СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс - Математика в экономике - 11

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс - Математика в экономике - 11»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» Г. ПОВОРИНО



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

ШМО учителей

физико-математического цикла

Рук. ШМО: Асоскова В.В.


____________________


Протокол № 1

от «03» сентября 2018г.


«Согласовано»

Зам. дир. по УВР:

Ракитина Е.А.



_________________________


30 августа 2018г.



«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ № 3»

г. Поворино: Асоскова Е.В.




________________________


Приказ №

от « 30» августа 2018г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по математике

для обучающихся 11 класса


«Математика в экономике»


на 2019 – 2020 учебный год


Асосковой Веры Васильевны (ВКК)
Ф.И.О. учителя


Количество часов в неделю – 1 ч. (в году – 35 ч.)


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Математика в экономике»

(элективный курс по математике для обучающихся 11 класса

социально-экономического профиля, 35 часов)


Рабочая программа элективного курса «Математика в экономике» разработана для учащихся 10 класса социально-экономического профиля и построена в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования 2004 года. Данная программа разработана к УМК «Алгебра и начала математического анализа 10кл» (авт. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов).

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Для освоения курса достаточно знаний по математике на базовом уровне. Необходимые знания по экономике учащиеся получают в ходе изучения курса на соответствующих уроках экономики в школе.

Цель данного курса – систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения экономических задач, формирование умений применять эти знания при решении задач по экономике.

В программе элективного курса предлагается материал, который дополняет школьную программу по математике, и создает аппарат обеспечивающий математическую поддержку курса экономики в школе.

Данный курс способствует формированию у учащихся представлений о математическом моделировании как методе познания реальной действительности.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, могут служить фундаментом для дальнейшего изучения как математики, так и экономики.

Но в то же время экономику можно назвать и точной наукой. Она оперирует преимущественно количественно измеряемыми величинами (экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами). Математическое описание экономических явлений естественным образом приводит к идее составления школьных экономико-математических задач. Использование задач превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Кроме того, задачи позволяют проверить знания по всей программе. Использование математического аппарата требует соответствующей подготовки и от учителя, и от ученика. Данный курс и призван обеспечить математическую поддержку преподавания экономики.

ЦЕЛИ КУРСА:

– формирование у учащихся представлений о математике как практическом инструменте, помогающем в различных областях знаний, о математическом моделировании, как методе познания реальной действительности;

– систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения задач по экономике;

– формирование умений применять математические знания для решения задач по экономике;

– создание математической базы для продолжения образования в высших учебных заведениях экономического профиля.

Для освоения курса достаточно знаний по курсу математики основной школы на базовом уровне по следующим темам:

– проценты, основные задачи на проценты;

– арифметическая и геометрическая прогрессии;

– алгебраические выражения и формулы;

– алгебраические дроби и действия с ними;

– линейные уравнения и неравенства и их системы;

– квадратные уравнения и неравенства;

– линейная функция, ее свойства и график;

– квадратичная функция, ее свойства и график.

Весь элективный курс можно разделить на три части:

– систематизация и углубление известных знаний;

– изучение нового математического материала (графическое истолкование системы

линейных неравенств с двумя переменными, основы линейного программирования);

– решение задач.




№ занятия


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество

часов

Деятельность учащихся

1

Вводное занятие.

Понятие математической модели.

1

Лекция, конспект

2-3

Функции и графики.

Элементарные преобразования графиков функций.

2

Лекция,

урок-игра

4-5

Производство, рентабельность и производительность труда

2

Лекция, решение задач. С.р.

6

Графическая интерпретация систем линейных неравенств.

1

Лекция,

решение задач

7-8

Понятие о линейном программировании.

2

Лекция, практикум, тест.

9

Проценты. Основные задачи на проценты.

1

Лекция,

решение задач.

10-11

Цена и стоимость. Прибыль выручки. Виды издержек.

2

Семинар,

урок решения задач.

12-13

Кривая производственных возможностей.

Сравнительное преимущество.

2

Лекция,

урок-тренинг.

14-17

Спрос, предложение, эластичность спроса и

предложения.

4

Лекция,

урок решения задач, практикум. С.р., тест.

18-21

Выручка, издержки, прибыль, рентабельность.

4

Лекция, решение задач, с.р.

