МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» Г. ПОВОРИНО
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей физико-математического цикла Рук. ШМО: Асоскова В.В. ____________________ Протокол № 1 от «03» сентября 2018г. | «Согласовано» Зам. дир. по УВР: Ракитина Е.А. _________________________ 30 августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино: Асоскова Е.В. ________________________ Приказ № от « 30» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
для обучающихся 11 класса
«Математика в экономике»
на 2019 – 2020 учебный год
Асосковой Веры Васильевны (ВКК)
Ф.И.О. учителя
Количество часов в неделю – 1 ч. (в году – 35 ч.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Математика в экономике»
(элективный курс по математике для обучающихся 11 класса
социально-экономического профиля, 35 часов)
Рабочая программа элективного курса «Математика в экономике» разработана для учащихся 10 класса социально-экономического профиля и построена в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования 2004 года. Данная программа разработана к УМК «Алгебра и начала математического анализа 10кл» (авт. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Для освоения курса достаточно знаний по математике на базовом уровне. Необходимые знания по экономике учащиеся получают в ходе изучения курса на соответствующих уроках экономики в школе.
Цель данного курса – систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения экономических задач, формирование умений применять эти знания при решении задач по экономике.
В программе элективного курса предлагается материал, который дополняет школьную программу по математике, и создает аппарат обеспечивающий математическую поддержку курса экономики в школе.
Данный курс способствует формированию у учащихся представлений о математическом моделировании как методе познания реальной действительности.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, могут служить фундаментом для дальнейшего изучения как математики, так и экономики.
Но в то же время экономику можно назвать и точной наукой. Она оперирует преимущественно количественно измеряемыми величинами (экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами). Математическое описание экономических явлений естественным образом приводит к идее составления школьных экономико-математических задач. Использование задач превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Кроме того, задачи позволяют проверить знания по всей программе. Использование математического аппарата требует соответствующей подготовки и от учителя, и от ученика. Данный курс и призван обеспечить математическую поддержку преподавания экономики.
ЦЕЛИ КУРСА:
– формирование у учащихся представлений о математике как практическом инструменте, помогающем в различных областях знаний, о математическом моделировании, как методе познания реальной действительности;
– систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения задач по экономике;
– формирование умений применять математические знания для решения задач по экономике;
– создание математической базы для продолжения образования в высших учебных заведениях экономического профиля.
Для освоения курса достаточно знаний по курсу математики основной школы на базовом уровне по следующим темам:
– проценты, основные задачи на проценты;
– арифметическая и геометрическая прогрессии;
– алгебраические выражения и формулы;
– алгебраические дроби и действия с ними;
– линейные уравнения и неравенства и их системы;
– квадратные уравнения и неравенства;
– линейная функция, ее свойства и график;
– квадратичная функция, ее свойства и график.
Весь элективный курс можно разделить на три части:
– систематизация и углубление известных знаний;
– изучение нового математического материала (графическое истолкование системы
линейных неравенств с двумя переменными, основы линейного программирования);
– решение задач.
№ занятия | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Количество часов | Деятельность учащихся |
1 | Вводное занятие. Понятие математической модели. | 1 | Лекция, конспект |
2-3 | Функции и графики. Элементарные преобразования графиков функций. | 2 | Лекция, урок-игра |
4-5 | Производство, рентабельность и производительность труда | 2 | Лекция, решение задач. С.р. |
6 | Графическая интерпретация систем линейных неравенств. | 1 | Лекция, решение задач |
7-8 | Понятие о линейном программировании. | 2 | Лекция, практикум, тест. |
9 | Проценты. Основные задачи на проценты. | 1 | Лекция, решение задач. |
10-11 | Цена и стоимость. Прибыль выручки. Виды издержек. | 2 | Семинар, урок решения задач. |
12-13 | Кривая производственных возможностей. Сравнительное преимущество. | 2 | Лекция, урок-тренинг. |
14-17 | Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения. | 4 | Лекция, урок решения задач, практикум. С.р., тест. |
18-21 | Выручка, издержки, прибыль, рентабельность. | 4 | Лекция, решение задач, с.р. |
22-27 | Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит. | 6 | Лекция, тренинг по начислению процентов, практикум, с.р., тест |
28-32 | Решение задач. Контрольный тест | 5 | Практикум, решение задач, с.р., тест |
33-35 | Итоговые занятия. | 3 | Защита проектов |
Основные формы организации учебных занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, деловые игры.
