и критерии оценки

  • Программа предусматривает проведение лекционно-практических занятий.

  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий по применению полученных знаний и дальнейшему их совершенствованию в рамках изучения курса химии.

  • Курс завершается выполнением итоговой контрольной работы.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

Знать:

  • Теоретический материал курса химии основной школы;

  • Основные алгоритмы решения расчетных задач.

Уметь:

  • Определять тип задачи;

  • Записывать уравнения реакций протекающих процессов;

  • Выбирать основные расчетные формулы и их преобразовывать;

  • Подставлять численные данные и производить математические вычисления.

По окончании у учащихся формируется положительная мотивация к дальнейшему изучению химии, развиваются, закрепляются навыки решения задач, что необходимо при дальнейшем обучении.

Данный курс рассчитан на 32 часа в течение учебного года 8 класса. Периодичность занятий – 1 час в неделю.







Содержание программы

Наименование разделов

Содержание

Ссылки на задачи

Основные понятия и законы химии

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

  • Распределение электронов по энергетическим уровням. Электронное строение атомов элементов главных и побочных подгрупп.

  • Основные классы неорганическихсоединенй.

  • Закономерности течения химических реакций.

  • Окислительно- восстановительные реакции.

  • Реакции ионного обмена. Экспериментальные задачи. Качественные реакции на ионы.

  • Гидролиз солей.

  • Электролиз водных растворов и расплавов.

1,2

Задачи на вывод химических формул

  • Нахождение химической формулы по массовым долям.

  • Нахождение химической формулы по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества.

1,2

Расчетные задачи по уравнениям химических реакций.

Вычисление массы вещества, исходного, или получаемого (по уравнению реакции, если известна масса другого вещества)

1,2,3

Задачи, связанные с применением закона Авогадро.

  • Вычисление объема определенной массы газообразного вещества. Вычисление массы газообразного вещества, занимающего определенный объем.

  • Вычисление массы вещества по уравнениям химических реакций, в которых участвуют или образуются газы.

1,2,3

Расчеты по термохимическим уравнениям


1,2,3

Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток)

  • Расчеты по массам веществ.

  • Расчеты по числу молей.

1,2

Вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции»

  • Расчеты с использованием массовой доли выхода продукта в процентах оттеоретически возможного.

  • Расчеты с использованием объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного.

2,3

Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси


1,2,3

Задачи на растворы

  • Решение задач с использованием процентной концентрации.

  • Решение задач с использованием нормальной концентрации.

  • Решение задач с использованием молярной концентрации.

Вычисления, связанные с разбавлением раствора.

1,2,3

Задачи на смеси веществ


1,2,3

Итоговое занятие







































Учебно-тематический план элективного курса «Решение задач по химии»;

32 часа; 1 час в неделю





Наименование разделов

Всего часов

Лекционные

Практические

Дата

1

Основные понятия и законы химии

4

2

2


2

Задачи на вывод химических формул

4

1

3


3

Расчетные задачи по уравнениям химических реакций.

2

1

1


4

Задачи, связанные с применением закона Авогадро

3

1

2


5

Расчеты по термохимическим уравнениям

3

1

2


6

Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток)

4

2

2


7

Вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции»

4

2

2


8

Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси

3

1

2


9

Задачи на растворы

2

1

1


10

Задачи на смеси веществ

2

1

1


11

Итоговое занятие

1

1




ИТОГО

32

14

18
























Основная литература:

1. Борздун Л.А. «Решение расчетных задач в курсе химии средней школы»,

М.: Просвещение, 2000г.



2. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Неорганическая химия в вопросах.

М.: «Химия», 2001 г.



Дополнительная литература:

  1. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Неорганическая химия в вопросах. – М.: «Химия», 2001 г.

  2. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные, проверочные работы по химии. 8-9 класс. – М.: Изд.дом «Дрофа», 2008г.

  3. Брейгер Л.М. Химия. В помощь преподавателю. Пособие для учителя. – Волгоград, «Учитель», 2002 г.

  4. Иванова Р.Г. Уроки химии в 8-9 классе. М.: Просвещение,2000г.- 128 с.

  5. Эпштейн Д.А. Учителю об основах химической технологии. М.: Просвещение, 2005г. – 272 с. Хомченко И.Г. Решение расчетных задач. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы 8-11 класс. Москва, 2003г.

  6. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. – М.: Поматур, 2000. – 175 с.

  7. Макареня А.А. Повторим химию. Пособие для учащихся. – М.: Высшая школа, 2000 г.

  8. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Останний Н.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 8-9 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2000 г.

  9. Романцева Л.М., Лещинская З.Л. Сборник задач и упражнений по общей химии. – М.: Высшая школа, 2001 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!