ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО ХИМИИ
«Химия в задачах»
10 класс
Количество часов: 35
Составитель: Рубцова Л.М., учитель химии и биологии, ПКК
Богданович
2023
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение химии невозможно представить без решения задач. Решение расчетных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание. При этом важно решать задачи и выполнять упражнения регулярно, по всем изучаемым темам.
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, определение качественного состава смеси газов и другое. Для каждого типа задач предлагается несколько вариантов решения, что позволяет творчески подходить к решению и оперировать теоретическими знаниями. Рассмотрены окислительно - восстановительные реакции, их составление методом электронного баланса. Курс рассчитан не только на решение задач, но и повторение теоретического материала общей химии.
Умение решать задачи необходимое требование для успешной сдачи ЕГЭ по предмету и является основным показателем творческого усвоения химии. Кроме того, является основным из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.
В соответствии с учебным программа рассчитана на преподавание элективного курса химии в 11 классе в объеме 1 часа в неделю, 35 часов за год
Тема элективного курса выбрана неслучайно, т.к. при изучении химии на решение задач и выполнение упражнений не остается времени.
Цели и задачи реализации учебного курса:
Формирование умений решать комбинированные задачи различного типа;
Развитие умений решать задачи различными способами, умение находить наиболее рациональные способы решения;
Применять теоретические знания для решения задач и упражнений;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Формы организации процесса обучения:
Лекции;
Семинары;
Решение задач;
Тестовые задания;
Самостоятельные работы;
Индивидуальная работа;
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии (11 ч. )
Атомно- молекулярное учение. Законы постоянства состава вещества и сохранения массы и энергии. Установление относительных атомных и молекулярных масс. Количество вещества. Молярная масса и молярный объём. Закон Авогадро и следствия из него. Газовые законы. Законы эквивалентов. Определение количественного состава смеси веществ. Понятие доли и его применение в химии. Способы выражения состава растворов.
Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы (8ч. )
Теория окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Поведение ионов. Содержащих Мn и Cr в окислительно-восстановительных реакциях. Применение метода электронного баланса к органическим реакциям. Электролиз расплавов и растворов. Гальванический элемент. Закон Фарадея.
Тема 3. Решение задач по термохимическим уравнениям ( 3 ч.)
Тепловой эффект. Экзо- и эндотермические реакции. Закон Гесса. Стандартная энтальпия реакции.
Тема 4. Решение задач комбинированного характера ( 12 ч.)
Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; последовательно протекающие реакции; практический выход продукта реакции. Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке. Вычисление по нескольким химическим уравнениям.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел (тема) курса | теория | Практикум решения задач | Всего часов |
1 | Важнейшие понятия и законы химии | 5 | 6 | 11 |
2 | Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | 3 | 5 | 8 |
| Решение задач по термохимическим уравнениям | 1 | 2 | 3 |
3 | Решение задач комбинированного характера | 4 | 8 | 12 |
| Итого: | | | 34 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, химическая символика;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, закон Авогадро и следствия из него, закон эквивалентов, закономерности протекания химических реакций, Закон Фарадея;
уметь:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
решать комбинированные задачи;
производить вычисления по нескольким уравнениям реакций.
5. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Формы контроля: тесты, зачеты, самостоятельные работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю, всего 34 часов.)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
ТЕМА 1. Важнейшие понятия и законы химии (11 часа). |
1/1 | Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. | | | |
2/2 | Семинар «Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии». | | | |
3/3 | Количество вещества. Молярная масса и молярный объём. Газовые законы. | | | |
4/4 | Практикум по решению задач с использованием газовых законов. | | | |
5/5 | Практикум по решению задач с использованием газовых законов. | | | |
6/6 | Закон эквивалентов. | | | |
7/7 | Практикум по решению задач с использованием закона эквивалентов. | | | |
8/8 | Понятие доли и его применение в химии. Способы выражения состава растворов. | | | |
9/9 | Практикум по решению на различные концентрации растворов. | | | |
10/10 | Практикум по решению на различные концентрации растворов. | | | |
11/11 | Зачётная работа | | | |
ТЕМА 2. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы (8ч. ) |
1/12 | Теория окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. | | | |
2/13 | Практикум по составлению окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | | | |
3/14 | Практикум по составлению окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | | | |
4/15 | Применение метода электронного баланса к органическим реакциям. | | | |
5/16 | Практикум по составлению окислительно-восстановительных реакций органических соединений методом электронного баланса. | | | |
6/17 | Электролиз расплавов и растворов. Гальванический элемент. Закон Фарадея. | | | |
7/18 | Практикум решения задач на закон Фарадея. | | | |
8/19 | Зачётная работа | | | |
ТЕМА 3. Решение задач по термохимическим уравнениям ( 3 ч.). |
1/20 | Тепловой эффект. Экзо- и эндотермические реакции. Закон Гесса. Стандартная энтальпия реакции. | | | |
2/21 | Практикум по решению задач на закон Гесса. | | | |
3/22 | Практикум по решению задач на закон Гесса. | | | |
ТЕМА 4. Решение задач комбинированного характера ( 13 ч.) |
1/23 | Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; практический выход продукта реакции. | | | |
2/24 | Практикум по решению задач. | | | |
3/25 | Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке. | | | |
4/26 | Практикум по решению задач. | | | |
5/27 | Практикум по решению задач. | | | |
6/28 | Вычисление по последовательно протекающим реакциям. | | | |
7/29 | Практикум по решению задач. | | | |
8/30 | Практикум по решению задач. | | | |
9/31 | Практикум по решению задач. | | | |
10/32 | Практикум по решению задач. | | | |
11/33 | Практикум по решению задач. | | | |
12/34 | Зачётная работа | | | |