Формы контроля – тесты, самостоятельные работы, защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Понятие математической модели.
– математическое моделирование как метод познания действительности;
этапы математического моделирования (формализация, преобразование модели,
интерпретация полученных решений); примеры математических моделей.
Функции и графики. Элементарные преобразования графиков функций.
– определение и способы задания функций; линейная и квадратичная функции,
их графики и свойства; прямая и обратная пропорциональность величин;
элементарные преобразования графиков функций (параллельный перенос,
растяжение, сжатие); графическое решение уравнений, неравенств, систем
уравнений.
3. Производство, рентабельность и производительность труда.
– понятия производство, рентабельность и производительность труда.
4–5.Графическая интерпретация систем линейных неравенств. Понятие линейного
программирования.
– зависимость между двумя переменными; графическая иллюстрация неравенства
с двумя переменными; изображение на координатной плоскости областей,
задаваемых системами двух и более линейных неравенств; построение более
сложных областей; задачи, приводящие к линейному программированию;
основные методы линейного программирования и примеры решения задач.
6–7. Проценты и прогрессии.
– понятие процента, основные задачи на проценты; арифметическая и
геометрическая прогрессии (определение, формулы n-го члена и суммы
нескольких членов прогрессии, характеристическое свойство);
решение задач.
8. Кривая производственных возможностей. Сравнительное преимущество.
– кривая производственных возможностей; альтернативные возможности;
Закон повышающихся издержек; предельная норма трансформации; абсолютное
преимущество; сравнительное преимущество.
– построение графиков; элементарные преобразования графиков функций;
анализ функций; составление и решение уравнений и их систем.
Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения.
– спрос, величина спроса, закон спроса, кривая спроса; предложение,
величина предложения, кривая предложения; кривая безразличия;
точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта,
эластичность спроса.
– прямая и обратная пропорциональность величин, процентное отношение,
работа с таблицами, составление и решение уравнений; построение графиков
функций в одной системе координат; элементарные преобразования графиков;
определение наибольшего значения функции на отрезке.
10. Выручка, издержки, прибыль, рентабельность.
– постоянные, переменные, средние, предельные, явные издержки; цена,
выручка, прибыль, убыток, рентабельность.
– процентное отношение величин; составление и решение уравнений,
неравенств и систем; применение методов линейного программирования;
построение графиков функций; нахождение наибольшего значения функции
на отрезке.
Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит.
– начисление простых и сложных процентов; многократное начисление
процентов в течение одного или нескольких лет; начисление процентов
при нецелом промежутке времени, изменяющиеся процентные ставки.
– процентное отношение; арифметическая и геометрическая прогрессии;
степень с действительным показателем; число ℮; неравенство Бернулли;
показательная и логарифмическая функции; составление и решение
уравнений.
12–13.Систематизация знаний, практикум по решению задач, тестовый контроль.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ
Учащийся должен знать:
-понятие процента;
-определение арифметической и геометрической прогрессии;
- формулы n-го члена и суммы нескольких членов прогрессии;
- характеристическое свойство;
- основные способы решения задач на проценты.
Учащийся должен уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
- решать основные задачи на проценты;
- производить финансовые расчеты по простым и сложным процентам;
- осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
- выбирать и записывать ответ.
Учащийся должен владеть:
- анализом и самоконтролем;
- исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам;
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Изучение в XI классе элементов математического анализа открывает новые
возможности для решения экономических задач. Это позволяет составить
программу для еще одного элективного курса в будущем.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.
2. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах. – М.: Начала-пресс, 1995.
3. Коршунова Н.И., Плясунов В.С. Математика в экономике. – М., 1996.
4. Вигдорчик Е.А. и др. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1995.
5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по
экономике с решениями. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2002.
Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – СПб., 1997.
Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М.: 1997.