СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Математика в экономике" для обучающихся 9-х классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для обучающихся девятых классов, интересующихся математикой и экономикой.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Математика в экономике" для обучающихся 9-х классов»

8



«МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ».

элективный курс для обучающихся 9 классов.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Учебно-тематический план…………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………………9


























Пояснительная записка

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII – XI классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний.

Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для обучающихся девятых классов, интересующихся математикой и экономикой. Учителю курсы дают возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики.

Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.

Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными. 

Цель элективного курса: формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации обучающихся и адаптации их к реальной жизни и изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний обучающихся. 

Задачи курса: 

  • сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

  • сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики;

  • познакомить обучающихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

  • научить обучающихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

  • школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;

  • привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

  • познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

Элективный курс рассчитан на 16 часов.

В результате изучения программы элективного курса «Математика в экономике»

Знать и понимать:

  • экономическую теорию, ее проблемы и закономерности;

  • природу и сущность рассматриваемых экономических процессов;

  • основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.

  • основные понятия и термины, связанные с экономикой и банковским делом: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция, индексация и т.д.

  • экономические тенденции, происходящие в нашей стране и во всем мире.

  Уметь:

  • объяснять, на основе какого математического аппарата основано содержание конкретной экономической задачи или ситуации;

  • правильно применять основные категории, понятия, наиболее употребляемые формулы;

  • извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;

  • решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов и др.

Предполагаемые результаты

На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:

1. Сформировать у обучающихся первичные навыки решения экономических задач.

2. Привести обучающихся к пониманию того, что успех и предпри­нимательской деятельности зависит от способности понимать цифры, вести расчеты, принимать экономически обоснованные решения;

3. Достичь повышения уровня самостоятельности обучающихся при работе с учебным материалом, сформулировать обосновывать свою точку зрения.

4. Подготовить обучающихся к составлению задачника по одной из предложенных тем: «Спрос и предложение», «Издержки и прибыль», «Торговля и обмен», «Банковские вклады» и презентация его во время проведения круглого стола при подведении итогов изучения элективного курса.

Оценка знаний

Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений, обучающихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных провероч­ных, рефератов, лабораторных работ.

Основными результатами освоения содержания элективного курса обучающимися может быть определенный набор умений (как общеучебных, так и связанных с конкретной предметной областью), а также приобрете­ние опыта исследовательской деятельности, содержательно связанной с предметным полем математикой.

Если обучающийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в практикумах, успешно выполнил проверочные работы, лабораторные работы, выполнил и защитил проект, проде­монстрировал умение работать с литературными источниками, нау­чился работать в группах, находить и использовать информацию в рекомендованных изданиях и набирает от 51 до 100 баллов, то он получает зачет. Это оценка за усердие и прилежание которые привели к положительным результатам. В противном случае обучающийся полу­чает незачет.






Учебно-тематический план

 

п / п

Название

разделов и тем

Количество часов

Форма

проведения

Образовательный

продукт

всего

теории

практики

1.

Производство, рентабельность и производительность труда

3

1

2

 

1.1.

О проблемах экономической теории

1

1

 

лекция

конспект

1.2.

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

1

 

1

деловая

игра

«Прибыль

фирмы»

1.3.

Производительность труда

1

 

1

семинар

реферат

2.

Функции в экономике

3

1

2

 

2.1.

О понятиях функции. Откуда берутся функции в экономике?

1

1

 

лекция

конспект

2.2.

Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике

1

 

1

практикум

исследование

графиков

2.3.

Функции спроса и предложения

1

 

1

проект

обучающегося

исследование

графиков

3.

Системы уравнений и рыночное равновесие

3

1

2

 

3.1.

Спрос, предложение и равновесие.

1

1

 

лекция

конспект

3.2.

Встреча с местными предпринимателями

1

 

1

встреча

вопросы

3.3.

Примеры нахождения рыночного равновесия

1

 

1

практикум

алгоритм

решения

4.

Проценты и банковские расчеты

3

2

1

 

4.1.

Простые проценты и арифметическая прогрессия

1

1

 

лекция

конспект

4.2.

Начисление простых процентов за часть года

1

 

1

деловая

игра

«Мой счет в банке»

4.3.

Ежегодное начисление сложных процентов

1

1

 

лекция

конспект

5.

Расчеты заемщика с банком

2

 

2

 

5.1.

Банки и деловая активность предприятий

1

 

1

семинар

реферат

5.2.

Равномерные выплаты заемщика банку

1

 

1

практикум

решение

задач

6.

Защита проектов юных экономистов

2

 

2

круглый стол

презентация

проектов

  Итого:

16

5

11

 









Список литературы для учителя:

  1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления/ О.О. Барабанов//Математика в школе. – 2003. - №5.

  2. Башарин Г.П. Элементы финансовой математики / Г.П. Башарин // Математика: Приложение к газете «Первое сентября».- 1995. - №27; 1996. - №16.

  3. Винокуров Е.Ф. Бизнес – три вопроса: Издержки? Цена? Выручка? /Е.Ф. Винокуров // Математика в школе. – 2002. - №8.

  4. Винокуровы Е. и Н. Экономика в задачах: Приложение к газете «Первое сентября».-1998. - №34.

  5. Дрофеев Г.В. Изучение процентов в основной школе/Г.В. Дрофеев.// Математика в школе. –2002. - №1.

  6. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: – Вита-Пресс, 1997.

  7. Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках./ В.А. Петров.// Математика в школе. –2002. - №8.

  8. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.

  9. Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, -1997. -№ 5.

  10. Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, -1998. -№ 3.

Список литературы для ученика:

  1. Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. – М.: Вита – Пресс, 2002.

  2. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Вита – Пресс, 1998.

  3. Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!