8
«МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ».
элективный курс для обучающихся 9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Учебно-тематический план…………………………………………………….7
Список литературы……………………………………………………………………9
Пояснительная записка
Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII – XI классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний.
Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для обучающихся девятых классов, интересующихся математикой и экономикой. Учителю курсы дают возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики.
Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.
Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными.
Цель элективного курса: формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации обучающихся и адаптации их к реальной жизни и изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний обучающихся.
Задачи курса:
сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики;
познакомить обучающихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;
научить обучающихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;
привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
Элективный курс рассчитан на 16 часов.
В результате изучения программы элективного курса «Математика в экономике»
Знать и понимать:
экономическую теорию, ее проблемы и закономерности;
природу и сущность рассматриваемых экономических процессов;
основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.
основные понятия и термины, связанные с экономикой и банковским делом: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция, индексация и т.д.
экономические тенденции, происходящие в нашей стране и во всем мире.
Уметь:
объяснять, на основе какого математического аппарата основано содержание конкретной экономической задачи или ситуации;
правильно применять основные категории, понятия, наиболее употребляемые формулы;
извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;
решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов и др.
Предполагаемые результаты
На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:
1. Сформировать у обучающихся первичные навыки решения экономических задач.
2. Привести обучающихся к пониманию того, что успех и предпринимательской деятельности зависит от способности понимать цифры, вести расчеты, принимать экономически обоснованные решения;
3. Достичь повышения уровня самостоятельности обучающихся при работе с учебным материалом, сформулировать обосновывать свою точку зрения.
4. Подготовить обучающихся к составлению задачника по одной из предложенных тем: «Спрос и предложение», «Издержки и прибыль», «Торговля и обмен», «Банковские вклады» и презентация его во время проведения круглого стола при подведении итогов изучения элективного курса.
Оценка знаний
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений, обучающихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проверочных, рефератов, лабораторных работ.
Основными результатами освоения содержания элективного курса обучающимися может быть определенный набор умений (как общеучебных, так и связанных с конкретной предметной областью), а также приобретение опыта исследовательской деятельности, содержательно связанной с предметным полем — математикой.
Если обучающийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в практикумах, успешно выполнил проверочные работы, лабораторные работы, выполнил и защитил проект, продемонстрировал умение работать с литературными источниками, научился работать в группах, находить и использовать информацию в рекомендованных изданиях и набирает от 51 до 100 баллов, то он получает зачет. Это оценка за усердие и прилежание которые привели к положительным результатам. В противном случае обучающийся получает незачет.
Учебно-тематический план
№ п / п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
всего | теории | практики |
1. | Производство, рентабельность и производительность труда | 3 | 1 | 2 | |
1.1. | О проблемах экономической теории | 1 | 1 | | лекция | конспект |
1.2. | Рентабельность и вычисление налогов на прибыль | 1 | | 1 | деловая игра | «Прибыль фирмы» |
1.3. | Производительность труда | 1 | | 1 | семинар | реферат |
2. | Функции в экономике | 3 | 1 | 2 | |
2.1. | О понятиях функции. Откуда берутся функции в экономике? | 1 | 1 | | лекция | конспект |
2.2. | Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике | 1 | | 1 | практикум | исследование графиков |
2.3. | Функции спроса и предложения | 1 | | 1 | проект обучающегося | исследование графиков |
3. | Системы уравнений и рыночное равновесие | 3 | 1 | 2 | |
3.1. | Спрос, предложение и равновесие. | 1 | 1 | | лекция | конспект |
3.2. | Встреча с местными предпринимателями | 1 | | 1 | встреча | вопросы |
3.3. | Примеры нахождения рыночного равновесия | 1 | | 1 | практикум | алгоритм решения |
4. | Проценты и банковские расчеты | 3 | 2 | 1 | |
4.1. | Простые проценты и арифметическая прогрессия | 1 | 1 | | лекция | конспект |
4.2. | Начисление простых процентов за часть года | 1 | | 1 | деловая игра | «Мой счет в банке» |
4.3. | Ежегодное начисление сложных процентов | 1 | 1 | | лекция | конспект |
5. | Расчеты заемщика с банком | 2 | | 2 | |
5.1. | Банки и деловая активность предприятий | 1 | | 1 | семинар | реферат |
5.2. | Равномерные выплаты заемщика банку | 1 | | 1 | практикум | решение задач |
6. | Защита проектов юных экономистов | 2 | | 2 | круглый стол | презентация проектов |
Итого: | 16 | 5 | 11 | |
Список литературы для учителя:
Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления/ О.О. Барабанов//Математика в школе. – 2003. - №5.
Башарин Г.П. Элементы финансовой математики / Г.П. Башарин // Математика: Приложение к газете «Первое сентября».- 1995. - №27; 1996. - №16.
Винокуров Е.Ф. Бизнес – три вопроса: Издержки? Цена? Выручка? /Е.Ф. Винокуров // Математика в школе. – 2002. - №8.
Винокуровы Е. и Н. Экономика в задачах: Приложение к газете «Первое сентября».-1998. - №34.
Дрофеев Г.В. Изучение процентов в основной школе/Г.В. Дрофеев.// Математика в школе. –2002. - №1.
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: – Вита-Пресс, 1997.
Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках./ В.А. Петров.// Математика в школе. –2002. - №8.
Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, -1997. -№ 5.
Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, -1998. -№ 3.
Список литературы для ученика:
Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. – М.: Вита – Пресс, 2002.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Вита – Пресс, 1998.
Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.