22-27

Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит.

6

Лекция, тренинг по начислению процентов, практикум, с.р., тест

28-32

Решение задач. Контрольный тест

5

Практикум, решение задач, с.р., тест

33-35

Итоговые занятия.

3

Защита проектов


Основные формы организации учебных занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, деловые игры.


Формы контроля – тесты, самостоятельные работы, защита проектов.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Понятие математической модели.

– математическое моделирование как метод познания действительности;

этапы математического моделирования (формализация, преобразование модели,

интерпретация полученных решений); примеры математических моделей.

  1. Функции и графики. Элементарные преобразования графиков функций.

– определение и способы задания функций; линейная и квадратичная функции,

их графики и свойства; прямая и обратная пропорциональность величин;

элементарные преобразования графиков функций (параллельный перенос,

растяжение, сжатие); графическое решение уравнений, неравенств, систем

уравнений.

3. Производство, рентабельность и производительность труда.

– понятия производство, рентабельность и производительность труда.

4–5.Графическая интерпретация систем линейных неравенств. Понятие линейного

программирования.

– зависимость между двумя переменными; графическая иллюстрация неравенства

с двумя переменными; изображение на координатной плоскости областей,

задаваемых системами двух и более линейных неравенств; построение более

сложных областей; задачи, приводящие к линейному программированию;

основные методы линейного программирования и примеры решения задач.

6–7. Проценты и прогрессии.

– понятие процента, основные задачи на проценты; арифметическая и

геометрическая прогрессии (определение, формулы n-го члена и суммы

нескольких членов прогрессии, характеристическое свойство);

решение задач.

8. Кривая производственных возможностей. Сравнительное преимущество.

– кривая производственных возможностей; альтернативные возможности;

Закон повышающихся издержек; предельная норма трансформации; абсолютное

преимущество; сравнительное преимущество.

– построение графиков; элементарные преобразования графиков функций;

анализ функций; составление и решение уравнений и их систем.

  1. Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения.

– спрос, величина спроса, закон спроса, кривая спроса; предложение,

величина предложения, кривая предложения; кривая безразличия;

точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта,

эластичность спроса.

– прямая и обратная пропорциональность величин, процентное отношение,

работа с таблицами, составление и решение уравнений; построение графиков

функций в одной системе координат; элементарные преобразования графиков;

определение наибольшего значения функции на отрезке.

10. Выручка, издержки, прибыль, рентабельность.

– постоянные, переменные, средние, предельные, явные издержки; цена,

выручка, прибыль, убыток, рентабельность.

– процентное отношение величин; составление и решение уравнений,

неравенств и систем; применение методов линейного программирования;

построение графиков функций; нахождение наибольшего значения функции

на отрезке.

  1. Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит.

– начисление простых и сложных процентов; многократное начисление

процентов в течение одного или нескольких лет; начисление процентов

при нецелом промежутке времени, изменяющиеся процентные ставки.

– процентное отношение; арифметическая и геометрическая прогрессии;

степень с действительным показателем; число ℮; неравенство Бернулли;

показательная и логарифмическая функции; составление и решение

уравнений.


12–13.Систематизация знаний, практикум по решению задач, тестовый контроль.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ

Учащийся должен знать:


-понятие процента;

-определение арифметической и геометрической прогрессии;

- формулы n-го члена и суммы нескольких членов прогрессии;

- характеристическое свойство;

- основные способы решения задач на проценты.


Учащийся должен уметь:


- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;

- решать основные задачи на проценты;

- производить финансовые расчеты по простым и сложным процентам;

- осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;

- выбирать и записывать ответ.


Учащийся должен владеть:


- анализом и самоконтролем;

- исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.


Изучение данного курса дает учащимся возможность:


- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

- освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам;

- получения и оценки экономической информации;

- составления семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Изучение в XI классе элементов математического анализа открывает новые

возможности для решения экономических задач. Это позволяет составить

программу для еще одного элективного курса в будущем.




СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.


2. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах. – М.: Начала-пресс, 1995.


3. Коршунова Н.И., Плясунов В.С. Математика в экономике. – М., 1996.


4. Вигдорчик Е.А. и др. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1995.


5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по

экономике с решениями. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2002.


  1. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – СПб., 1997.


  1. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М.: 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!